Внутренняя среда предприятия складывается под воздействием факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства товаров и услуг, осуществляемый в рамках предприятия. К внутренней среде относятся организация предприятия, используемые ресурсы, персонал — управленческий аппарат, рабочая сила, присущие ему знания, опыт, способности, взаимоотношения персонала, экономическая культура и имидж предприятия, фирмы. Эти факторы действуют в границах предприятия, но они нестатичны и динамично изменяются. Это может касаться ресурсов предприятия, объемы и ассортимент которых зависят от количества и качества производимых товаров и услуг числа работающих, которое может изменяться в зависимости от цикличности производства и т. д.
Внешняя среда — совокупность переменных факторов, которые находятся за пределами предприятия и не являются областью непосредственного воздействия со стороны предприятия, применяемых способов и методов управления. Сюда входят все те экономические и иные субъекты, с которыми взаимодействуют предприятия в своей хозяйственной деятельности, — это поставщики ресурсов, потребители, ренты, банки и другие кредиторы, дебиторы, акционеры, торговые организации, общества потребителей, государственные органы — налоговая инспекция, полиция, таможня и т. д.
|
|
Внешняя среда по степени влияния на предприятия подразделяется на два уровня:
1) факторы, непосредственно влияющие на деятельность предприятия. К ним относятся все те факторы, которые перечислены выше;
2) факторы, не оказывающие прямого влияния на оперативную деятельность предприятия, но предопределяющие его перспективные направления, — стратегическое планирование, прогнозирование, координацию.
К таким факторам относятся политические, экономические, социально-культурные, физико-географические, институциональные, организационно-технические условия.
Знание факторов внешней среды усиливаются в связи с расширением хозяйственных связей предприятия, увеличением доли его на рынке, с усложнением всей системы социально-экономических отношений в обществе. Но именно внешняя среда определяет стратегию предприятия, и анализ ее является необходимым условием разработки стратегического планирования.
Факторы внутренней среды называют микросредой предприятия, и их необходимо учитывать при разработке в основном краткосрочных решений.
Факторы внешней среды называют макросредой, и взаимоотношения фирмы с ней имеют решающее значение для разработки долгосрочных стратегических решений.