double arrow

Что такое «отражатель» и зачем он нужен?

Отражатель (рефлектор, экран, лайт-диск) в классическом понимании — это мобильная конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала. Бывают разных размеров и форм. Отличаются отражатели также конструктивом, свойствами и количеством отражающих поверхностей.
Отражатель используется обычно при съемке портрета, чтобы «подсветить» отраженным светом от основного источника (солнце, вспышка и т.п.) детали, расположенные в тенях, тем самым выравнивая освещенность кадра.
Говоря проще, отражатель — это весьма действенное средство при борьбе с нежелательными тенями.
А еще отражатель может выполнять роль моделирующего (рисующего) источника света, если модель находится в тени либо освещение само по себе — без жестких светотеневых переходов (облачно/пасмурно).


Классификация отражателей.
Как уже было сказано выше, отражатели бывают разных размеров и форм — портретные и ростовые, круглые, овальные, прямоугольные, треугольные и т.п..
По типу каркаса отражатели могут быть как гибкими, так и жесткими, монолитными.
В зависимости от свойства поверхности, могут быть задействованы для отражения света, использования «на просвет» и для поглощения света.

Отражателей, предлагаемых на рынке фото-аксессуаров, очень много. Разброс по ценам достаточно велик, и зависит от функциональности, размера (рабочей площади) отражателя и известности бренда. Наибольшее распространение ввиду своей универсальности и доступной цены получили отражатели круглой формы и небольшого диаметра. Они обычно включают до пяти или даже семи рабочих поверхностей, отличающихся функционально.

Типы поверхностей отражателя.
Разберем предназначение основных типов поверхностей на примере классического портретного отражателя круглой формы, диаметром 32 дюйма, «пять в одном».
Изделие состоит из гибкого складного обруча, на который натянута прозрачная материя белого цвета, используемая «на просвет». Для удобства назовем эту конструкцию «основой». Далее, на основу одевается специальный чехол, застегивающийся на «молнию», каждая из четырех поверхностей которого выполняет свою функцию.

1. Серебряный отражатель — наиболее часто используемая поверхность, для нее характерен высокий КПД* и соответственно, пользоваться ей нужно с умом. Например, при ярком солнечном свете не стоит направлять «зайчик» в глаза модели, если вам, конечно не нужен эффект поплывшей от слез туши. Незаменим в облачную погоду. Дает незначительно измененный по температуре свет, с уклоном в «холодные» тона.
2. Золотой отражатель — практически то же самое, что и серебряный, с одной лишь оговоркой — эта поверхность дает более «теплый» по температуре свет. Применяется в основном, в пленочной фотографии. Однако, и в цифровой ему находится место — например, можно исправить тональность бледной кожи модели. Часто бывает замечен в «глянцевой» фотографии.
3. Белый фон — используется в качестве отражателя света, однако КПД на порядок ниже, чем у серебристого. Бесценен в яркую солнечную погоду.
4. Черный фон — работает как белый с точностью до наоборот — поглощает большую часть часть света, «рисуя» более глубокую, с равномерными переходами, тень. Может пригодится при съемках бликующих поверхностей.
5. Также не забудем о предназначении нашей основы! Материя, натянутая на обруч, используется в тех случаях, когда отражающие поверхности могут быть бессильны. Например, в борьбе с ярким полуденным солнцем, а вернее, с жесткими тенями, которые появляются на лице модели. Особенно мешает такая тень на глазах, превращая глазницы в черные провалы — просто ночной кошмар фотографа-портретиста:)
Спасет положение только основа, размещенная над моделью так, чтобы бросить на область съемки мягкую тень от основы.
И конечно же в сложенном состоянии отражатель находится в тонком чехле, к которому пришита петля для удобства ношения.
Вариант «семь-в-одном» включает в комплектацию отражателя еще две рабочие поверхности: зеленого и синего цвета соответственно. Они предназначены для съемки портрета и последующего вырезания этого цветного фона в графическом редакторе.

Отражатель из подручных материалов.
Новичок, да и вообще любой, кто хочет вначале попрактиковаться «на кошках» перед покупкой фирменного «девайса», может вначале «поюзать» лист ватмана, кусок фольги или материи. Газета, в конце концов — тоже может быть отражателем. В качестве ознакомительных целей — самое оно.
Промежуточным, и весьма эффективным вариантом может стать покупка отражающего солнцезащитного экрана, который продается в любом автомагазине или на авторынке, причем за смешные деньги (около пяти долларов). Автолюбители используют его для защиты от солнечных лучей торпедо, закрепляя экран на присосках к лобовому стеклу.

Отражатель, не уступающий по характеристикам коммерческим предложениям на рынке фото-аксессуаров, можно изготовить и самому. Для членов клуба «очумелые ручки», желающих поупражнять свою фантазию и мелкую моторику или просто желающих сэкономить, в сети достаточно информации о том, как соорудить эту полезную штуку самостоятельно.
Любителям заморачиваться дам несколько советов: конструкция вашего «самоделкина» должна быть сборно-разборной, легкой, достаточно жесткой и устойчивой к ветру и при этом компактной.

Как выбрать отражатель?
Для начала нужно определиться, для каких целей вам нужен отражатель.
Для съемки на пленере без ассистента достаточно небольшого отражателя для одиночных портретов «три-в-одном» либо «пять-в-одном». Также неплохо себя зарекомендовали варианты треугольной формы с ручкой для держания.
При наличии ассистента можно использовать бОльшие по габаритам отражатели, обычно используются круглой либо овальной формы.
Для студийной съемки может быть масса вариантов, от маленького портретного отражателя, до большой панели-экрана для ростовых портретов. Здесь все зависит от бюджета и поставленных задач.

Форс-мажорные обстоятельства.
Если случится непредвиденное и вы забудете взять с собой отражатель — не беда!
В качестве альтернативы всегда можно использовать окружение, встречающееся обычно на пленере. Например, пляжный песок, белую стену или даже воду в реке.

P.S.: в следующем материале я расскажу вам о практическом применении отражателей во время съемки на пленере, основных правилах и тонкостях работы с ними, например, применение отражателя в разное время суток (рассвет/полдень/закат). А еще о том, как обойтись без ассистента, и почему лучше все-таки работать в паре с ним:)

*По вопросу отражения/поглощения в точных цифрах (в процентном соотношении) никогда не заморачивался, все видно во время работы с отражателям. Если вам очень хочется узнать эти цифры — погуглите. Те данные, что я нашел, мне кажутся сомнительными — белая поверхность якобы «отражает 90% света и поглощает 10%». По моим наблюдениям белый отражатель отдает менее 80% света. Вот серебро и золото — ориентировочно дают фотографу до 90% КПД. «Черная — поглощает 90% и отражает 10% света» — эти цифры похожи на правду.

В любом случае, от цифр мало пользы, поэтому практика и еще раз практика!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: