Проблема самопознания личности. Образ Иозефа Кнехта

ЙОЗЕФ КНЕХТ (нем. Joseph Knecht, от нем. der Knecht — слуга) — герой романа Г.Гессе «Игра в бисер» (1943). По замыслу автора, Й.К. живет в далеком будущем, когда давно позади остался XX век с его кризисами, революциями и диктаторскими режимами, когда миновала эпоха «фельетонизма», опошления духовных ценностей. Мир существует сам по себе, финансируя «республику духа», посылая туда лучших своих представителей. Й.К. проходит в Касталии все стадии обучения и в конце концов становится Магистром Игры.

«Республика духа» — своеобразный монастырь: ее жители в малой степени связаны с миром, с обществом, они хранят обет безбрачия. Й.К. не испытывает сомнений и до поры до времени не жалеет о своем выборе, хотя «у него тоже были порывы, фантазии и влечения, поддававшиеся укрощению лишь постепенно и с великим трудом». Но все в прошлом, Й.К. обрел свое место. Он талантлив в разных науках, что необходимо для касталийца, пишет, музицирует, воспитывает учеников, утешает всех, кто испытал разочарование. У него есть друг Плинио Дезиньори, в беседах с которым он проводит время.

Финальная сцена, несмотря на весь драматизм, имеет символическое значение: Й.К., покинув замкнутый мир Касталии, сначала погружается в жизнь, а потом в своей гибели сливается с природой, с мирозданием, формулу которого он искал в касталийских духовных упражнениях. Полемика вокруг романа Гессе и образа героя сводилась к вопросу: что является целью жизни человека — уединение и отказ от мира, углубление в духовные упражнения либо выход в мир, совершение какого-то полезного дела, пусть такого малого, как воспитание одного ученика? Образ Й.К. не дает прямого ответа.

Около 2200 г. Магистром становится Иозеф Кнехт, прошедший весь путь, который проходят касталийцы. Его имя означает «слуга», и он готов служить истине и гармонии в Касталии. Однако герой лишь на время обретает гармонию в игре стеклянных бус, ибо он все резче ощущает противоречия касталийской действительности, интуитивно старается избежать касталийской ограниченности. Он далек от ученых типа Тегуляриуса — гения-одиночки, отгородившегося от мира в своем увлечении изощренностью и формальной виртуозностью. Пребывание за пределами Касталии в бенедиктинской обители Мариафельс и встреча с отцом Иаковом оказывают на Кнехта большое влияние. Он задумывается о путях истории, о соотношении истории государства и истории культуры и понимает, каково истинное место Касталии в реальном мире: пока касталийцы играют в свои игры, общество, от которого они уходят все дальше, может счесть Касталию бесполезной роскошью. Задача в том, считает Кнехт, чтобы воспитывать молодых не за стенами библиотек, а в «миру» с его суровыми законами.

Приложения к роману:

Три жизнеописания, заключающие книгу и дающие ключ к пониманию произведения. Герой первого, Слуга, — носитель духовности первобытного племени среди мракобесия — не смиряется и приносит себя в жертву, чтобы не угасла искра истины. Второй, раннехристианский отшельник Иосиф Фамулус (по-латыни «слуга»), разочаровывается в своей роли утешителя грешников, но, встретив более старого исповедника, вместе с ним все же продолжает служить. Третий герой — Даса («слуга») не приносит себя в жертву и не продолжает служение, а бежит в лес к старому йогу, т. е. уходит в свою Касталию. Именно от такого пути нашел в себе силы отказаться герой Гессе Иозеф Кнехт, хотя это и стоило ему жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: