Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства— культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения. П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции».
Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. X. Ортегой-и-Гассет и К. Манхейм рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки
|
|
Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955). «Эстетика в трамвае», «Восстание масс», «Дегуманизация искусства», «История как система», «Человек и люди». Влияние идей Дильтея, Ницше, Шопенгауэра.
Открытии «массового человека» и сути массовой культуры, как порождение «фаустовской» цивилизации. Ортега создал учение — рациовитализм - инструмент разрешения противоположности жизни и культуры.
Всякая культура — это интерпретация жизни. Культура — это такой способ жизни, при которой жизнь приобретает ясность и стройность.
Высший смысл жизни следует искать в культуре. Цель человеческого рода - создание именно культуры. Культура «вывела человека из доисторического леса».
Различие множества культур по специфике субъектов, их создавших: германская и латинская культуры. Первая — это «культура глубины», вторая — «культура поверхности».
Культуры зарождаются, созревают и гибнут. Цикл развития = 1000 лет. После угасания - новый цикл, более высокого уровня. У каждой культуры своя судьба.
Кризис Европы. Культура Европы в состоянии кризиса. Рухнула система ценностей, придававшая смысл бытию людей, воспитанных в традициях европейской культуры. Новая система ценностей не является той путеводной звездой, не отвечает на «вечные вопросы».
|
|
Омассовление культуры. Причина кризиса — это восстание масс. Восстание – это экспансия масс, навязывающих свою волю, ценности, представления о смысле бытия. Это омассовление, стандартизация всех сфер общественной жизни, сферы духа. «Заурядные души, безбоязненно диктуют право и навязывают ее всем и всюду. Масса сминает все непохожее, все недюжинное, личностное и лучшее. … Мир становится массой».
«Масса» - это не народ — это множество людей, не обладающих никакими достоинствами, не способных к созидательной творческой деятельности. «Масса — это «средний человек».
«Средние люди» - во всех слоях, а не только внизу социальной пирамиды. Их много на высших ступенях иерархии, в среде аристократов, предпринимателей, менеджеров. В «высшем обществе» их даже больше, ибо привилегированные слои, обладая богатством и властью, не имеют нужды ежесекундно доказывать свое право на достойную жизнь, деградируют, теряют творческий потенциал. «К массе, относятся те, кто стремится быть как все, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой меркой». Два признака: социальная ответственность и духовность. Кто лишен их, а также творческого начала, воли к жизни, неизбежно сливается с массой. Масса лишена подлинной культуры, не стремится к познанию первооснов, не ищет ответов на вопросы бытия. Главное для нее — навязать свою волю, утвердить свои цели жизни, свое понимание ценности. Понятие моральной нормы ей чуждо, ибо ее аргумент - грубая сила.
Где нет норм, нет и культуры. Масса, по привычкам и стилю поведения напоминает избалованного ребенка, для которого нет запретов и ограничений.
У среднего человека, самые неукоснительные представления от том, что творится и должно твориться во вселенной. Он разучился слушать - все ответы он находит в самом себе. Ему естественней судить, решать, изрекать приговор.
Причины, которые привели к тотальному характеру омассовления. Первая — расширение и комфортизация материальных условий в европейской цивилизации. Размах потребностей и доступность материальных благ изменили видение человеком мира, (иллюзия беспреградного бытия). Вторая причина – разрушение сословных перегородок и иллюзия всеобщего равенства, распространенная на духовное, нравственное, интеллектуальное, творческое уравнивание.
Третья причина - бурный рост народонаселения. Человеческий материал обрушился на поле истории, затопляя его. Сегодня - принципиально новое общество, с иной культурой, иными ценностями — ценностями «среднего человека».
«В массу вдохнули, силу и спесь прогресса, но забыли о духе... она и не помышляет о духе». Европейская история, впервые оказалась отданной на откуп заурядности. Новый человеческий тип — воплощенная посредственность – это горький плод духовных шатаний.
Природа и сущность современного искусства, в кн. «Дегуманизация искусства». Развитие импрессионизма, кубизма, футуризма, супрематизма, абстракционизма, сюрреализма. Новые направления в музыке, драматургии, прозе. Новые звезды: Метерлинк и Йонеску, Джойс, Кафка, Рильке, Агатолинер, Пикассо, Кандинский, Малевич, Филонов, Шенберг, Стравинский. В искусстве прежних эпох в центре внимания художника стоял человек - начало и конец всего, то для авангарда все в мире подлежало расщеплению на элементы.
Непопулярность «нового искусства». Крайнее заужение отклика: «новое искусство» антинародно. Дихотомия публики: меньшая часть настроена благосклонно; гораздо большая, бесчисленная - держится враждебно». «Новое искусство» действует разъединяет людей. Средства его не общечеловеческие.
|
|
Искусство прошлых столетий было так или иначе реалистическим. Критериальна была восприимчивость не столько художественная, сколько человеческая.
«Новое искусство» обладает совершенно иными характеристиками. Оно не стремится быть понятым, интеллектуально, духовно, нравственно и эстетически дистанцируется. Оно художественно в чисто технологическом смысле. Оно отстранено от живой реальности, не погружено в поток жизни.
Черты: а) произведение искусства было лишь произведением искусства и ничем иным; б) понимание искусства как игры; в) тяготение к глубокой иронии над предметом и над самим собой; г) центрация на исполнительском мастерстве; наконец, д) избегание трансцендентальности. «Художественное» начинается с устранения серьезности, степенности. Дегуманизация художественной жизни будет в перспективе нарастать.