Тема 8. Основные виды менеджмента.
Стратегический менеджмент, общая концепция.
Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений и планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций.
Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования.
В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы — ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов.
Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.
Основными компонентами формального планирования являются: тактика, политика, процедуры, правила.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии.
Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений.
Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.
Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.
Бюджет это механизм распределения ресурсов при планировании, охарактеризованных в количественной форме. Он, также, обеспечивает эталон, с которым можно объективно сравнить результаты фактического их использования, помогая объединить планирование и контроль.
Управление по целям представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе.
Инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления с целью определения основных направлений научно-технических и управленческих инноваций, т.е. нововведений или изменений.
Выделяют пять типичных изменений, с которыми имеет дело менеджер:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (в процессе купли — продажи);
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат.
Инновацию — результат — нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций:
Во-первых, он представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.
В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.