Сквозное и контрсквозное действие

Сквозное действие – это путь к сверхзадаче, выражение борьбы.

Все эпизоды должны быьть подобраны друг к лругу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. Для этого необходима основная конечная цель всего произведения – сверхзадача. Она притягивает к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи.

«От сверхзадачи, - пишет Станиславский, - родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено творчество артиста».

«Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его(действие) создаёт творческий процесс переживания» К.С. Станиславский. Сквозное действие отыскивается в том, что утверждают и отвергают персонажи, то есть в действии. Борьба протекает через события.

Рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие.

Контрсквозное действие идёт не к сверхзадаче, а против неё.

Носителями контрсквозного действия в спектакле являются герои, имеющие противоположные положительным героям цели и задачи. Ведь внутренним импульсом всякого движения является противоречие, борьба противоположностей.

«Нам нужно постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешений. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства.

Если бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия, сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной», - пишет К.С. Стониславский.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - рассмотрение (определение) замысла автора художественного произведения (литературного, муз, сценического, праздничного и др), его основные мысли, жизненные проблемы и их отражение в жизни сегодняшней. Это ответы на вопросы «о чем произведение?»(тема), «что автор хотел сказать по поводу темы?»(идея) и «ради чего оно создано автором?»(сверхзадача).

ЖАНР (фр.genre - род, вид) - 1) определенные нормы создания содержания и формы произведения иск-ва, к-рые будучи неоднократно повторенными, закрепляются в сознании художника и публики. 2) исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «Ж» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-л эпохи, нации или мирового иск-ва вообще.

Существует несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из к-рых отвечает какой-л грани сложного строения и функционирования художественного произведения - тематический, структурный, функциональный; системный анализ иск-ва приводит к заключению, что Ж распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произведение иск-ва можно отнести к нескольким жанровым группам (напр., скульптура Э.М. Фальконе - «Медный всадник» - это памятник, это конный памятник, это портрет, это исторический портрет, это аллегорическая скульптура). 3)(в театре) определенное жизненное содержание, тип конфликта, тип жизненных противоречий, содержащихся в драматургическом произведении. Отсюда вытекает еще один жанровый признак - особый эстетический угол зрения, под к-рым художник преимущественно воспринимает и воспроизводит мир. 4) (в массовом действе) определенные образные игровые условия массового общения, выражающие отношение участников праздника к жизненному событию, явлению, к жизненной теме. (Классификация).

Жанр - это своеобразный фильтр, через который рас­сматривается тема и проблема произведения. Это домини­рующее настроение, с которым воспринимает режиссер со­бытия пьесы. Цвет, в котором режиссер видит жизнь героев пьесы, зависит от его культуры и знаний. Это крайне важно понимать, потому что каждая эпоха утверждает свой идеал (эстетический, нравственный, философский, политический и т. д.). Кроме того, их творческая и мировоззренческая кон­цепция у конкретного художника преломляется по-своему. Жанровое решение - один из самых сложных и индивиду­альных разделов работы режиссера над спектаклем.

Если ис­пользовать терминологию Г. А. Товстоногова, то можно пред­положить, что «угол зрения» режиссера определяет и то, как он конкретизирует эстетическое содержание эксперимента. Часто драматург оставляет режиссеру подсказку для выбора наибо­лее верной точки зрения и осмысления событий, изложенных в драматургическом материале.

Чем точнее формулируется определение жанра, тем яснее становится путь отбора выразительных средств спектакля, решения его стиля и формы. Из всех литературных жанров наиболее подходящим для драматургизации является жанр – сказка Жанр сказка – нравоучение или развлечение в форме фантастического повествования.

Лирика включает в себя произведения, в которых находят воплощения, переживания автора как личность по отношению к себе, обществу, миру в целом. В лирическом жанре пишутся – ода, баллада, элегия, послание и др.

Основные признаки жанра сказки

· «Установка на вымысел», т.е. фантастическое содержание.

· Оптимизм повествования, цель которого – позабавить и поучить.

· Некоторые композиционно-стилистические особенности.

· Сказка подаётся сказочником и воспринимается слушателями, прежде всего как поэтический вымысел, игра, фантазия.

· Художественные формулы в сказке – поэтические штампы.

Их художественные функции – самые различные.

Тема

Начать предварительный разбор наиболее целесообразно с определения темы.

ТЕМА (<гр. Thema – то, что положено в основу) – 1) предмет описания, изображения, исследования, обсуждения, разговора и т.д. 2) (в искусстве) объект изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом. 3) (в музыке) построение, составляющее основу муз.произведения или его разделов. В крупных муз.произведениях могут быть 2-3 и более тем. 3) (в музыке) муз. Фраза, главный мотив, который является в муз произведении основой для дальнейшего развития. 4) (в театре) те явления, события, которые отображаются драматургом в произведении. Т является выражением национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаще всего драматурги описывают то, что они видели сами. 5) (в театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому (или другому) сюжету. Т характеризует содержательный слой представления (праздника); сюжет, являясь образной конкретизацией темы, характеризует его форму. Т является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «о чем?», требующий своего размышления и разрешения.

Тема представляет собой конкретизированный и индивидуальный мотив. Нарушение темы произведения, может привести к искажению произведения

В понятии темы мы пользуемся определением, что тема – это проблема, раскрытая на определённом материале. Проблема – это научный или практический вопрос, требующий разрешения и допускающий различные его решения. В определении понятия «тема» мнения разноречивы.

В литературном определении тема – это «круг жизненных явлений, отображаемых писателем или художником и освящённым им в художественном произведении».

Тема всегда конкретна. Темой можно назвать ответ на вопрос: о чём в данной инсценировке идёт речь?

Тема органически связана с идеей и т.д. Определение главной темы будет линия действия главного героя, предметом повествования, - процесс борьбы героя за определённую идею

Теперь необходимо обнаружить взаимосвязь темы и проблемы. Тема определяется замыслом драматурга, а проблема диктует тему

ИДЕЯ (гр.idea - понятие, представление, идея, образ), 1) форма отражения в мысли явлений объективной реальности. 2) мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт чел-кого мышления, отражающего материальный мир. 3) определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения. 4) основная главная мысль, замысел, определенное содержание чего-л, напр, художественного, научного или политического произведения и т.д.. 5)(в иск-ве) воплощенная в произведении иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из эл-тов художественного содержания. Идея - не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе: «…иск-во доводит до сознания истину в виде чувственного образа…»(Гегель). Идея передается всей целостностью произведения иск-ва, ед-вом всех его эл-тов и уровней. (Идейность. Идейно-тематический анализ. Сверхзадача.).

Определение идеи следует за названием или обнаружением темы как её логический вывод. В широком понимании идея – главная мысль произведения

Идея содержит в себе эмоциональное и мировоззренческое отношение к отражаемой действительности. Часто идея воспринимается в виде морали, нравственного правила, лежащего на поверхности.

Идею необходимо рассматривать как ведущий момент творчества. В определении «идеи» логично придерживаться формулировки В.Г. Белинского: «Идея – это чувство, пафос произведения, доступный развитому эстетическому чувству, соединённому со способностью мыслительной». Важно почувствовать боль художника, уметь задуматься и сделать вывод.

Художественная идея материализуется в драматическом действии, драматическое действие есть сложный процесс.

Композиция.

Композиция - способ построения драматического произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Композиция (построение художественного произведения) – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

Композиция классического произведения строго регламентирована.

Она следует правилам построения:

(Экспозиция, пролог, завязка, развитие конфликта, кульминация, спад действия, развязка, эпилог). процесс, процесс развивающего конфликта.

Расшифруем эти поня­тия.

Экспозиция - (ввод в действие, создаёт атмосферу)расстановка и представление сторон, создающих своеобразную "критическую массу", в результате чего начинается реакция, то бишь активное взаимодействие между этими сторонами с выделением пси­хофизической энергии, воздействующей на аудиторию.

Завязка - (1й эпизод, начало развитие конфликта).возникновение и начало взаимодействия сторон, создав­ших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития конф­ликта.

ЗАВЯЗКА - 1) (в театре) момент обнаружения коллизии, возникновение конфликта, второе (основное) событие в пьесе (см. Событийный ряд), меняющее жизнь персонажей, к-рое впоследствии приводит неизменно к точке напряжения. 2) (в массовом представлении) момент включения зрителя в игровой образный ход действия. Психологическое назначение З: не только дать некое событие - толчок к развитию действия, но и продолжать развивать у аудитории настроение соучастия, сопереживания, к-рое начинает формироваться уже экспозицией представления, вечера, праздника и т.д.

ПРОЛОГ (гр. Prologos – вступление) – 1) Начало чего-л, вступление к чему-л: к основному изложению литературного произведения, к театральному или музыкальному спектаклю, к концерту, празднику и т.п. (противоположное – эпилог). В П может быть рассказ о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъяснение художественного замысла, эстетического кредо автора. 2) (в театре, театрализованном представлении) обращение к зрителям, эпиграф, завязка, начальный эпизод, в к-ром сообщается о задачах представления. Цель П – подготовить зрителей к восприятию спектакля, театрализованного действия.

Развитие действия – ( череда эпизодов: противостояние, поиск) постепенное обострение и повышение степе­ни конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному и наоборот), это также переход от одного события (эпизода, номера) к другому и повышение напряженности действия до его кульминации и финала. РД характеризуется темпо-ритмом. В результате композиционно-цельного РД и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события, создается образ события и образ общения.

Кульминация - (высшая точка).момент наивысшего напряжения в развитии конф­ликта.

КУЛЬМИНАЦИЯ (<лат.culmen, род. п. Culminis - вершина) - 1) точка высшего напряжения, подъема, развития чего-л. 2) структурный эл-т сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления, праздника, максимально обостряющий художественный конфликт. К.- эл-т композиции, где происходит переход от начала (от завязки) к концу (к развязке). Это момент высшего внутр. сопряжения жизненного и художественного действия участников театрализованного представления, праздника.

Развязка - (последний эпизод, способ разрешения конфликта).событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существо­вать, либо становится адекватной другой стороне.

РАЗВЯЗКА – 1) завершение какого-л сложного, запутанного дела. 2) заключительная часть драматического или литературного произведения, сюжетного хода театрализованного представления, а также вообще конец. 3) разрешение главного противоречия, конфликта. Р. связана с нравственным эффектом, к-рый в большей степени важен для зрителя. В Р. зритель делает для себя какие-л выводы.

Финал или эпилог - (авторское послесловие).итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобща­ющий авторскую идею.

ФИНАЛ - 1) завершение, конец, заключительная часть чего либо, например: заключительная встреча в спортивных соревнованиях, выявляющая победителей. 2) (В музыке) заключительная часть цикличных музыкальных произведений, заключительная сцена оперы, оперетты, балета или отдельного акта.

3) Заключительная часть праздника, театрализованного представления, концерта.

ЭПИЛОГ – (греческое) 1) в древнегреческой драме заключительный монолог – обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым объяснением содержания. 2) В современной литературе - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображаемых в нём событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого или даются дополнительные разъяснения замысла автора (противоположное – пролог). 3) Заключительная часть оперы, кинофильма и др. 4) Конец, развязка чего-либо.

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД – последовательно совершаемые события, цепь событий, каждое из которых перетекает в следующее. Режиссеру необходимо определить в постановке обязательных пять событий:

 

1. исходное (экспозиция номера, спектакля, массового действа), в котором зрителю еще не понятно, в каком направлении будет разворачиваться действие;

2. основное, в котором начинает зарождаться конфликт между героями (завязка);

3. центральное (кульминация действия);

4. финальное (развязка), в котором конфликт разрешается;

5. главное - оно происходит в душе зрителя как вывод (прочитанная и воспринятая идея), к которому хотел привести режиссер спектакля, массового действа.

 

Событийный ряд органически связан с его темой, выступает способом ее конкретного развертывания. Каждое предыдущее событие по отношению к следующему за ним становится предлагаемым обстоятельством. (Золотое сечение. Событийный факт. Фабула.).

Событийный ряд.

Конфликтную ситуацию создают острые разногласия сторон. Эти разногласия, по природе своей, настолько противоречивы, конфликтны, что готовы проявиться, вспыхнуть в любой момент. Остаётся поднести спичку – и бочка с порохом взорвётся. Этой спичкой и является событие.

Событие – это происшествие, о котором можно узнать, поставив вопрос.

Что случилось. Событие меняет линию поведения персонажей.

Событие – сумма предлагаемых обстоятельств с одним действием.Событие меняется другим, когда возникает более сильное новое предлагаемое обстоятельство или когда событие исчерпало себя. Событие определяется отглагольным существительным. В событии принимают участие все действующие лица. Оно едино для всех.

Товстоногов считал, что пьеса в своём развитии опорается на 5 событий.

Как правило, любое драматическое произведение начи­нается с введения зрителя в курс дела. С этим отрезком сце­нической жизни (с этим куском, частью, этапом, фазой и т. п.) обычно связана экспозиция - погружение в обстоя­тельства драмы. Из этих обстоятельств как бы исходят все последующие события. В момент начала спектакля зритель словно бы застает героев пьесы в пути. Каждый из них жи­вет своей жизнью, но вместе с тем уже как будто все пред­решено тем, что судьбы этих людей помимо их воли перепле­тены и соединены в единый узел. Противоречия обнаружива­ются все с большей силой. То обстоятельство, которое создало конфликтную или драматическую ситуацию, находится за пределами повествования пьесы.

Оно порождено исходным событием. Задача режиссера — на материале этого первого события подготовить зрителя к восприятию и пониманию художественного эксперимента. Первое событие создает кри­тическую ситуацию. Нервы напряжены до предела, и вдруг... Именно вдруг, и это важно с точки зрения психологии зри­тельного зала, происходит взрыв.

Драматург как будто пред­лагает один из вероятных (или невероятных) вариантов реше­ния создавшегося напряжения: «А что если попробовать в по­рядке эксперимента ввести в сложившиеся обстоятельства инъекцию, нарушающую привычный и удобный сбалансиро­ванный мир обитателей созданного ими мира?»

Момент, когда появляется ведущее обстоятельство, ко­торое в столкновении с исходным обстоятельством начинает борьбу и рождает сквозное действие, является основным со­бытием. Это событие обнаруживает как для зрителя, так и для самих героев их подлинные отношения, которые раньше удавалось скрывать и не придавать им особого значения. В основном событии появляется обстоятельство, вынуждающее каждого страдать, ощутить боль, дискомфорт. Оно порождает сомнения, метания, заставляет пересматривать ценности. Это событие обусловливает ломку стереотипов и приводит к из­менению отношений и расколу между действующими лица­ми.

Процесс достигает напряжения, требующего принятия ка­ждым персонажем какого-то решения. Вынуждает совершать их поступки, так как существующее положение для них непри­емлемо. Критической точкой борьбы, связанной с совершени­ем героем единственно возможного для него выбора, является кульминационное или центральное событие развития кон­фликта.

Драматизм кульминации достигается тем, что, как правило, у героя есть определенный выбор пути. Вместе с ним верное решение пытается найти и театр, и зритель. По­сле принятия решения и совершения поступка происходит оценка того, к чему пришел герой. Вместе с его участью ре­шается «судьба» ведущего предлагаемого обстоятельства. За­вершен творческий эксперимент. Момент разрешения кон­фликта между ведущим и исходным обстоятельством (развяз­ка) является финальным событием пьесы и спектакля.

Экс­перимент закончен, конфликт исчерпан, сквозное действие за­вершено, герой либо погиб, либо торжествует свою победу. Кажется, можно закрывать занавес. Но осталось ещё одно - главное режиссерское событие.

В нем реализуется осмысление и подведение итогов авторского эксперимента, оно формирует отношение ко всему, что произошло. Главным оно называется потому, что именно ради него ставился спектакль. Именно здесь театр может высказать свое отношение к тому, что произошло, предположить перспективу возможного развития дальнейших событий.

Главное существо итога спектакля - в попытке ответить на вопрос: конфликт спектакля - в попытке ответить на вопрос: конфликт исчерпан, а что изменилось?

Ответ на него и раскрывает идею. Становится по­нятным, ради чего была написана пьеса, и поставлен спек­такль. В пятом событии наиболее полно осуществляется сверх­задача театра, которая играет решающую роль в определении жанра спектакля.

 

Ведущее предлагаемое обстоятельство (определяет борьбу по сквозному действию пьесы)

Исходное предлагаемое обстоятельство (та среда, в которой сосредоточена проблема пьесы, авторская боль; мы постигаем вего в процессе развитии пьесы).

 

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – все то, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве: фабула пьесы, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации, костюмы, сценические эффекты и прочее. П О являются предположением, вымыслом воображения. Они продолжают творчество, начатое магическим «если бы». В массовом действе, происходящем в реальной среде, П О становятся конкретные жизненные ситуации, возникающие по ходу действия.

Главное  
Центральное -  
Финальное –
Исходное –
Исходное предл. обс-во  
Ведущее предл. обс-во –  
Основное-  
Графическое изображение взаимосвязи предлагаемых обстоятельств и событийного ряда

                                 
   
   
 
 
   
     
     
 
       
 
 
     
 
 


КОНФЛИКТ (лат. Conflictus - столкновение) - 1) открытое столкновение сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. 2) (в психологии) столкновение противоположно направленных, несовместимых др с др тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Различают следующие виды К.: а) внутриличностный К.- столкновение примерно равных по силе, по противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т.п. у одного и того же чел-ка; б) межличностный К.- ситуация взаимодействия людей, при к-рой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм. Пытаясь реализовать их во взаимоотношениях др с др, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, к-рая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон; в) межгрупповой К.- где в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие др др.

3) В иск-ве К. нередко называют коллизиями. К воссозданию острых и напряженных К. в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной линией слов и движений героев. К. разнокачественны по своей сути. Они могут представлять собой серьезнейшие социальные коллизии (национально-государственные, классово-антагонистические, общественно-нравственные), или исторически универсальные противоположности (жизнь перед лицом смерти, конфронтация любви и ненависти, добра и зла). К. могут выступать и как недоразумения, порой веселые и забавные, т.е. в качестве феноменов неповторимо единичных, связанных, как правило, с частной жизнью, иногда и вовсе случайных, сопряженных с чьей-то интригой (что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, многих комедий). К. может воплощаться не только в прямом единоборстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действия, но и в устойчивом, стабильном фоне изображаемых событий, вне зависимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполненных драматической напряженности (напр., пьесы Чехова, Горького, Шоу, Брехта). Сценическая форма отражения противоположностей в жизни людей содержит три типа К.: герой-герой, герой-среда, герой-зрительный зал.

4) В массовом действии К. возникает между исполнителями и зрителями, между жизненными интересами реальных участников действия и стремлением увлечь их театрализованной праздничной игрой. Конфликтное отражение противоречий действительности в театрализованном представлении создается таким монтажным приемом, как контраст.

Конфликт – это столкновение жизненных противоречий, в котором происходит либо становление личности, либо её деградация.

Конфликт всегда сводится к нравственной этической проблеме, здесь сталкиваются мировоззрение

(борьба за идею и против неё). Человек борется за счастье, но каждый всегда подразумевает своё.

В раскрытии этой борьбы всегда обнаруживается самоусовершенствование или деградация личности.

Анализируя конфликт, важно стремиться не к формулировке, а к раскрытию его сущности.

Здесь важно обнаружить: предмет борьбы; основной процесс, происходящий в пьесе. Важно рассмотреть линии всех действующих лиц, определить, каким входит человек в пьесу и каким выходит из неё.

Конфликты бывают.

Извечно - устойчивые. (Существуют в любом обществе, с любым устройством, независимо от общественности. Это конфликт отцов и детей, между любовью и ненавистью, добра и зла).

Мировоззренческие. (Часто носят социальный характер; я и общество. Чаще всего это тип конфликта присутствует в трагедии)

Нравственный. (Существует в драмах, психологических произведениях, где человек раздваивается, внутренне борется сам с собой)

Игровой. (Присущ сказкам, где вымышленные герои, ситуации, добро и зло явственно разделены и являются основными противоборствующими силами. Предмет борьбы здесь конкретный: золотой ключик, волшебная палочка и т.д.

Мнимый. (Чаще всего бывает в литературно-музыкальной композиции, в театрализованном концерте, игровой программе).

Конфликт материализуется через сквозное действие

РИТМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ - принцип композиции, сформулированный М.Чеховым, выражающийся в регулярном повторе ритмических движений, в смене между внутренним и внешним действием. Все выразительные средства на сцене колеблются между этими двумя полюсами: с одной стороны, они достигают наибольшего напряжения в своей внешней выразительности (речь, жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами, световые и звуковые эффекты и т.п.). С др.стороны, они становятся чисто душевными, внутренними (излучениями отдельных исполнителей, их настроения и атмосферы). Р.В. являются важнейшим принципом композиционного построения концертного номера, концертного и праздничного действия.

РИТМИЧЕСКИЙ ПОВТОР - принцип композиции, выражающийся в том, что отдельные ее части, моменты повторяются в пространстве или во времени (или вместе), оставаясь при этом неизменными или меняются при каждом повторе количественно и качественно. Различают Р.П. смысловые, звуковые, зрительные и т.п. Они сосредотачивают внимание на смысле действия, создают его атмосферу. Как выразительное средство режиссуры Р.П. структурирует, укрепляет и усиливает воздействие всех элементов спектакля, театрализованного представления, праздничного массового действа на зрителя. (Ритм. Ритмические волны. Ритмичный.)

РИТМ (гр. Rhythmos – мерное течение) - 1) чередование каких-л элементов (звуковых, речевых, цветовых и т.д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой, размеренность в протекании, совершении чего-л. 2) (муз.) временная организация муз.звуков и их сочетаний. С 17 в в музыке утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации служит метр. 3) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенное его смысловым заданием. 4) (в стихе) - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем Р в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, Р является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и стихотворного размера. 5) (в искусстве) важнейшее формообразующее средство художественного произведения – муз., поэтического, театрального – основанное на закономерной повторяемости в пространстве и/или во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы с вариативными пропусками или сгущениями отдельных ритмических единиц. 6) (в сценическом и эстрадном искусстве, в массовом представлении) это пульс внутреннего действия. Отдельные Р складываются в ритмический рисунок представления, в ритмическое настроение. (Ритмические волны. Ритмический повтор. Ритмичный.

ТЕМП (ит. Tempo, < лат. Tempus – время) - 1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-л, в исполнении чего-л, какого-н дела, задания. 2) (в физических упражнениях) определенная частота повторения выполненных многократно движений (напр, шагов при ходьбе); 3) (муз.) скорость следования метрических счетных единиц; основой Т (в порядке возрастания): лагро, ленто, адажио, (медленные Т); анданте, модерато (умеренные Т); аллегро, виво, престо (быстрые Т); некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным Т; для точного измерения Т служит метроном; 4) (в театре) течение выступления артиста во времени (быстро-медленно) относится к внешнему проявлению сквозного действия.

ТЕМПО-РИТМ – сочетание ритма (напряженности пульса, внутренней интенсивности постановки) и темпа (внешнего проявления хода сквозного действия), которые могут либо совпадать, либо резко контрастировать друг с другом.

ТР театрализованного представления – сочетание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения и сочетание номеров и эпизодов.

В верном ТР представления заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего как бы на одном дыхании. Современные режиссеры чаще всего используют синкопированное построение ТР (при непременном соблюдении закона его нарастания). Т.е. такое чередование и сочетание номеров, которое приводит к резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Сочетание темпо-ритмов – одно из действенных выразительных средств, позволяющих режиссеру наиболее точно и ярко выявить через динамику развития эпизода его главную мысль.

 

Темпо- ритм.

Темпо ритм спектакля – К.С. Станиславскому – синтез темпа и ритма спектакля; нарастание и спад, ускорение и замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия.

Станиславский придавал темпо – ритму исключительное значение, как главному и мощнейшему возбудителю и провокатору чувств человека.

Ритм спектакля – подъёмы и спады драматического напряжения в спектакле. Ритм спектакля – согласование во времени и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразительных средств сценического действия. Ритм связан с нарастанием или спадом, ускорением или замедлением, плавным течением или бурным развитием действия.

Здесь ритм как бы сливается с темпом, сочетаясь с ним. Поэтому Станисласвкий ввёл термин «темпо-ритм», объединяющий эти понятия.

Он различал темпо-ритм всей пьесы, каждой отдельной роли, действия, сценической речи.

Станиславский установил сложные взаимодействия внутреннего (ощутимого актёром, связанного с психологической задачей, настроением тог или иного эпизода) темпа-ритма и внешнего (видимого зрителем, воплощённого в характерности, в движениях персонажа, его поведении. В одном и том же внешнем темпе возможны разные внутренние ритмические акценты. При контрастах, несовпадениях внешнего и внутреннего темпо- ритма возникают комедийный эффект или драматическое напряжение. Темпо-ритм каждой роли сообразуются с темпо-ритмом всей пьесы, а он подчинён сквозному действию, сверхзадаче, идейному замыслу спектакля..

Темп спектакля – ускорение или замедление действия спектакля.

Верный темпо –ритм спектакля означает не механическое чередование сцен более или мение напряжённых, а также смену скоростей, с которыми говорят и двигаются актёры, а подлинное напряжение в связи с событиями и обстоятельствами каждой сцены в отдельности и решением внешнего движения сцены, также в зависимости от обстоятельств. Но здесь играет роль и замысел режиссёра и актёра.

Если внутреннее напряжение всех сцен будет адекватно обстоятельствам и событиям, в них происходящим, то можно быть уверенным, что родится верный и напряжённый ритм спектакля

 

· Темпо-ритм представления ( графическое изображение).

В

 

А
Б
 
 

А 1 2 3 4 5

1 – экспозиция или пролог (исходное), 2 – завязка (основное), 3 – кульминация(центральное), 4 – развязка(финальное),

5 – эпилог или финал(главное)

АВ – настроение; АБ – композиционное построение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: