Тема 7. Процент, прибыль и рента

7.1. Сущность процента. Механизм процента. Выбор вариантов инвестирования.

7.2. Прибыль и рентабельность. Показатели прибыльности.

7.3. Ценные бумаги. Дивиденд. Курс акций.

7.4. Рента. Цена земли.

 

7.1. Сущность процента. Механизм процента. Выбор вариантов инвестирования.

Для кредитора процент (процентный доход) - это доход за предоставление денежных средств во временное пользование, а для заемщика – цена, уплачиваемая за временное использование денежных средств. Формула процента:

К = К2 - К1,

где K1 - первоначальная сумма капитала;

K - прирост капитала или процент;

K2 - наращенная сумма капитала.

Двойственная природа процента состоит в том, что с одной стороны он выступает в качестве цены, стоимости капитала, а с другой стороны – в качестве дохода от использования капитала. Следует подчеркнуть, что деньги как таковые не являются экономическим ресурсом, они не принимают непосредственного участия в процессе производства товаров или услуг. Однако деньги позволяют приобрести необходимые материально-вещественные и человеческие ресурсы.

Предоставление капитала во временное пользование означает отказ на время от альтернативного их применения (открыть собственное дело, купить мебель, квартиру, дачу, поехать на курорт и т.д.). Чтобы побудить владельца капитала отказаться от сегодняшнего распоряжения ресурсами, необходимо вознаградить его за такой отказ, поскольку сегодняшние блага люди оценивают выше будущих благ. Вознаграждение за этот отказ должно включать также плату за риск невозврата денежных средств, их возможное обесценивание вследствие инфляции.

Наиболее ярко суть процента и механизм его использования проявляются в банковской сфере, поэтому нормальная норма прибыли на капитал определяется уровнем процента по банковским вкладам.

Следует различать понятия «процент» и «процентная ставка». Процентная ставка - это отношение величины процента (процентных денег), выплаченного за фиксированный отрезок времени, к величине ссуды. На величину процентной ставки оказывают влияние такие факторы, как риск, срочность (срок, на который выдается ссуда), величина кредита, уровень налогообложения, конкуренция на денежном рынке

Период начисления процента - это промежуток времени в течение которого начисляются проценты. Период начисления может быть разбит на интервалы начисления. Интервал начисления – это минимальный промежуток времени, по прошествии которого начисляются проценты.

Проценты начисляются следующим образом:

,

где PV (present value) - первоначальная сумма капитала;

i (interest rate) - годовая процентная ставка;

n 1 - продолжительность в годах.

Когда срок помещения капитала составляет меньше года и выражается в кварталах, месяцах или днях, чаще применяется следующая формула:

,

где n 2 - продолжительность в днях, а год принимается за 360 дней, месяц - 30 дней.

Проценты бывают простые и сложные. При использовании простых процентов процент начисляется на первоначальную сумму долга на протяжении всего срока ссуды. В случае же со сложными процентами процент в конце каждого интервала начисляется на сумму первоначального долга и начисленных за предшествующие интервалы процентов. Простые проценты используются, как правило, в краткосрочном периоде (до одного года), сложные – в долгосрочном периоде

Процентная ставка играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Инвестиции – это вложения в основной капитал и производственные запасы капитала с целью получения прибыли или иного дохода. При вложении средств в тот или иной проект, необходимо сравнить его доходность (ожидаемую норму прибыли) с тем доходом, который можно было бы получить, поместив средства в банк (процентной ставкой), поскольку в развитых странах это наименее рискованные вложения. Доходность выше или ниже банковского процента - это уже вознаграждение или плата за риск.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов используют метод дисконтирования, суть которого заключается в определении сегодняшней (настоящей) стоимости капитала, который можно получить в будущем (через год, два и т.д.):

,

Покажем это на примере. Вам предлагают вложить 50 тыс. руб. в проект, который через 3 года даст 65 тыс. руб. дохода. Для простоты предположим, что процентная ставка стабильная и составляет 11% годовых. Выгодно ли это инвестирование? Используем метод дисконтирования, то есть приводим (дисконтируем) будущую стоимость к настоящей:

Следовательно, проект невыгоден. Выгоднее 50 тыс. руб. вложить в банк.

При анализе категории процента нужно различать номинальную и реальную процентные ставки.

Номинальная ставка процента - это текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции. Реальная процентная ставка - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции. При низких темпах инфляции реальная процентная ставка рассчитывается как разность между номинальной процентной ставкой и темпами инфляции. В общем виде покупательную стоимость К n начальной суммы денег К 0 через n лет при темпах инфляции r в год определяется по формуле:

Kn=K0 [(1+i) / (1+r)]n

При предполагаемых темпах инфляции выше существующих процентных ставок выгоднее вкладывать средства в имущество.

7.2. Прибыль и рентабельность. Показатели прибыльности.

Прибыль - это конечный финансовый результат предпринимательский деятельности, использования всех факторов производства. Она образуется как разность между валовым доходом и валовыми (внешними и внутренними) издержками. На величину прибыли воздействует ряд факторов: уровень цен на реализуемую продукцию и потребляемые ресурсы, размер заработной платы, нормы амортизационных отчислений и т.д.

Основными условиями роста прибыли предприятий в современном рыночном хозяйстве выступают:

- ориентация на потребителя; повышение качества продукции;

- темпы внедрения достижений НТП в производство;

- укрепление положения на рынке, развитие своих конкурентных преимуществ.

- создание условий для наиболее полной реализации и постоянного развития«человеческого капитала»;

- уровень организации производства и управления.

- Для оценки прибыльности (рентабельности) предприятий в современном рыночном хозяйстве наиболее широко применяются следующие показатели:

1. Рентабельность продаж (gross profit margin) - отношение валовой прибыли к объему продаж. Этот показатель указывает, какую прибыль приносит каждый рубль реализованной продукции.

2. Чистая рентабельность продаж (profit net margin) - отношение чистой прибыли к объему продаж. Этот показатель уже очищен от налогов и показывает конечную рентабельность продаж.

3. Рентабельность активов ROA (return on assets) - отношение чистой прибыли к совокупным активам (собственным и заемным средствам). Другое его название - рентабельность инвестиций (return on investment - ROI). Он характеризует эффективность работы менеджеров, т.е. насколько последние справляются с задачей извлечения чистой прибыли из активов своего предприятия.

4. Рентабельность собственного (акционерного) капитала ROE (return on equity) рассчитывается делением чистой прибыли на собственный капитал. Это измеритель доходности для акционеров. Он показывает, какая доля прибыли приходится на единицу капитала собственника.

5. Показатель Р/Е (price to earning ratio) рассчитывается как отношение цены (курса) акции к доходу на акцию. Если на рынке становится известно, что перспективы компании относительно доходов и роста улучшаются, то обычно Р/Е возрастает, и наоборот, когда положение компании ухудшается, тогда Р/Е, как правило, падает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: