Тема 5.Организация научно-исследовательской работы в России

Раздел 2. Научно-педагогическая подготовка юриста в условиях информатизации общества, интенсификации научных исследований

Тема 5.Организация научно-исследовательской работы в России

Учебные вопросы:

Методологические вопросы анализа структуры временных научных коллективов и малых исследовательских групп как субъектов научной деятельности. Методологические вопросы исследования позиции ученого в малой группе или временном научном коллективе. Роль научной деятельности в формировании жизненной позиции ученого. Методологические основы исследования культуры профессиональной юридической деятельности: научной и/или научно-педагогической. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе профессионального образования в РФ. Межгосударственный стандарт о Порядке, структуре и правилах выполнения НИР (ГОСТ 15.101-98, 7.1-2003, 7.32-2001, 7.82-2001).

Понятие «научное сообщество» ввели в обиход в XX веке, хотя его аналоги - научная школа, республика ученых, невидимый колледж, иные модели, - имеют давнее происхождение. Условия свободной коммуникации ученых и необходимость сохранения научных традиций стремился зафиксировать таким образом М. Полани[1].

Научное сообщество - своеобразный социальный институт, который трактуется и может пониматься как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов той или иной области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

Роль научного сообщества в процессе развития науки в специальной литературе характеризуется следующим образом:

• представители научного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области – тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;

• для них характерен универсализм: ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;

• научное сообщество выступает от имени коллективного субъекта познания, дает согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов (этос науки). Ученый может быть понят и воспринят как ученый только при условии принадлежности к определенному научному сообществу. Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятельности;

• члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы – модели (образца) постановки и решения научных проблем, или, как утверждает Т. Кун, парадигма управляет группой ученых-исследователей. Сами ученые предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.

Внутри науки существуют научныешколы–организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые, как правило, видным ученым.

Типологизация научных школ.По типичным формам функционирования эксперты выделяют следующие школы: авангардная – продуцирующая концепции высокого ранга, отвечающие критериям научности; конкурирующая – локальное сообщество ученых, разрабатывающая идентичную идею, но менее убедительно или с опозданием; автаркическая – репродуктивная: развивающая заимствованную идею; компрадорская – изолированная от общезначимых достижений науки (идеи других школ могут быть скопированы без ссылок на них и переведены лидером на свой язык); эпигонская – генерирование авторитетным ученым прошлого, апелляция к устаревшим программам.

Классификация научных школ. В науковедении обычно выделяют классические и современные (дисциплинарные) научные школы.

Первые возниклина базе университетов (расцвет их деятельности - вторая треть XIX века). Для них характерны функции: научно-образовательные - единые для данной школы методы обучения творчеству, процессу исследования; исследовательские - особый подход к проблемам, методам познания, наличие собственного стиля научного мышления; интернациональные – транснациональная коммуникабельность, известность на уровне мирового научного сообщества.

Вторые пришли на смену первым (в начале XX в.) в связи с доминированием научно-исследовательских институтов и проблемных лабораторий соответствующего профиля (дисциплины) как ведущих форм организации научного труда. В отличие от классической научной школы они ослабили функции научного обучения и были сориентированы на исследовательские задачи – планы, программы, формирующиеся вне рамок самой школы. Когда научно-исследовательская деятельность стала направляться лишь поставленной целью (без сплоченности их стратегией поиска, научной позицией руководителя), дисциплинарная научная школа просто трансформировалась в научный коллектив.

Как отмечают современные исследователи, научное сообщество представляет собой объединение структурированных научных групп или научных школ. Все существенное для развития научного знания происходит внутри структурированной научной группы (малой исследовательской группы, временного научного коллектива), создающей новый элемент знания коллективно, а затем в борьбе и компромиссах с иными аналогичными группами, его утверждающими. Вырабатываются специфический научный сленг, набор стереотипов и интерпретаций – в результате научная группа самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе.

Структуры малых исследовательских групп и временных научных коллективов как субъектов научной деятельности разрабатываются на базе Положения о порядке формирования и организации деятельности временных научных коллективов, которое, как правило, содержит три раздела:

1. Общие положения. Настоящее Положение[2] разработано в соответствии с положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона «Об образовании в РФ», Национальной доктрины образования в РФ[3], Концепции[4] модернизации российского образования, Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ[5], Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ[6], нормативных правовых актов Минобрнауки России и Минюста России. Положение определяет порядок формирования и организации деятельности временных научных коллективов (далее по тексту - ВНК) в университете и его структурных подразделениях: кафедрах, филиалах, факультетах, институтах.

2. Понятие и порядок формированияВНК. Временный научный коллектив - группа научных, педагогических работников, иных специалистов, добровольно объединившихся для совместной научной и/или исследовательской деятельности на срок, необходимый для решения поставленной задачи и получения заданного результата, без образования юридического лица. Цель создания ВНК - более эффективное использование научного потенциала научных, педагогических работников и специалистов, повышение их материальной заинтересованности в ускоренном и широком освоении результатов исследований и разработок. Инициаторами создания ВНК могут выступать юридические лица, финансирующие (проводящие) исследования, разработки или освоение их результатов в практической деятельности, а также научные работники или специалисты, получившие финансовые средства на эти цели (гранты). Состав ВНК формируется на организационном собрании ВНК. Численный и персональный состав определяется в зависимости от характера, объема и сроков выполнения работы конкретного наименования. На организационном собрании принимается решение о заключении с Заказчиком договора подряда на выполнение работы, устанавливаются для членов ВНК конкретные задания, оговариваются условия, подлежащие включению в договор подряда, условия выполнения заданий членами ВНК. Собрание утверждает (избирает) руководителя ВНК и наделяет его полномочиями на заключение договора подряда от имени ВНК. Решение собрания ВНК оформляется протоколом, который подписывается руководителем и членами ВНК.

Предмет договора подряда - научная, научно-методическая продукция или другая работа, связанная с научной, исследовательской или образовательной деятельностью. В договоре подряда[7] и прилагаемых к нему документах (научном и (или) техническом задании, календарном плане, калькуляции затрат) оговариваются:

- содержание работы и (при необходимости) ее отдельных частей (этапов), порядок их приемки и оценки; требования к отдельным частям (этапам), к конечным результатам работы и к форме их представления (в соответствии с установленными для данного вида работ (продукции) нормативами[8]);

- условия выполнения работы - сроки выполнения работы и ее отдельных этапов, порядок предоставления заказчиком необходимых для выполнения работы информации, оборудования, приборов, материалов; обязательства сторон и мера ответственность за соблюдение принятых каждой стороной обязательств, а также условия расторжения договора по инициативе одной из сторон;

- права собственности на результаты работы, условия конфиденциальности и защиты прав авторов на созданные ими результаты, передачи третьим лицам и другие вопросы, требующие правового регулирования; размер вознаграждения за выполненную работу и порядок его выплаты; иные условия, требующие правового оформления.

Договор подряда с организацией-заказчиком, при которой создается ВНК, и другие документы, являющиеся неотъемлемой частью договора, от имени Исполнителя - коллектива ВНК - подписывает руководитель ВНК. Руководитель организации-заказчика утверждает протокол организационного собрания ВНК и подписывает договор подряда с ВНК и прилагаемые к нему документы от имени Заказчика. Указанные документы являются юридическим основанием для последующих отношений организации-заказчика с ВНК и для взаимоотношений между членами ВНК. Договор подряда подписывается в двух экземплярах и скрепляется печатью организации - заказчика. Один экземпляр договора подряда хранится у Заказчика, другой - у руководителя ВНК. В обоснованных случаях, по соглашению сторон, в условия договора подряда могут вноситься уточнения, дополнения и изменения. Поправки к условиям договора подряда оформляются дополнительным соглашением, подписываемым в том же порядке, что и договор подряда, и имеющим равную с ним юридическую силу.

3. Организация деятельностиВНК. Работа по договору подряда выполняется членами ВНК в свободное от основной работы время и не является совместительством. Деятельность ВНК организует руководитель в рамках полномочий, предоставленных ему решением организационного собрания ВНК, и в соответствии с условиями договора подряда. Руководитель ВНК несет персональную ответственность за организацию работы ВНК и обеспечение выполнения условий, предусмотренных договором подряда. Руководитель ВНК имеет право самостоятельно планировать работу, определять обязанности членов ВНК (с их согласия или в соответствии с решением собрания), принимать под свою ответственность имущество, необходимое для выполнения работы, составляющей предмет договора подряда, требовать от Заказчика соблюдения условий договора подряда.

Результаты выполненной работы, предусмотренной договором подряда (или ее части, этапа), рассматриваются на собрании ВНК. В случае соответствия их требованиям научного или технического задания и условиям договора подряда принимается решение о сдаче работы Заказчику. Одновременно, на основе представленных членами ВНК отчетов о выполнении заданий, принимается решение об их имущественных и неимущественных правах на результаты работы и о распределении вознаграждения. Размер вознаграждения каждого члена ВНК определяется на основе оценки личного вклада в конечный результат. Решение собрания ВНК о готовности работы для сдачи Заказчику, об имущественных и неимущественных правах на результаты работы и о распределении вознаграждения оформляется протоколом, подписываемым всеми членами ВНК.

Заказчик, в лице полномочных представителей, принимает выполненную ВНК работу (или ее часть, этап) в соответствии с условиями договора подряда. Результаты приемки-сдачи работы оформляются актом, подписываемым руководителем организации-заказчика и руководителем ВНК. Акт приемки-сдачи выполненной работы и утвержденный руководителем организации-заказчика протокол собрания ВНК с решением о распределении вознаграждения являются основанием для расчетов с членами ВНК. При этом организация-заказчик не вправе требовать изменений в распределение вознаграждения. Суммы вознаграждения, выплаченные членам ВНК по договору подряда, включаются в фонд заработной платы организации-заказчика. Налоги и другие отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от суммы вознаграждения ВНК начисляются организацией-заказчиком в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Деятельность ВНК прекращается после подписания акта приемки-сдачи работы, составляющей предмет договора подряда и выполненной в полном объеме.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно- конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени.

В настоящее время Минобрнауки России обновлены следующие документы: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ[9]; Положениео присуждении ученых степеней[10]; Положение о порядке присвоения ученых званий[11];Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук[12]; Номенклатура специальностей научных работников[13].

Основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования - докторантура и аспирантура, а также соискательство как форма работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в докторантуру, аспирантуру (адъюнктуру). К научно-исследовательской деятельности профессионально готовятся и студенты-магистранты[14], результаты государственной (итоговой) аттестации которых приравниваются к вступительным испытаниям в аспирантуру.

Так, научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы (далее НИР) обучающихся: планирование НИР, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, подготовку реферата по избранной теме; проведение НИР; корректировка плана проведения НИР; составление отчета о НИР; публичная защита выполненной работы. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов НИР обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара (п.7.16 ФГОС ВПО).

Научная составляющая программы магистерской подготовки включает: научно-исследовательскую работу в семестре, научно-исследовательскую практику, научно-педагогическую практику,подготовку магистерской диссертации, государственную (итоговую) аттестацию магистрантов, включающую защиту магистерской диссертации.

Общее руководствонаучнымсодержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательном учреждении высшего профессионального образования не менее трех лет (п. 7.17 ФГОС ВПО).

От профессиональных и личных качеств руководителей научных школ университета, магистерских программ, теоретических (методологических) семинаров, магистерских диссертаций во многом зависит и формирование активной жизненной позиции обучающихся магистрантов, будущих ученых, научно-педагогических работников. Формирование же активной их жизненной позиции отражает общие закономерности развития основ современного общества, особенности совершенствования процесса интеграции науки и общества, деятельности научных и образовательных организаций, конкретных научно-исследовательских и научно-педагогических коллективов.

Важнейшие звенья, через которые начинается процесс становления исследователя - школа, вуз, аспирантура. Уже на данной ступени создаются некоторые предпосылки, на которых может быть основано развитие личности ученого: определенные нравственные качества человека, его взгляды, склад мышления. Поэтому совершенствование системы воспитания обучающихся, формирования у них потребности к знанию, творческого, заинтересованного отношения к учебной деятельности, умения увязывать теоретические знания с вопросами практической жизни - важная предпосылка выработки активной позиции будущих представителей науки. Необходимы ранняя ориентация обучающихся и обучающих на развитие интересов к наиболее перспективным направлениям науки, привитие навыков исследовательской работы.

Резервы развития творческого потенциала научных работников, их инициативы, заинтересованности в высоких результатах содержатся в совершенствовании организации юридической науки в направлении создания условий для максимального использования и роста профессионального уровня исследователей, в преодолении межведомственных барьеров в развитии исследований и их внедрения. Важно совершенствовать и систему оценки результатов деятельности отдельных ученых: рейтинговая система, или таблица оценки результативности работы специалистов университета, обучающих и обучающихся; эффективный контракт; оценка заявок на выполнение научных проектов; оценка качества результатов научной деятельности; оценка результативности научной деятельности; оценка уровня организации научной деятельности/исследовательского труда.

Наиболее адекватным интегральному характеру жизненной позиции способом ее формирования считается комплексный подход, основанный на единстве социальной направленности объективных условий и субъективных факторов развития личности.Субъективная же сторона процесса формирования активной жизненной позиции ученых - организованная, целенаправленная воспитательная работа на всех уровнях и во всех звеньях системы развития личности исследователя, с учетом квалификации, нравственной зрелости, демографических особенностей, индивидуальных склонностей[15].

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают: понимание процедур, категорий философии, основных понятий, образующих концептуальный каркас педагогической науки; осознание понятийного аппарата образования (как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному в том числе); установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их системные свойства; потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики; стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии; критическое отношение к очевидным положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса; доказательное опровержение антинаучных позицийв области человекознания; понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Формирование же методологической культуры магистранта - будущего педагога, опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть бытующие еще представления о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, раскрыть их значение для повседневной практики воспитания и обучения, совершенствования управления целостным педагогическим процессом.

Диалектический подход, ориентированный на формирование у будущего педагога методологической культуры, включает в себя ряд последовательно развертывающихся звеньев: побуждение студентов-магистрантов к осознанию и разрешению заключенного в предъявленной им ситуации противоречия; обнажение непродуктивности решений, опирающихся на обыденный опыт, суждения здравого смысла, показ их односторонности, метафизичности; демонстрация путей продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщение опыта работы над предложенным заданием и возможностей переноса усвоенной логики в различные сферы педагогической практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: