Понятие и классификация источников земельного права

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

 

Тема №2 "Источники земельного права"

Учебные вопросы:

Понятие и классификация источников земельного права.

Характеристика Земельного кодекса РФ.

Содержание учебных вопросов:

Понятие и классификация источников земельного права.

Под источниками земельного права следует понимать законодательные и иные нормативные правовые акты компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы земельного права.

Известно, что все источники российского права по своей юридический силе подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Эта классификация в полной мере применима в земельном праве.

Наибольшей юридической силой после Конституции РФ обладают Земельный кодекс РФ и специальные федеральные законы, регулирующие земельные отношения. При этом нормы, содержащиеся в Земельном кодексе, обладают большей юридической силой по отношению к соответствующим нормам, установленным в других федеральных и принимаемых в соответствии с ними законах субъектов Российской Федерации.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Земельному кодексу и федеральным законам.

Правительство РФ вправе принимать решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, а также указами президента РФ, регулирующими земельные отношения.

Правовые акты, содержащие нормы земельного права, издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий и на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации

Земельный кодекс РФ впервые в истории земельного законодательства предусматривает, что нормы земельного права могут содержаться в актах органов местного самоуправления (п.4 ст. 2 ЗК РФ). Такие акты ими издаются на основании и во исполнения Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской. Федерации.

Законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы. К первым ныне относятся Земельный кодекс Российской Федерации и земельные кодексы республик (например. Земельный кодекс республики Башкортостан), входящих в состав Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации земельного права.

Наряду с ними действуют кодифицированные акты, относящиеся к природоресурсному законодательству. Имеются в виду Водный кодекс Российской федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральный Закон «О недрах» и т.д. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов принадлежит нормативным указам Президента Российской Федерации. Многие указы Президента РФ стали первичными нормативными актами, определяющими правовые основы земельной реформы и совершенствования нового земельного строя в России.

Правовые акты Правительства РФ многообразны и принимаются по разным вопросам регулирования земельных отношений. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Известное место среди источников земельного права занимают приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.

По юридической силе их акты могут быть общеобязательными либо действующими в пределах системы соответствующего министерства, комитета, ведомства.

Конституция Российской Федерации обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного назначения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных условий (ст. ст. 130, 131 Конституции РФ).

В настоящее время действует Федеральный Закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно этому закону предметом ведения местного самоуправления является регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земельного законодательства на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Гарантом конституционных прав граждан, в том числе прав собственности на землю и других вещных прав на недвижимость, выступают судебные органы Российской Федерации. Они разрешают земельные споры и восстанавливают нарушения земельного законодательства.

Обобщая опыт работы судов своей системы высшие судебные органы принимают руководящие постановления, которые, могут рассматриваться в качестве особых источников земельного права. В настоящее время таким нормативным актом является прежде всего Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № б «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе».

 

2. Характеристика Земельного кодекса РФ.

25 октября 2001 года окончательный вариант Земельного кодекса был подписан Президентом РФ и введен в действие со дня официального опубликования в Российской Газете 30 октября 2001 года.

Реформирование земельных отношений в нашей стране началось еще в 1990 году с принятием Закона РСФСР «О земельной реформе». В 1991 году был принят Земельный кодекс РСФСР, установивший разнообразие форм собственности на землю, в том числе и частную собственность. Всего же с 1990 по 2001 год был принят 41 федеральный закон, более 30 указов Президента и около 100 постановлений Правительства, в той или иной степени затрагивавших земельные правоотношения. Множество нормативных документов по поводу земель было принято на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, причем многие из них шли в разрез с федеральным законодательством. Таким образом, к 2001 году источники земельного права представляли конгломерат несистематизированных нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу.

Несмотря на это отдельные положительные результаты реформы все же были. Так, была ликвидирована государственная монополия собственности на землю. В частную собственность землю фактически получили более 45 миллионов граждан и большое количество учреждений, организаций и предприятий различных форм собственности. Земля «была готова» стать товаром и включиться в активный товарооборот, однако нормативная база для этого была сформирована не полностью. Действующий Гражданский кодекс РФ в некоторой степени урегулировал вопросы оборота земель, однако этого было недостаточно, так как ГК не учитывал особенности земли как природного ресурса. Земля – это крайне сложный объект, как с экологической, так и с общественно-политической точки зрения и она требует к себе комплексного подхода, который бы обеспечивал защиту прав собственности на землю, интересов общества и государства, а также норм природоохранного законодательства.

Все эти соображения, а также анализ научных исследований ведущих специалистов в области гражданского и земельного права и были положены в основу при подготовке нового Земельного кодекса.

Земельный кодекс РФ состоит из 18 глав. Первые 13 глав посвящены общим вопросам, таким как: основные принципы земельных правоотношений и их предмет регулирования; участники и объекты земельных отношений; полномочия федеральных органов власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления и ряду других.

Сохранено деление земель по целевому назначению на 7 категорий:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населенных пунктов;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи…, обороны, безопасности…;

· земли особо охраняемых природных территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.

Глава 2 кодекса посвящена охране земель, что подчеркивает приоритет охраны окружающей среды в регулировании земельных правоотношений.

Глава 3 определяет виды собственности на земли: частная собственность физических и юридических лиц; государственная собственность Федерации и ее субъектов; муниципальная собственность.

Глава 4 посвящена правам на землю лиц, которые не являются собственниками земельных участков, но владеют на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, пользуются правом ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) или правом безвозмездного срочного пользования.

Здесь важно положение о том, что после введения в действие Земельного кодекса гражданам больше не будут выдаваться участки в постоянное пользование и пожизненное наследуемое владение, однако если граждане получили участки в пользование и владение до принятия Земельного кодекса, то их права полностью сохраняются. Кроме того, граждане, владеющие земельными участками по «старой» форме собственности, в том числе под жилыми домами имеют право их бесплатно приватизировать.

Установлено разделение между публичным и частным сервитутом: частный устанавливается ГК РФ, а публичный – федеральным законом или иным нормативным актом для обеспечения государственных нужд. При этом собственник участка в отношении которого установлен публичный сервитут имеет право требовать соразмерной оплаты от тех, в чьих интересах сервитут установлен, если же собственник из-за этого не может более пользоваться своим участком, то он имеет право требовать, чтобы у него выкупил участок по рыночной цене тот государственный орган, который установил сервитут.

Глава 5 посвящена возникновению прав на землю. Установлено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и иными федеральными законами и подлежат обязательной государственной регистрации. В главе говорится и об ограничении оборотоспособности земель. Так, участки земель изъятых из оборота (земли заповедников, земли под объектами Вооруженных сил…) не могут приватизироваться и быть объектами иных сделок (залога, мены, купли-продажи…). Земли, находящиеся в ограниченном обороте (земли лесного и водного фондов, земли для нужд транспорта…) не подлежат приватизации, но в некоторых случаях их можно брать в аренду.

Земельный кодекс позволяет свободно покупать земельные участки для размещения объектов (например, домов) лишь бы была в порядке градостроительная документация и соблюдены правила землепользования и застройки. Установлен принцип единства земельного участка и расположенного на нем сооружения. Для этого введено правило собственника здания или иного сооружения на приватизацию земель под этими постройками.

Глава 6 содержит описание прав и обязанностей собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков. Важнейшие из обязанностей: использовать земли строго в соответствии с их целевым назначением; осуществлять мероприятия по охране земель. Права на землю могут быть существенно ограничены, если участок находится к примеру в особо охраняемой природной зоне.

Глава 7 содержит описание ситуаций, когда право на землю прекращается, например по решению суда или в случае изъятия участка путем выкупа для государственных нужд, а также по другим причинам, установленным законодательством РФ.

Главы 8 и 9 полностью посвящены правовому регулированию вопросов возмещения потерь и убытков сельхозпроизводства и лесного хозяйства и защите прав на землю.

Главы 10-12 говорят о проблемах государственного управления землями. Государство ведет мониторинг земель, занимается землеустройством, создает Государственный земельный кадастр. Плату за землю государство берет в форме земельного налога и арендной платы.

Глава 13 посвящена вопросам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) за земельные правонарушения.

Главы 14-18 описывают правовой режим земель различных категорий.

Одновременно с Земельным кодексом в действие вступил Закон РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в котором даны как инструкции на переходный период, так и перечень законов, утративших силу после вступления в силу Земельного кодекса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: