Массовая и элитная культура

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства— культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения. П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции».

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. X. Ортегой-и-Гассет и К. Манхейм рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки

Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955). «Эстетика в трамвае», «Восстание масс», «Дегуманизация искусства», «История как система», «Человек и люди». Влияние идей Дильтея, Ницше, Шопенгауэра.

Открытии «массового человека» и сути массовой культуры, как порождение «фаустовской» цивилизации. Ортега создал учение — рациовитализм - инструмент разрешения противоположности жизни и культуры.

Всякая культура — это интерпретация жизни. Культура — это такой способ жизни, при которой жизнь приобретает ясность и стройность.

Высший смысл жизни следует искать в культуре. Цель человеческого рода - создание именно культуры. Культура «вывела человека из доисторического леса».

Различие множества культур по специфике субъектов, их создавших: германская и латинская культуры. Первая — это «культура глубины», вторая — «культура поверхности».

Культуры зарождаются, созревают и гибнут. Цикл развития = 1000 лет. После угасания - новый цикл, более высокого уровня. У каждой культуры своя судьба.

Кризис Европы. Культура Европы в состоянии кризиса. Рухнула система ценностей, придававшая смысл бытию людей, воспитанных в традициях европейской культуры. Новая система ценностей не является той путеводной звездой, не отвечает на «вечные вопросы».

Омассовление культуры. Причина кризиса — это восстание масс. Восстание – это экспансия масс, навязывающих свою волю, ценности, представления о смысле бытия. Это омассовление, стандартизация всех сфер общественной жизни, сферы духа. «Заурядные души, безбоязненно диктуют право и навязывают ее всем и всюду. Масса сминает все непохожее, все недюжинное, личностное и лучшее. … Мир становится массой».

«Масса» - это не народ — это множество людей, не обладающих никакими достоинствами, не способных к созидательной творческой деятельности. «Масса — это «средний человек».

«Средние люди» - во всех слоях, а не только внизу социальной пирамиды. Их много на высших ступенях иерархии, в среде аристократов, предпринимателей, менеджеров. В «высшем обществе» их даже больше, ибо привилегированные слои, обладая богатством и властью, не имеют нужды ежесекундно доказывать свое право на достойную жизнь, деградируют, теряют творческий потенциал. «К массе, относятся те, кто стремится быть как все, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой меркой». Два признака: социальная ответственность и духовность. Кто лишен их, а также творческого начала, воли к жизни, неизбежно сливается с массой. Масса лишена подлинной культуры, не стремится к познанию первооснов, не ищет ответов на вопросы бытия. Главное для нее — навязать свою волю, утвердить свои цели жизни, свое понимание ценности. Понятие моральной нормы ей чуждо, ибо ее аргумент - грубая сила.

Где нет норм, нет и культуры. Масса, по привычкам и стилю поведения напоминает избалованного ребенка, для которого нет запретов и ограничений.

У среднего человека, самые неукоснительные представления от том, что творится и должно твориться во вселенной. Он разучился слушать - все ответы он находит в самом себе. Ему естественней судить, решать, изрекать приговор.

Причины, которые привели к тотальному характеру омассовления. Первая — расширение и комфортизация материальных условий в европейской цивилизации. Размах потребностей и доступность материальных благ изменили видение человеком мира, (иллюзия беспреградного бытия). Вторая причина – разрушение сословных перегородок и иллюзия всеобщего равенства, распространенная на духовное, нравственное, интеллектуальное, творческое уравнивание.

Третья причина - бурный рост народонаселения. Человеческий материал обрушился на поле истории, затопляя его. Сегодня - принципиально новое общество, с иной культурой, иными ценностями — ценностями «среднего человека».

«В массу вдохнули, силу и спесь прогресса, но забыли о духе... она и не помышляет о духе». Европейская история, впервые оказалась отданной на откуп заурядности. Новый человеческий тип — воплощенная посредственность – это горький плод духовных шатаний.

Природа и сущность современного искусства, в кн. «Дегуманизация искусства». Развитие импрессионизма, кубизма, футуризма, супрематизма, абстракционизма, сюрреализма. Новые направления в музыке, драматургии, прозе. Новые звезды: Метерлинк и Йонеску, Джойс, Кафка, Рильке, Агатолинер, Пикассо, Кандинский, Малевич, Филонов, Шенберг, Стравинский. В искусстве прежних эпох в центре внимания художника стоял человек - начало и конец всего, то для авангарда все в мире подлежало расщеплению на элементы.

Непопулярность «нового искусства». Крайнее заужение отклика: «новое искусство» антинародно. Дихотомия публики: меньшая часть настроена благосклонно; гораздо большая, бесчисленная - держится враждебно». «Новое искусство» действует разъединяет людей. Средства его не общечеловеческие.

Искусство прошлых столетий было так или иначе реалистическим. Критериальна была восприимчивость не столько художественная, сколько человеческая.

«Новое искусство» обладает совершенно иными характеристиками. Оно не стремится быть понятым, интеллектуально, духовно, нравственно и эстетически дистанцируется. Оно художественно в чисто технологическом смысле. Оно отстранено от живой реальности, не погружено в поток жизни.

Черты: а) произведение искусства было лишь произведением искусства и ничем иным; б) понимание искусства как игры; в) тяготение к глубокой иронии над предметом и над самим собой; г) центрация на исполнительском мастерстве; наконец, д) избегание трансцендентальности. «Художественное» начинается с устранения серьезности, степенности. Дегуманизация художественной жизни будет в перспективе нарастать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: