Действительно ли Вы хотите ребенка?

Перед тем, как начать читать эту брошюру, решите для себя - дейс­тви­тельно ли вы хотите ребенка? Я сожалею, что мне приходится высту­пать в роли моралиста, но, как говорится, если не я, то кто же? А мораль тако­ва: так сложилось, так заложено природой, что большинство здоро­вых мужчин и женщин, достигших зрелого возраста, хотят иметь ребенка. Это очевидно. Невероятно то, что существует несколько причин возник­нове­ния этого желания. Это супружеская любовь, желание поделиться с кем-то маленьким и еще неумелым накопленным опытом, и многие, мно­гие другие. Однако в этой сладкой-сладкой бочке меда скрыта очень ед­кая ложка дегтя. Иногда (а может, и довольно часто), после рождения ре­бенка родители (чаще всего молодые отцы) осознают, что он им вроде бы и не нужен. Все мечты об играх, заботе и передаче опыта лопнули, как воз­душный шарик. Почему же это происходит?

Одна из причин этого явления заключается в отсутствии понимания, что на самом деле вызвало желание породить ребенка, “плоть от плоти своей”. Все романтические стремления могли находиться не в глубине сердца, а быть розовыми очками, скрывающими истинную причину этого стремления. А под этими очками может находиться обыкновенный “ком­плекс кастрации”, причем не только у мужчин (хотя, у них чаще), но и у женщин. Этот комплекс складывается еще в раннем детстве. Мальчик, глядя на себя и на своих родителей, начинает задумываться, а будут ли у него дети, а сможет ли он дать жизнь, способен ли он на это. У девочки возникают те же мысли. Они не способны получить ответ на этот вопрос, ведь он начинает появляться с началом полового созревания, когда орга­низм не готов к процессу зачатия или родов. Так как на него нет ответа, возникает очаг застойного возбуждения, не обязательно проявляющий себя на уровне сознания. Он может находиться глубоко внутри, человек может забыть об этом вопросе, но он не исчезает. До тех пор, пока не бу­дут представлены вещественные доказательства, очаг не потухнет. Вот и начинают молодые люди доказывать себе, что они не бесплодны. Это проявляется в бесчисленных абортах[2], в ненужных и заброшенных детях. Все знают о наличие презервативов и других противозачаточных средств, однако, число абортов растет. Конечно, на их число и на число брошен­ных детей влияет не только “комплекс кастрации”, но и снижение обще­го духовного уровня населения, и узаконенная телевизионная порногра­фия.

К чему я все это говорю. Пожалуйста, перед тем, как идти на этот очень важный шаг, решите для себя, только искренне, зачем вам ребенок, действительно ли он вам нужен, не как игрушка для собственного удов­летворения, безропотное существо или отработанный комплекс кастра­ции, а как ученик, друг, сын или дочь, равный и равноправный, не смотря на то, что еще мал годами.

Если такого отношения нет, не беда, если вы искренне хотите этого, то оно придет, сформируется, пробудится. Все методики, которые будут описаны в этой книге или были описаны до нее, без этого стремления просто механика. Всякое живое существо чувствует неискренность, а че­ловеческий детеныш в особенности. Не надо быть семи пядей во лбу, не надо обкладываться кучей книг. Если вы искренны с ним, открыты, лас­ковы, не ставите его интересы выше своих, любите его, то у вас не будет “воспитательного процесса”, а будет игра, смех, счастье, любовь и гар­мония.

Существует еще один очень важный момент. Помните пословицу – “кесарю – кесарево, а слесарю - слесарево”. Эдакий кастовый подход. Мы склонны заблуждаться, считая, что наши дети обязательно должны быть гениальными – ну, прямо как мы, или, наоборот, не прыгать выше минарета родительского сознания, который так высок, что его спо­собен переступить и трехлетний карапуз. Не надо мерить детей по себе. Они такие, какие они. Не меньше, не больше. Не требуйте от них невоз­можных достижений, но и не мешайте проявлять индивидуальность, со­образительность, ум, талант.

Если вы действительно хотите ребенка, то давайте вместе подготовим его к вступлению в этот мир.

Энергетическое поле семьи.

Точно так же, как любая структура, объединяющая двух и более лю­дей, будь то класс, коллектив, группа друзей, соратников или религиоз­ное объединение, семья имеет свое энергетическое поле, называемое эг­регором. Общее энергетическое поле семьи складывается из суммы полей ее членов, в том числе растений и животных, живущих в доме. Сила и прочность этого семейного поля зависит не только от показателей инди­видуальных полей, но и от отношений в семье. Если в семье все любят друг друга и держатся друг за друга, то поле такой семьи очень большое. Оно способно выдержать любые провокации со стороны окружающих и поддержать равновесие, если, по тем или иным причинам, между члена­ми семьи возникнет ссора или непонимание. Если же в центре семьи стоит не семья как идеал, а кто-то из членов семьи, то энергетический акцент смещается в его сторону и общее поле недополучает подпитку. Если каждый стремится захватить эту нишу, то семья как семья прекращает свое существование. На ее месте вырастает просто клубок взаимоотношений не разваливающийся только по причине привычки, страха за будущее, нежелания что-либо менять, отсутствия веры в собственные силы и человека, который мог бы все это изменить.

Громадную роль в образовании единого поля семьи играют семейные обряды, ритуалы и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Именно они представляют собой тот столп, на котором покоится весь энергетический костяк семьи. Заведенные раз и навсегда традиции явля­ются сильнейшим энергетическим источником. Обладая большим потен­циалом, они не позволяют человеку выйти за рамки их выполнения, за рамки семейного долга и блага семьи. Они, как хорошие гипнотизеры, держат членов семьи в своей власти. Чем старее они, чем больший про­межуток времени они существуют, тем больший потенциал они приобре­тают. В старые времена семьи были крепки своими традициями, именно они позволяли соединяться и жить вместе вроде бы разным людям. В наше время семейные традиции теряются, поэтому с каждым днем увеличи­вается число разводов. Одним из важных ритуалов является ежедневное подкармливание птиц и животных, особенно зимой. Он является обязательным для домохозяев, желающих процветания и счастья своей семье.

Помимо традиций, самих членов семьи и ее “иждивенцев” - растений и животных, воздействие на семью оказывают невидимые попутчики – домовые. От их благосклонности, хоть и в не очень большой степени, также зависит благополучие в семье. Чтобы их задобрить, надо предлагать им остатки пищи, просить о помощи в выполнении домашних дел, помнить о них и уважительно отзываться. Существуют специальные заговоры и заклинания, направленные на соискание благосклонности невидимых хранителей домашнего очага. При переезде на новую квартиру домового обязательно приглашают переселиться вместе с новоселами.

Очень часто, сами того не замечая, люди принося в дом растения, животных или предметы, подтачивающие благополучие семьи. Они не обязательно обладают какими-то мистическими свойствами или прокляты. Нет. Просто они не совместимы с энергией семьи. К ним относятся перья, изделия из крыльев бабочек, некоторые ракушки, ритуальные маски. Из растений это всевозможные плющи и вьющиеся растения. С животными сложнее. Они обладают достаточно высоким сознанием, поэтому способны проявлять не только привязанность и любовь, но и ревность и ненависть. Подчас трудно сразу разобраться, какое влияние оказывает ужик, принесенный ребенком из ближайшего болотца.

Очень неприятно, когда в семье образуется так называемое погранич­ное со­стояние. Давайте попробуем представить семью как маленькую вселен­ную, имеющую только одну точку соприкосновения со всеми ос­тальными вселенными и мирами. Каждый из членов этой маленькой все­ленной не­сет на себе те или иные энергетические обязанности, чем-то напоминаю­щие обязанности по дому и поддержанию семьи. Кто-то дом охраняет, кто-то убирает, кто-то готовит, кто-то добывает пищу. В быту эти обя­занности распределить легче, чем на энергетическом уровне. Если семья не живет душа в душу, в ней идет энергетическая война. Наиболее силь­ный (не обязательно эта роль выпадает мужчине) занимает главенст­вую­щее положение и перестает выполнять свои обязанности. С этого мо­мен­та вся энергия и внимание семьи направляется на него. Остальные члены подсознательно чувствуют и понимают сложившееся положение, но у них не хватает энергии на то, чтобы изменить его. К слову, изменить его они хотят не как-нибудь, а в свою пользу, поставив себя в энергети­чески выгодную позицию. Если же они не хотят этой власти, то им не хватает энергии и решимости пойти на разрыв. Они не понимают, что сила-то есть, надо ее просто напрячь. Но в нас на протяжении многих со­тен, а, может, и тысяч лет культивировали непротивление и смирение со своим жалким положением. Мы превратились в жалкие подобия людей, которые не привыкли, чтобы их уважали и любили. Наши матери научи­ли нас терпеть, как научили их когда-то их матери. Терпеть научили, а жить достойно - нет. Не научили жить в семье, выполняя свои функции и обя­занности, отдавая себя другому и полностью беря его себе. Человек при­вык брать, но не отдавать себя. Он всегда оставляет для себя кусочек сво­боды, лишая ее другого. Если бы этого не было, браки были бы креп­ки­ми. Так вот, тот, у кого самая слабая (в смысле самовыпячивания) энерге­тика или кто не хочет воевать за место под солнцем, становится точкой соприкосновения с другими вселенными. Через него осуществля­ется кон­троль и отфильтровывание пагубного влияния окружающего мира на се­мью. Чаще всего это ребенок, женщина или слабый мужчина. Если это ребенок, то в большинстве случаев это первый ребенок, но, если у него есть локти, а через некоторое время рождается еще один, то на КПП ста­новится второй ребенок. Все самое плохое достается “пограничнику”, он обычно бывает хилый и больной, капризничает, плохо спит. Самое обид­ное в том, что на этом месте как раз должен находиться тот, у кого самая сильная энергетика и кто действительно способен оберегать семью от внешних воздействий. В худшем случае такая семья тянет лямку безрадо­стной жизни, муж гуляет, женщина страдает, затухает, старится и чахнет. Или они разводятся, и счастье той женщины, которая нашла человека, который действительно понимает всю описанную выше ситуацию, и хо­чет создать крепкую семью, базирующую на принципах любви и гармо­нии.

Давайте попробуем подвести итоги. Дом, в котором не живет любовь и гармония, нельзя назвать домом. В нем ночуют, едят, хранят вещи. Это не дом. Дом – это место, где люди любят, уважают и доверяют друг другу, где тепло не от батареи, плиты или обогревателя, тепло всем, живущим в нем. Дом должен приносить радость и счастье, а не привязанность к жилплощади, так привычную для многих из нас...

Что такое доша.

Вся система аюрведической медицины покоится на двух китах – под­держании тела и его компонентов в равновесном балансе и лечение дис­балансов, если они все же возникли.

Что же такое компоненты тела? К ним относятся три доша, семь тка­ней и нечистоты. Давайте на некоторое время примем аксиому, что все в этом мире состоит из пяти наимельчайших кирпичиков – первоэлемен­тов. Они называются Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Это не просто ка­кие-то взятые с потолка названия. У каждого из них есть свои, свойст­вен­ные только им качества. Во время зачатия первоэлементы группиру­ются попарно (Эфир с Воздухом, Огонь с Водой и Вода с Землей), обра­зуя тем самым три наиглавнейших компонента тела - доша. Названия доша идут от названия основного первоэлемента, создающего их. Вата перево­дится как Воздух, Питта – как Огонь и Капха – как Вода или Слизь. Доша обладают теми же качествами, что и образующие их первоэлемен­ты. Все в человеке зависит от них - его индивидуальная конституция склады­вается из пропорционального количества доша, составляющих тело, его здоровье - зависит баланса тридоша, а болезни - от дисба­ланса; характер, привычки, сила или слабость - все без исключения. В каждом человеке от природы заложено определенное "количество" каж­дой из доша. Содержать в балансе все три доша очень сложно, поэтому Аюрведа и называет их болезненными началами[3]. В большинстве своем люди находятся под смешанным влиянием трех доша, поэтому их черты присутствуют в каждом челове­ке, но в разных пропорциях, обостряясь при усилении влияния соответст­вующей доша на человека.

Вата доша занимает главенствующее положение среди тридоша, так как она самая активная и подвижная из них. Еще бы - она состоит из Эфира и Воздуха - самых "неуловимых" из первоэлементов. Безусловно, каждая клеточка нашего тела состоит из всех трех доша, но все же основ­ными местами пребывания Вата доша в организме являются прямая кишка, да и вообще нижняя часть тела, таз, поясница и бедра. Подвижная Вата доша отвечает за все виды движения в организме, поэтому, где движение, там и Вата. Она способствует биению сердца, пульсу, движению импульсов по нервным стволам, костей в суставах, морганию, дыханию, глотанию и т.д. Вата доша не имеет в себе ни капли влаги - она очень сухая. Поэтому засуха, сухая пища, холодная морозная погода в сочетании с ветром, главным об­разом по утрам на рассвете, или вечером на закате, увеличивают Вата доша.

Тридоша тесно связаны с психической деятельностью человека. Вата доша выходит их состояния равновесия из-за сладострастия, тревоги и страха, и, как в замкнутом круге, способствует их усилению. Тревога порождает беспокойство, беспо­койство - нетерпение, нетерпение перерастает в страх за будущее, страх вызывает метание, вот в целом типичный пример возникновение Вата дисбаланса. Но с другой стороны, у Вата доша много и положительных сторон. Она дает умственную и физическую неутомимость, выносли­вость, быстроту реакции, подвижность, гибкость, развитое воображение. Из­лишек Вата доша из организма выводят с помощью клизмы, масляного массажа, всевозможных масел.

Если Вата доша в организме выходит из равновесия, у человека прояв­ляются следующие симптомы: спазмы, судороги, дрожание конечностей, дрожь в теле, боли, бессонница, запоры, газы, невроз, повышенное арте­риальное давление, менструальный синдром, артриты, люмбаго, псориаз, рассеянный склероз, одышка, истощение и др. Пожилые люди находятся под влияния этой доша, поэтому им противопоказано все то, что способствует ее уве­личению. Зимой они должны избегать переохлаждения, сквозняков, беспокойства и волнения. Людям Вата конституции противопоказаны длительные голодания, особенно сухие.

Преобладание Вата доша дает человеку хорошую, но короткую память. Люди, нахо­дящиеся под ее влиянием, быстро запоминают, но и быстро забывают ин­формацию. Они очень редко бывают злопамятны, и не могут долго хранить обиду на сердце. Так как Вата доша самая подвижная из всех доша, она чаще всего выходит из равновесия. Все заболевания начинаются с дисбаланса Вата доша. Это объясняется ее громадной подвижностью и активностью.

Первой доша, которая выходит из равновесия, всегда является Вата доша. Ее дисбаланс может возникнуть из-за малейшего пустяка - холодной ветря­ной погоды, долгого и нудного смотрения телевизора, беспокойства за мужа или ребенка, поздно возвращающихся домой с работы или про­гулки, нерегулярного питания. Пере­утомление и курение тоже вызывают дисбаланс этой доша.

Людям с обостренной Вата доша не рекомендуется есть холодную (мороженое, холодное молоко или коктейль) или не разогретую пищу, все жареное и старое, пить холодную воду из-под крана, есть печенье, вафли, крекеры без должного количества жидкости. Острая, горькая и вяжущая пища также может вести к дисбалансу Вата доша.

Для того чтобы привести расстроившуюся Вата доша в равновесие, не­обходимо или снизить ее, или увеличить, в зависимости от вида нару­ше­ния. Чтобы снизить ее уровень в организме надо придерживать­ся диеты, увеличивающей Питта доша, а чтобы увеличить - заняться пра­наямой или соблюдать режим, увеличивающий ее.

Каждая доша начинает разбалансироваться со своего более тонкого, пси­хологического или тонкопсихического проявления, к которому ведет не­правильная, неадекватная реакция на людей или проявления окружаю­щего мира – адхарма, греховная деятельность. Все негативные эмоции, такие как злоба, ругань, ревность, за­висть, блуд или гордыня приводят к тонким нарушениям тридоша. Эти нарушения при накоплении до определенного уровня вызывают болез­ни.

Питта доша состоит из Огня и Воды, впитав в себя основные качества этих первоэлементов - жар и влажность. Концентрируясь в основном в сердце, печени, желчном пузыре, желудке и тонком кишечнике, Питта доша пре­бывает в средней части организма. Все горячее возбуждает и без того жаркую Питту - острая, богатая специями еда, соусы, жаркая, летняя пого­да, "горячительные" напитки и острые ощущения. Где огонь, жара там и Питта - это огонь пищеварения и огонь горячей крови, пот в жаркий полдень, желчь в печени, а так же глаза - это наиболее излюбленные ее места. Ее дисбаланс чаще всего возникает в полуденную жару и в полночь - во время наибольшей активности этой доша. Жаркая Питта доша не лю­бит лето, и от всей души радуется наступлению осенней прохладцы и зимних морозов, при­гнетающих ее влияние. Излишек Питта доша из организма рекомендуется удалять с помощью слабительного и топленого масла.

Питта - достаточно активная доша, она управляет людьми в самом расцвете сил - от 20 до 55 лет.

Если Питта доша выходит из равновесия, у человека проявляются следующие симптомы: неприятный запах от тела, кожные заболевания, язвы (как наружные, так и внутренние), геморрой, болезни крови, изжога, болезни печени, гастриты, нарушение кожной пигментации, снижение зрения, повышение температуры тела, обмороки, раздражи­тельность, злоба и гневливость.

Основными психологическими причинами дисбаланса Питта доша яв­ляются гнев, злоба, ненависть, нетерпимость.

Человек, имеющий Питта конституцию, имеет много положительных качеств - его предприимчивость не знает границ, а уверенность в себе может соперничать разве что с интеллектом, он очень любит рисковать. Твердость и целеустремленность в жизни - главные положи­тельные качества этого человека. Главный недостаток заключается в том, что такой человек движется к своей цели напролом, не выбирая средства, сшибая все и всех на своем пути.

Основное проявление дисбаланса Питта доша - повышение температу­ры тела. Питта доша - вторая по активности в организме, поэтому она в два раза реже, чем Вата доша выходит из равновесия. Горячая и острая пища, запитая кислым яблочным или смородиновым соком или вином, приводит к выходу Питта доша из состояния баланса. На ее равновесие также влияет ваше отношение с окружающими: если вы злы, раздражительны или у вас напряжения на работе или дома, можно твердо и уверено сказать, что на­рушен баланс Питта доша. Особенно часто это происходит летом, в полдень или полночь, на голодный желудок.

Если случаи дисбаланса тридоша представить в виде дроби, то мы по­лучим следующую закономерность: число дисбалансов Вата доша будет со­с­тавлять одну вторую от их общего числа, число Питта дисбалансов - одну треть, а число Капха дисбалансов - только одну шестую часть от общего их числа.

Люди, находящиеся под влиянием Капха доша достаточно редко по­сещают докторов - у них отменное здоровье и закаленный организм. В основном они оббивают пороги диетологов или эндокринологов в связи с избыточным весом или гормональными нарушениями. Капха доша состо­ит из Земли и Воды. Если смешать эти два первоэлемента, то получится нечто тяжелое, тягучее, медлительное и сладкое, как патока; это и есть основные качества Капхи.

Капха доша - это слизь тела, поэтому основным местом ее локализа­ции являются легкие, полости в костях и слизистые оболочки. Одна из основных ее функ­ций - смазывание и смягчение, поэтому жировые ткани, а так же семя на­ходятся под ее управлением. Помимо этого, ей подчиняются все эндок­ринные железы, потовые железы, ротовая полость. Много этой доша и в желудке. Капха доша медлительная и тяжелая, и поэтому все тяжелое влияет на нее: большое количество съе­даемой пищи (и просто тяжелая еда), свинцовые тучи на небе, тяжелая физическая работа. Капха доша очень сладкая, и если человек, находя­щийся под ее влиянием, будет есть много сладкого, то Капха доша обост­рится, и он может заболеть Капха заболеваниями, например диабетом.

Из психологических причин Капху обостряют невежество и лень, что приводит к продолжительным депрессивным состояниям. Медлительная Капха доша проявляется также в отсутствии быстрой реакции на резкие изменения окружающей среды.

Если Капха доша выходит из равновесия, у человека проявляются сле­дующие симптомы: ожирение, гормональные нарушения, диабет, сла­бость при пробуждении, фронтиты и гаймориты, болезни верхних дыха­тельных путей, включая астму и аллергии, нарушения микроциркуляции крови, отеки, опухоли, давление, исчезновение аппетита, бледность кожи, слизь в моче и кале. Чтобы вернуть вышедшую из равнове­сия Капха доша в норму, необходимо или уменьшить ее с помощью средств, увеличивающих Питта доша, или Вата доша, или увеличивать непосредственно ее саму посредством правильной диеты, в зависимости от вида дисбаланса.

Капха доша отвечает за детские годы жизни человека, все дети находятся под ее влиянием. Им рекомендуется дневной сон после обеда, пища, увеличивающая Капха доша, строго установленное четырехразовое питание, пребывание в тепле и т.д. Все это необходимо для того, чтобы она поддерживалась на необходимом уровне и не выходила из равновесия.

Люди Капха доша неповоротливые и ленивые, но, зато доброжела­тельные, мягкие и основательные в суждениях. Если за что-то берутся - обязательно доводят до конца с твердым упорством. У них медленная, не­торопливая речь и мягкие манеры, так подкупающие окружающих. Они быстро отходчивы, могут сначала обругать, а потом сразу идти мириться.

Для удаления излишков Капхи из организма рекомендуется лечебная рвота, баня, потение и мед.

Каждая из доша подразделяется на пять субдоша, выполняющих более конкретные функции в теле человека.

Чистые конституции, где преобладает только одна из трех доша, встречаются достаточно редко, ведь человеческое тело состоит из комбинации всех трех доша, по­этому чаще всего встречаются люди с двумя или всеми тремя преоблада­ющими доша.

В начале мы говорили, что тело состоит из трех компонентов – доша, тканей и нечистот. Главенствующее влияние на индивидуальную консти­туцию оказывают именно доша. Ткани и нечистоты являются участни­ками патологических процессов в организме, вызванных дисбалансом доша, поэтому все, что касается их, имеет значение только для аюрведи­ческого врача.

Тканей, формирующих тело человека, - семь. К ним относятся хилус[4], кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и семя (яйцеклетка). Все они последовательно образуются из съеденной пищи. Каждая из семи тканей порождает несколько субтканей – тупиковых компонентов своей трансформации. В процессе формирования семи тканей возникают побочные продукты – нечистоты. Это кал, моча, пот, выделения из глаз, ушей, носа, половых органов, налет на зубах и языке и другие субстанции. Нечистоты не только являются побочными продуктами, которые немедленно должны выводиться за пределы организма. Они выполняют также множество полезных функций, начиная от охлаждения тела до поддержания тонуса кишечника. При нарушении их образования могут возникать некоторые очень тяжелые болезни.

Если же Вам интересно узнать более подробно обо всех компонентах тела, индивидуальной конституции человека и методах аюрведического лечения болезней, то мы вынуждены Вас направить к другим источникам – оригинальным санскритским текстам или более популярным и написанным на русском языке “Введению в аюрведические методы лечения[5]” и книге, выход в свет которой планируется в начале 1998 года. Она называется “Фундаментальные понятия Аюрведы”.

Большая часть информации, которую вы найдете в этой книге, относится к аюрведической педиатрии, или Кумара Тантре. К сожалению, большая часть знаний по этому вопросу уничтожена Временем, поэтому ее приходится по крупицам выискивать не только в аюрведических текстах, но и в других священных писаниях. Из аюрведических текстов на данный момент имеется только один педиатрический трактат – Кашйапа Самхита.

Физиология мужс­кого и женского организма.

Физиологические особенности женщины.

Давайте не будем вдаваться в дебри физиологии трансформации семи тканей, функций доша и субдоша, свойственной женскому организму. Одним из основных предназначений женщины в этом мире является рож­дение детей, поэтому ее организм подстроен под эту функцию и все, что в нем происходит, гормональные и нервные процессы связаны с этой за­дачей. Ее половые органы служат вместилищем зародыша, создавая все условия для его роста и развития, энергия движется от головы в нижнюю часть тела, способствуя не только поддержанию новой жизни в теле ма­тери, но и родовой деятельности. Даже процесс превращения хилуса за­канчивается образованием яйцеклет­ки, способной к оплодотворению и порождению новой жизни.

Половое созревание у женщины характеризуется приходом месячных. Обычно это происходит около двенадцати-тринадцати лет, хотя на юге этот возраст значительно ниже. Это циклический процесс с периодом приблизительно в двадцать восемь дней (один лунный месяц). Менстру­альный цикл можно разделить на четыре стадии. Первая стадия – так на­зываемая фолликулярная фаза, во время которой идет развитие фоллику­ла, содержащего в себе яйцеклетку – ооцит. Вторая – овуляция – выход ооцита в фаллопиеву трубу. Обычно происходит чередование выделения ооцитов яичниками, поэтому овуляция идет поочередно то в левом, то в правом яичнике. Третья стадия – лютеальная фаза, заключающаяся в об­разовании желтого тела из лопнувшего фолликула. Четвертая стадия – инволюция (рассасывание) желтого тела – начинается только в том слу­чае, когда не произошло оплодотворение и заканчивается приходом ме­сячных. Очень подробное описание этого процесса можно найти в Кама Сутре Ватсайаны.

В аюрведических текстах есть два мнения об образовании менструаль­ной крови. С одной стороны она относится к тканям и образуется как продукт последовательной трансформации съеденной пищи (хилуса), с другой, она относится к субтканям. Некоторые авторы утверждают, что яйце­клетка по своей сущности очень близка к семени мужчин. Возникает вполне уместный вопрос: почему семя и месячные, являю­щиеся результа­том переваривания хилуса, не образуются в детском воз­расте, а проявля­ются только к моменту полового созре­вания? Давайте сравним человече­ский организм с цветком. Всем известно, что большинство цве­тов имеют прекрас­ный и нежный запах, но не возможно почувствовать аромат еще не рас­пустившегося бутона. То, что до поры до времени не существует на гру­бом физическом уровне, зачастую существует на более тонком, не дос­тупном гру­бым органам чувств, но по мере накопления качеств и со­зре­вания проявляясь и на физическом плане. Цветок накапливает свой аро­мат, находясь еще в состоянии не раскрывшегося бутона. Если рас­крыть бутон раньше срока, то запаха не будет, им обладает только полно­стью сформировавшийся цветок. Точно так же, как аромат проявляется у со­зревшего и раскрывшегося цветка, так и семя или менструальная кровь находятся в тонкой, не проявленной и не со­з­ревшей форме у ребенка мужского или женского пола и проявляет­ся только тогда, когда созрели органы, отвечающие за половые функции.

Месячные считаются нормальными, если приходят в одно и то же время, в крови нет слизи, ее не очень много, но и не мало, идут без ощу­щения тяжести внизу живота, боли или жжения, отстирываются с ткани без мыла, цветом напоминают заячью кровь, растворенные в воде при нанесении на ткань не оставляют пятен.

Во время месячных женщине необходи­мо придерживаться особенно­го режима[6]. Первые три дня женщина должна испытывать только положи­тель­ные эмоции, не рекомендуется принимать ванны, укра­шать себя, пользоваться духами, поднимать тяжести, заниматься физической рабо­той. Избегать переохлаждения, сильного ветра, дождя. В рационе должно присутствовать большое количество молочных продуктов, ячменя, гречки, яблок, свежей моркови или морковного сока, а также продукты, способст­вующие очищению желудочно-ки­шечного тракта. Категорически запре­щена половая жизнь, алкоголь, курение и мясная пища. На четвер­тый день кровотечения женщина должна принять ванну, на­деть белые красивые одеж­ды и гирлянду, надушиться и украситься.

Женщина считается нечистой в те­чение четырех дней от начала ме­сячных. В это время ей не разрешается посещение храмов, присутствие на обрядах и жертвоприношениях, приготовление пищи, не рекомендуется выходить к гостям. Но по истечению четырех дней и совершения омове­ния женщи­на снова стано­вится чистой, даже если кровотечение еще не совсем за­кон­чилось. При коротком цикле (до два­дцати - двадцати двух дней) за­чатие возмож­но и при остаточном кровотечении, поэто­му, для зачатия ребенка, муж­чина может входить к женщине и в этот период (после че­тырех дней кро­воте­чений).

Интересным фактом является направленное от головы к пяткам движение энергии в женском теле. Получая энергию от Природы через макушку, она пропускает ее через все тело и накапливает в области матки. Во время полового акта[7] женщина передает эту энергию мужчине, который, поднимая ее в голову, концентрирует в области макушки и выпускает вверх, отдавая обратно Природе, из которой ее получает женщина, передает мужчине. Так происходит круговое движение энергии в Природе.

Физиологические особенности мужчины.

Во всех древних аюрведических текстах вопросы физиологии человеческого организма обсуждаются на примере мужского тела, эта тема более проработанная и исследованная.

Половое созревание мужчины идет медленнее, чем женщины. Это объясняется тем, что некоторая часть половой энергии трансформируется в физическую, направленную на развитие тела и наращивание мышечной массы. Физический рост тела отнимает также и часть психической энергии, поэтому происходит некоторое отставание от женщин и на эмоциональном уровне. Усиленная физическая нагрузка в раннем возрасте отнимает у организма тонкую энергию ума, мешая формированию и накоплению тонкой психической энергии, однако, недостаток физической нагрузки также ведет к дисгармонии.

Полное формирование массы и созре­вание семи тканей в организме мужчины заканчивается к 25 годам. Поэтому приблизительно до 20 лет и после 70 лет рекомендуется воздер­живаться от сексуальной жизни. Если чело­век очень стар, семя у него образуется с трудом и большими энергетическими затратами, а если очень мо­лод, то оно не до конца сформировано и происходит только растра­чивание жизненной энергии и нарушение баланса Вата доша. Су­ществует расхожее мнение, что люди, имеющие сильное мускулистое тело обладают большей сексуальной силой. Это опровергается всеми авторами аюрведических текстов. Физическая сила не оказывает усиливающего влияния на половую силу, а зачастую приводит к ее снижению.

Формирование семени происходит во всем теле. Когда же этот процесс заканчивается, некоторая часть семени накапливается в яичках. Во время полового акта происходит усиленный приток тонкого семени в яички, откуда, под действием Вата доша, происходит его извержение во влагалище.

С возрастом (к шестидесяти годам) идет угасание процесса образования семени. Сначала происходит уменьшение числа образующихся сперматозоидов, через некоторое время параллельно этому они становятся менее подвижными, а к девяностым годам процесс образования семени практически полностью прекращается. Это связано с общим затуханием процессов трансформации семи тканей.

С помощью определенных препаратов, называемых расайанами, процесс трансформации семи тканей можно на некоторое, достаточно длительное время, продлить. Это окажет влияние на внешний вид человека, его здоровье, процессы регенерации и гормональный статус.

Болезни женщины, влияющие на зачатие и ребенка.

Перед тем, как перейти к основной части нашего повествования – за­чатию, беременности и родам, давайте рассмотрим патологические изме­нения в организме женщины, мешающие зачатию ребенка и его вскармливанию. В Аюрведе перечисляется двадцать видов бо­лезней женского вагинального тракта, четыре вида меноррагии, четыре вида припухлости влагалища, пять видов болезней груди, пять видов на­руше­ния образования грудного молока. Одной из особенностей Аюрведы явля­ется отсутствие стремления пронумеровать все без исключения бо­лезни человека, поэтому этот список нельзя считать полным. К тому же каждое из этих заболеваний имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга клинической картиной, зависящих от индивидуальной кон­ституции женщины. Мы остановимся только на болезнях влагалища, ме­норрагии и нарушении образования грудного молока, а, также, на бес­плодии.

Описать лечение каждой из перечисленных женских болезней невоз­можно не только по причине их многоликости, но и по причине зависи­мости терапии от индивидуальной конституции каждой больной женщи­ны. Несмотря на эти обстоятельства, лечение некоторых из них все же будет дано. Большего интереса заслуживает лечение детских болезней, особенно болезней новорожденных и грудничков, и об этом мы погово­рим поподробнее.

В лечении детей до трехлетнего возраста есть два подхода, один из ко­торых представляет наибольший интерес. Суть его проста – ребенок ле­чится через мать. Этот метод применяется не только в Аюрведе. Древние китайцы тоже знают о нем и используют в иглорефлексотерапии. На теле матери выбираются точки, гармонизирующие ее внутренние тонкоэнер­гетические составляющие или энергетику ребенка. На них либо воздейст­вуют пальцами, либо ставят иголки. Что касается точечного массажа, аюрведический подход ничем не отличается от китайского. Однако Аюр­веда предлагает матери и внутренний прием трав, талисманы, очисти­тельные процедуры. Если женщина кормит ребенка молоком, то лечение проводится очень осторожно, а препараты назначаются в средних дозах. Не рекомендуется воздействовать на ребенка лазером, часто проводить ультразвуковое обследование и рентген.

Воздействие на состояние ребенка через мать возможно благодаря сильной энергетической связи между ними. Все энергетические структу­ры зародыша формируются под влиянием материнской энергетики и фак­тически являются ее слепком, копией. Эта связь очень похожа на связь между близнецами, только менее сильная и с годами утончающаяся. До трех лет ребенок полностью находится в материнской ауре[8]. После трех лет и до семилетнего возраста эта связь еще очень крепкая, но ребенок пос­тепенно выходит из-под защиты материнской энергии. От семи до четыр­надцати, иногда восемнадцати лет этот энергетический хвост уменьшает­ся, но только в очень редких случаях, когда мать внутри себя отказывает­ся от ребенка или ребенок отказывается от матери, он исчезает. На его месте остается только маленький энергетический пупок.

Иногда, но это случается очень и очень редко, связь между матерью и ребенком в течение некоторого времени сохраняется даже после смерти одного из них. Это оказывает нежелательное действие как на мать, так и на ребенка, поэтому, с помощью определенных обрядов она должна быть разрушена.

Болезни влагалища.

Основной физической причиной воз­никновения болезней влагалища является прием нездоровой пищи. К более второ­степенным факторам от­носятся неправильное положение тела во время сна, очень интенсивная половая жизнь, интенсификация процесса образования яйцеклетки, кар­мические предпосылки, примене­ние искусственных заменителей полово­го члена из некачественного ма­териала и другие причины. Если рассмат­ривать изначальные, психологи­ческие причины этих, да и всех болезней женской половой сферы, то од­ной книги не хватит. Давайте остановимся только на некоторых из них.

Нежелание быть женщиной, идущее из глубокого детства, является, пожалуй, главной и изначальной психологической причиной, тянущей за собой, как на веревочке, все остальные. Если в семье мама не любит папу, а папа не любит маму, отношения между ними, понятное дело, не самые прекрасные. Маме все равно как она выглядит, за собой она не следит. В ее семье нет гармонии, поэтому на ее лице не сияет улыбка, а глаза потухшие. Девочка, родившаяся в такой семье, из года в год смот­рит на недовольное и несчастное мамино лицо и внутри нее возникает тоненький, чуть слышный протест – я не хочу быть мамой. Она не заме­чает его, а если и замечает, то, в страхе, не обращает на него внимание. Мало того, она всячески стремиться избавиться от него, заставить замол­чать. Протестующий голос вроде бы исчезает, хотя на самом то деле он просто ушел еще глубже и перестал быть слышен. Вместо того, чтобы ра­зобрать­ся с ним и понять истинную причину его возникновения, она за­тыкает уши. Да, она имеет в виду совсем другое, она хочет думать, что говорит, что не хочет быть как мама, а не мамой, но получается слишком буквально. Подсознание не воспринимает ни сравнений, ни отговорок, ни слова “как”. Оно включает механизм, направленный на постепенное выведение из психики, поведения и склада ума женских качеств. В девочке начинает расти психологический “мальчик[9]”. В этот момент есть две типичных манеры поведения. Следуя первому сценарию, женщина начинает доказывать себе, что она на самом деле женщина. Для этого есть множество способов. Второй сценарий более прост и прозаичен. Мальчик начинает брать верх. Слышатся крики об эмансипации, появляется запах дыма и перегара, исчезает утонченность и женственность. Естественно, глубина процесса зависит от индивидуальной психической силы и сопротивляемости, а также от того, как глубоко он зашел…

Сложившаяся ситуация является безвыходной. Потому что женщина не ищет выхода. А если и ищет, то не предпринимает никаких попыток для того, чтобы порвать гордиев узел. Состояние вошло в привычку, закостенело. Она плачет в подушку, считая, что ничего нельзя поделать, забывая, что сама руководит своей жизнью.

Совковский (простите за сленг, но другое слово подобрать невозможно) человек не правильно понял слово карма (как и многие другие санскритские слова). Для него карма это то, что не подлежит изменению, монолит, фатум, мешок камней, который невозможно сбросить с плеч, карма, одним словом. Для индуса карма это жизнь, которую он не только сотворил когда-то в прошлом своими греховными деяниями и она наступает ему на пятки своими кознями, перекрывая кислород и лишая пути к отступлению, мстя. Карма это то, что он творит каждую минуту, меняя ее своими сильными поступками в ту или иную сторону. Карма не оторвана от человека, она его часть. Если человек захочет, он сможет изменить не только какие-то мелочи, но и всю ее, всю свою жизнь, вплоть до переноса момента смерти[10].

Вернемся, однако, к нашим женщинам. Данная проблема ведет к появлению целого букета болезней и недугов, в первую очередь урогенитального направления, вплоть до бесплодия. В этой главе давайте охарактеризуем болезни влагалища, а остальные рассмотрим в следующих главах. Мне не представляется возможным подобрать для всех двадцати соответствующие названия по классической номенклатуре, поэтому я оставлю для них санскритские названия.

Атичарана. Возникает при чрезмерно интенсивной половой жизни (Вата дисбаланс). Характеризуется сухостью и жжением во влагалище. Пред началом лечения необходимо снизить на всю оставшуюся жизнь интенсивность сексуальных отношений.

Пракчарана. Возникает при раннем начале половой жизни (Вата дисбаланс). Характеризуется болями в боку, икрах, бедрах, крестце.

Удавритта. При сознательной задержке мочеиспускания или дефекации Вата доша выходит из равновесия, порождая раздражение влагалища. Симптомом этого заболевания является ярко выраженный менструальный синдром.

Джатагхни. Сухость влагалища, возникающая в результате Вата дисбаланса. Одновременно может совпадать с аменореей или гипоменореей.

Сачимукхи. Это заболевание возникает при приеме пищи, увеличивающей Вата доша во всем теле. Симптомы – сужение и сухость влагалища.

Шущка йони. Возникает у женщины, имеющей привычку задерживать реализацию естественных потребностей организма к мочеиспусканию и дефекации, особенно во время месячных. Характеризуется появлением болей во влагалище. Вата нарушение.

Вамини. Появление звуков во влагалище во время менструации. Может сопровождаться болевыми ощущениями. Вата дисбаланс.

Сандха. Заболевание, характеризующееся проявлением симптомов накопления Ваты во влагалище, всех вместе или каждого по отдельности, особенно у женщины со слабо развитой грудью и ненавидящей мужчин.

Махайони. Это увеличение Вата доша, характеризующееся сухостью во влагалище, мочеиспускательном канале, во рту, растрескиванием губ, расширением влагалища, болью и слабостью мышц. Лечится это, да и все остальные заболевания, вызванные дисбалансом Вата доша, путем снижения Ваты в малом тазу и во влагалище. Это может достигаться путем приема сладкой, мучной и маслянистой пищи, прогреванием, масляным массажем, масляными клизмами и спринцеваниями (доза масла должна быть небольшой). Для спринцевания подходит настойка Трипхалы или Трипхала гхрита.

Паиттики. Увеличившаяся Питта доша порождает жжение, изъязвление стенок, жар, запах, изменение окраски (пожелтение, потемнение или посинение) и повышение температуры менструальной крови, увеличение ее количества. Все болезни, вызванные Питта нарушениями, лечатся с помощью трав и процедур, снижающих Питта доша. Из готовых препаратов рекомендуется Шатавари гхрита. Для масляного массажа можно использовать кокосовое масло, смесь оливкового масла и масла мяты. В качестве ароматерапии подходят сладкие масла, эвкалиптовое и мятное масло. Хорошо принимать отвар пастушьей сумки, подорожника. Обязательны прохладные гигиенические ванны. Из рациона исключить кислые, острые и соленые блюда, жареную, старую и тяжелую пищу. Быстрый эффект достигается с помощью гирудотерапии.

Рактайони. Влагалищные кровотечения. Лечение усложняется тем, что необходимо выявить первопричину возникновения кровотечения. В качестве полумеры можно принимать настой пастушьей сумки, а также Чйаванпраш, гречку, яблоки. Из рациона исключить жареную, кислую, острую и старую пищу.

Шлайщмики. Заболевание вызывается дисбалансом Капха доша и проявляется как слизистые выделения из влагалища, боль, чесотка и чувство холода. Все Капха заболевания лечатся приемом субстанций сухих и горячих. Для спринцевания используется настой солодки. Быстрых результатов дает уринотерапия. В рацион добавить ячмень, черный перец, семя сельдерея, мед. Исключить сладкую, крахмальную, старую, холодную и тяжелую пищу, молоко, бананы и кокос. На ночь влагалище смазывать медом, смешанным с Трипхалой.

Лохитакщайа. Аменорея или гипоменорея, вызванная совместным увеличением Вата и Питта доша. Во влагалище ощущается жжение, обесцвечиваются ткани, мышцы стенки влагалища слабеют.

Париплута. Если женщина Питта конституции во время полового акта сдерживает позывы к чиханию и отрыжке, происходит совместное нарушение баланса Вата и Питта доша. Оно проявляется как влагалищные боли при прикосновении, отсутствие чувствительности, вздутие, легкое посинение или пожелтение стенок. Одновременно ощущается тяжесть в животе и мочевом пузыре, потеря аппетита, боль в боку, субфебрильная температура.

Упаплута. Молочница. Причина – дисбаланс Вата и Капха доша. Может сопровождаться жжением, небольшой болью, чувством переполнености.

Виплута. Если женщина не занимается личной гигиеной, во влагалище скапливаются нечистоты, привлекающие к себе всевозможные микроорганизмы. Основной симптом – чесотка влагалища.

Карнини. При совместном нарушении баланса крови, Вата и Капха доша, слизистая пробка блокирует яичники. Один из основных симптомов – аменорея, слабость, ригидность мышц влагалища, побледнение стенок.

Саннипатики. Совместный дисбаланс тридоша. Симптомы данного заболевания могут совпадать с несколькими болезнями, перечисленными выше. Болезни, имеющие двойную или тройную природу, лечатся препаратами и процедурами, снижающими проявление обоих доша.

Хотя большинство болезней влагалища оказывают на процесс зачатия лишь опосредованное влияние, они являются показателем дисбаланса всего организма, а в частности, половой сферы. Поэтому, если женщина хочет родить здорового ребенка, она должна устранить все эти симптомы, но, не забив их с помощью таблеток, а вылечив внутреннее состояние дисбаланса, как физическое, так и психологическое.

Меноррагия.

Аюрведа считает главными причинами меноррагии прием несовместимой пищи, переедание, алкоголь, недоваренную пищу, аборты, интенсивную половую жизнь, переходы на длительные дистанции, стоячую работу, горе, истощение, волнение, ношение тяжестей, травмы, дневной сон, переохлаждение и т.д. Меноррагия бывает четырех видов – возникающая от дисбаланса Вата, Питта, Капха доша по отдельности, и всех трех доша вместе. Основным симптомом являются обильные месячные, сопровождаемые болью внизу живота и во всем теле.

Большая кровопотеря ведет к слабости, головокружению, обморокам, жажде, анемии, побледнению кожи и другим симптомам, характеризующим Вата нарушения.

При меноррагии, возникающей совместно с увеличением Капхи, в организме наблюдаются признаки отравления, месячные имеют желтоватый или желтовато-белый оттенок, смешаны со слизью, неприятно пахнут. Женщина быстро устает и чувствует тяжесть в теле.

При меноррагии, возникающей вследствие увеличения Питты, месячные имеют желтый, голубой, черный или темно-красный цвет, горячие и льются подобно потоку.

При меноррагии, возникающей при увеличении Вата доша, месячные вязкие, кремового цвета, пенятся, кровотечение относительно скудное, сопровождаемое болями.

При меноррагии, возникающей при совместном дисбалансе всех трех доша, месячные выходят, словно течет жидкий мед или разогретое топленое масло, цветом напоминают костный мозг и ужасно зловонны.

Лечение этого заболевания зависит от вида дисбаланса. Основных направлений в его терапии четыре – остановка кровотечения, очищение организма, нормализация баланса доша и лечение анемии, иногда развивающейся на фоне меноррагии.

Из готовых аюрведических лекарственных препаратов можно принимать Йашад бхашму, Правала бхашму, Пушйануга чурну, Шатаварйасаву, Шоубхагйашунти пак и Ашвагандха расайану.

Нарушения образования грудного молока.

Грудное молоко образуется из съеденной пищи, поэтому ее качество непосредственно влияет на качество грудного молока. Еще одним очень важным фактором являются стрессовые ситуации, способные полностью прекратить лактацию, и отношение матери к ребенку. Чем сильнее мать любит своего ребенка, тем дольше и интенсивней идет отделение грудного молока. Естественно, что на этот процесс влияет и индивидуальная конституция женщины, хотя, существует ошибочное мнение, что, чем больше грудь, тем больше молока.

Грудное молоко считается нормальным, если оно легко и равномерно смешивается с водой, сладкое на вкус и имеет слегка желтоватый оттенок.

Если в молоке увеличено количество Вата доша, оно приобретает вяжущий или горький вкус и при попадании в воду не растворяется в ней, а расслаивается. Прием ребенком такого молока ведет к запорам, газам, коликам, он начинает нервничать, становится легко возбудимым, беспокойным, плохо спит. Лечение матери заключается в корректировке питания и режима дня. Необходимо исключить из рациона продукты, увеличивающие Вата доша – все холодное, сухое, старое, горькое, вяжущее, пережаренное. Есть строго три-четыре раза в день – в половине восьмого утра, в полдень, в половине четвертого (немного, если очень хочется) и в шесть – половине седьмого. Пить достаточное количество жидкости, обязательно теплой, не кусочничать (есть всевозможные крекеры или бутербродики между едой), исключить бобовые, сырую капусту, ограничить количество съедаемых яблок. Избегать переохлаждения, сквозняков. Никаких холодных душей. Особенно эти рекомендации относятся к женщинам Вата, Вата-Питта и Вата-Капха конституций. Из нежелательных эмоций Вату увеличивают страх, волнение, беспокойства, неуверенность, боль, зависть, болтливость, вранье, ругань, сквернословие (стоит обратить внимание на то, что этот фактор очень часто портит молоко) и другие. Очень негативно влияет длительное сидение перед телевизором или компьютером. Если же у вас возникает проблема выбора – здоровье ребенка или собственный комфорт – выберите комфорт. Особенно если вы хотите через некоторое время лишиться и того, и другого. Для лечения ребенка, принимающего такое грудное молоко, необходимо использовать анисовый, укроповый, фенхелевый или тминный чая, теплые ванны, можно хвойные или душицевые, легкий массаж животика по часовой стрелке, клизмочки с маслом. Избегать сквозняков, попадания под дождь и переохлаждений.

Если в молоке увеличено количество Питта доша, оно становится острым, кислым или солоноватым на вкус, при отстаивании в нем можно различить желтоватые прожилки. Лечение матери заключается в приеме средств, уменьшающих Питта доша. Из диеты необходимо исключить цитрусовые, ананасы, кисломолочные продукты, жаренное, квашеное, маринованное, острое. Противопоказан горячий душ. Больше бывайте на свежем воздухе. Обратите внимание на собственный гнев, злобу, ненависть. Если ребенок пьет такое молоко, у него развиваются диатезы, дерматиты и другие кожные заболевания, может быть расстройство кишечника, заторможеность в развитии, боли в желудке, гнойничковые заболевания. Для лечения ребенка необходимо использовать охлаждающие субстанции. Не кутайте ребенка, не делайте воду в ванне слишком теплой, ему полезен прохладный климат. Для ванн можно использовать отвар череды, чистотела, сена, березовых листьев. Упор в лечении ребенка, принимающего такое молоко, необходимо сделать на регулировании питания и режима матери.

Если в молоке увеличено количество Капха доша, оно становится очень жирным, липким, очень сладким, в нем присутствует слизь, оно тонет в воде. При появлении всех этих симптомов женщина должна ограничить прием сладкой, соленой, жирной и крахмальной пищи, начать заниматься гимнастикой или любой другой деятельностью, дающей хорошую физическую нагрузку. Если ребенок пьет такое молоко, он очень быстро набирает вес, что может привести к ожирению, у него слабеет иммунитет, могут быть расстройства кишечника, гормональные нарушения, выделения из носа, глаз, ушей, половых органов. Наилучшим лечением является свежий воздух, свобода и неограниченность движения (ребенка не пеленать), теплые ванны с небольшим количеством (две чайных ложки на ванну) меда.

Если в молоке увеличено количество двух или всех трех доша, то вышеперечисленные симптомы накладываются друг на друга.

К нарушениям образования грудного молока вполне можно отнести и снижение лактации. Основной причиной является установка, принятая матерью – моего ребенка я буду кормить, допустим, до пяти месяцев. Больше нельзя – опадет грудь, выпадут зубы и волосы, начнут слоиться ногти. Сразу вспоминается пословица: “скольких детей выкормила – столько зубов потеряла”. На самом деле эта пословица идет из тех вре­мен, когда никто не занимался послеродовой реабилитацией женщины, никто не следил за состоянием ее организма и не объяснял, как ей избе­жать всех этих неприятных моментов. Если же причиной снижения лак­тации является что-то другое, женщина быстренько переводит ребенка на искусственное вскармливание – ни забот, ни хлопот, и дело с концом. Не хотелось читать нотации, придется.

Бесплодие.

С проблемой бесплодия род человеческий столкнулся, наверное, еще находясь в своей колыбели. Если перечитать древние русские, индийс­кие, тувинские, африканские, да и вообще сказки и предания всех наро­дов, то можно найти истории о царях и героях, которые долго не могли осчастливить себя появлением на свет наследника и наследницы. Можно, не ходя далеко, вспомнить о том, что легендарный библейский Авраам очень долго не имел детей, и только когда Аврааму было восемьдесят шесть лет, благодаря благословению Господа, у него родился сын Измаил.

Состояние бесплодия объяснялись по-разному – либо проклятием, сгла­зом или порчей, либо отсутствием любви в семье, либо отсутствием бла­гословения Высших Сил, либо время еще не пришло, либо подходящая детская душа еще не появилась. Были и более далекие от мистики трак­тования – нарушение движение женской или мужской (при мужском бес­плодии) энергии по праническим каналам, закупорка слизью маточных труб, эндометриоз, опухолевые процессы, повышение кислотности во влагалище или в матке, приемом не сочетающейся между собой пищи или некоторых со­временных, особенно гормональных, лекарственных препаратов, аборты, венерические болезни. Говоря о бесплодии, нельзя не упомянуть и психологические причины. Все негативные эмоции, напряженная обстановка в семье, ги­пертрофированное чувство ответственности, подверженность стрессам, отсутствие уверенности в себе не только могут привести к выкидышу, но и поставить под сомнение сам факт зачатия ребенка. Еще одной, но очень редкой причиной является недоразвитость женс­ких внутренних половых органов – “детская матка”, недоразвитие яич­ников, а в некоторых, единичных случаях – полное их отсутствие. В про­цессе формирования, роста и развития женского организма по той или иной, в основном кармической, причине, происходят сбои в трансформа­ции семи тканей, что приводит к таким последствиям.

В зависимости от разнообразия причин бесплодия, столь же разнообразны и методы его лечения. Об аллопатических средствах написаны специальные книги, поэтому мы остановимся на аюрведических и на народных методах.

Одним из самых мистических путей является соблюдение мужем и женой полного поста в Экадоши – на одиннадцатый день новой и полной Луны. Если семья решила соблюдать этот пост, женщина не должна в этот день чистить зубы, стричь ногти и волосы, а мужчина не должен еще и бриться. Зубы надо очень хорошо почистить в день перед Экадоши. Пост должен быть полный – без приема пищи и воды. Утром в день Экадоши надо встать за сорок минут до восхода Солнца (время восхода можно узнать в отрывном календаре), принять омовение и помолиться Господу о ниспослании ребенка. Ночь после Экадоши надо бодрствовать и лечь спать только вечером следующего дня. Утром, на следующий день после Экадоши, около половины девятого следует приготовить рис или другое зерновое или бобовое блюдо (кроме гречки и тапиоки), предложить его Господу (см. книгу “Ведическое кулинарное искусство”) и принять самим – сначала мужу, потом жене. В этот день надо есть только один раз, нельзя заниматься сексом, есть мед и орехи, делать масляный массаж или натираться маслом. Надо соблюдать все Экадоши, однако способствующими зачатию сына является Экадоши, приходящийся на первую половину января и первую половину августа.

Еще одним очень действенным способом является поклонение женщины Туласи-дэви. После того, как пуджа[11] проведена, женщина может слегка потрясти Туласи и, подняв упавший листик или цветок, поместить его в кусочек банана. Он проглатывается целиком, не жуя, одновременно с просьбой о зачатии ребенка.

Существуют специальные мантры и гимны из Атхарваведы, направленные на лечение бесплодия. В основном они посвящены Уме или Катьйайане, хотя есть и обращенные непосредственно к Господу. Текст одного из таких гимнов можно найти в последней главе.

Если рассматривать аюрведические методы лечения бесплодия, то они сугубо индивидуальны. Скажу лишь, что они включают в себя воздействие на определенные Марма-точки, масляный массаж с Махамаша таилой, введение во влагалище Калйанака гхриты и других масел, а также прием индивидуально подобранных трав. Рекомендуются занятия йогой и пранайамой, медитации.

Из готовых аюрведических средств можно принимать Шатаварйасаву, Пхала гхриту, Дживани, Йошадживан лехйу, Йошамрит и некоторые другие препараты, делать глубокий масляный массаж всего тела с Дханвантара таилой.

При бесплодии, возникающем в результате того или иного заболевания, в первую очередь устраняется болезнь, являющаяся его причиной, а потом, если бесплодие не исчезло, лечение нацеливается на него.

Для правильного и глубокого психологического воздействия необходимо выявить все “сексуальные” стрессы (попытки к изнасилованию, сексуальные комплексы и страхи, нарушения развития сексуальности), а также уточнить отношения между супругами и между супругами и остальными членами семьи.

Нередко бесплодие является следствием порчи, поэтому для его нейтрализации необходимо провести обряд по ее снятию или сделать соответствующий талисман. В качестве талисмана можно носить кошачий глаз, на который начитываются определенные мантры из Атхарваведы или Брахма пураны. Предохраняет от порчи и ношение на теле бус, сделанных из стебля омелы.

Если бесплодие вызвано злыми духами, а вы придерживаетесь христианских канонов жизни, то рекомендуется носить с собой в небольшом мешочке стебли зверобоя, на которые начитана молитва Иоанну Крестителю или освященные на Пасху вербовые сережки.

Ложная беременность.

Очень редко случается, что от сильного желания женщины иметь ребенка, она создает у себя в подсознании установку, что она уже беременна. Благодаря этой установке Вата доша блокирует выход яйцеклетки, и возникают все симптомы беременности. Происходит задержка месячных, растет живот, проявляются явления, сходные с токсикозом беременных, увеличиваются молочные железы, иногда отделяется молозиво, меняются вкусы, походка, слегка краснеет лицо. Ложная беременность может длиться три – три с половиной месяца, хотя есть случаи и более длительного ее течения.

В ведические времена ложная беременность диагностировалась по пульсу, в наше время это делают в основном с помощью ультразвукового исследования.

Некоторые авторы считают, что это явление не является ложной беременностью. На самом деле, утверждают они, злые духи проникают в яйцеклетку или Оджас матери и разрушают зародыш. Вагбхата, один из высочайших авторитетов в аюрведической медицине, в особенности, в демонологии, опровергает эти утверждения. Он говорит, что духи не могут разрушить грубоматериальное тело, а могут только воздействовать на тонкие тела человека или пользоваться его физическим телом. Действительно, ни в одном источнике не упоминаются факты рассасывания, поглощения или уничтожения духами материальных объектов. Основной причиной ложной беременности Вагбхата считает нарушение баланса Вата доша, локализующегося в матке.

Для устранения ложной беременности Вагбхата предлагает масляный массаж всего тела, прием трав, обладающих острым и горьким вкусом, а также другие процедуры, нормализующие баланс Вата доша. Важным фактором в лечении этого состояния является снятие психологического напряжения и стресса, базирующегося на стремлении выполнить Дхарму[12] женщины – родить и воспитать ребенка.

Сексуальные отношения.

Секс в Аюрведе.

В каждом из аюрведических текстов есть главы, посвященные сексуальным отношениям. В наиболее доступной форме они описываются Вагбхатой в тексте, который называется Аштанга Хридайам.

“Относительно сексуальных взаимоотношений можно сказать следующее – мужчина должен избе­гать женщину, ложащуюся на живот (дословно: вниз лицом), входить к женщине во время месячных, к которой нет желания, чьи действия (дви­жения, ласки и т.д.) неприятны, бесстыдны и надоедливы, ту, которая очень толстая или очень худая (ослабленная), беременную или только что родившую, другую женщину, монахиню, совокупления с животными. Стоит избегать полового акта недалеко от Гуру (Учителя), божеств и царя, в монас­тыре, на кладбище, в местах пыток (в тюрьме), в священных местах и в месте встречи четырех дорог. Избегать специальных астрологических мо­ментов (новолунья, полнолунья, затмений, одиннадцатого дня новой и полной луны и т.д.) и дней, в которые половые отно­шения запрещены (посты, праздники и т.д.). Во время сексуальных игр из­бегать би­тья по голове и сердцу, неполовых органов. Не рекомендуется вступать в половые отношения после плотной еды, без желания, голодным, в некомфортных позах, с полным мочевым пу­зырем и т.д. и в болезненном состоянии, стра­дая от голода или жажды, с ребенком или пожилой женщиной.

В холодное время года человек может вступать в половые взаимоотно­шения столько раз, сколько он хочет, но только после употребления афро­дизиаков, один раз в день – весной и осенью, а в сезон дождей и летом – раз в четыре ночи.

Слабость, истощение, дряблость, потеря сил, исчерпывание семи тканей, нарушение активности органов чувств и несвоевременная смерть происхо­дят от гиперинтенсивной половой жизни.

Хорошая память, интеллект, долгая жизнь, здоровье, упитанность, ак­тивность органов чувств, репутация, сила и медленное старение происте­кают из контролируемой половой жизни.

После полового акта мужчина должен принять ванну, нанести на тело ароматную пасту, прогуляться под легким прохладным ветерком, выпить сироп, приготовленный из сахара канди, холодной воды, молока, мясного бульона, кваса, пива и пойти спать. Благодаря этому энергия тела быстро восстановится”.

Кому-то может показаться, что приведенная цитата не соответствует действительности – Аюрведа, являясь древней ведической наукой, не может рекомендовать столь интенсивную половую жизнь. Однако, стоит заметить, что Аюрведа не относится к религиозным писаниям, поэтому она приводит советы и рекомендации для всех людей – тех, кто стремиться к духовной жизни и самоосознанию, и тех, кто далек от этого, но хочет поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Аюрведические тексты не навязывают одного мнения для всех, но предлагают выбор – если ты хочешь прогрессировать в духовном смысле этого слова, то обратись в более высшую инстанцию – к тому разделу Вед, который отвечает на высшие вопросы, связанные с постижением Абсолюта и правилами жизни человека, стоящего на этом пути. Если же ты хочешь находиться в этом мире – мире рождения и смерти, то необходимо прислушиваться к советам Аюрведы и других Дхарма-шастр[13]. Стоит, все же, еще раз повторить, что Аюрведа отвечает за здоровье не только людей, стремящихся получить удовольствие от этого мира, но и тех, кто стоит на пути духовного прогресса.

Целибат.

Часто возникает вопрос о том, какое место в жизни мужчины должен занимать целибат, и насколько естественен обет безбрачия.

До определенного возраста ведические писания предписывают целибат всем мужчинам. Это время называется брахмачарой и связано с периодом обучения. В момент учебы, продолжающийся до двадцатитрех – двадцатипятилетнего возраста, ученик не должен вступать ни в какие сексуальные отношения. Половые отношения регламентируются браком, в который можно вступать только после завершения учебы. Однако, некоторая часть молодых мужчин желает принять обет безбрачия и навсегда остаться брахмачариями. Вся сложность этого решения заключается в контроле сексуальной энергии и сексуальных желаний. Аюрведа описывает восемь видов сексуальных отношений, пре­пятст­вующих продвижению ученика-брахмачария. Если хотя бы один из этих восьми пунктов не соблюдается, целибат считается прерванным или не полным[14] и ученику необходимо выполнить определенные очистительные процедуры, также описанные в Дхарма-шастрах:

1. Сексуальные мысли.

2. Сексуальные разговоры.

3. Сексуальные игры.

4. Сексуальные сны.

5. Секретные беседы с партнером.

6. Сексуальные желания.

7. Сексуальные стремления.

8. Непосредственно половой акт.

Существует мнение, что обет безбрачия противоестественен для женщины, ведь ее Дхарма заключается в рождении и воспитании детей. Организм и психика женщины построены таким образом, что без мужской энергии у нее в теле и уме начинаются процессы, разрушающие ее сознание и энергетику. По этой же причине ни одна из йоговских школ не предусматривает для женщин высшей ступени посвящения, предусмотренной для адептов-мужчин.

Для контроля и сублимации сексуальной энергии применяются медитативные, дыхательные, йоговские практики и поддержание внешней чистоты организма.

Йога и контроль сексуальной энергии.

Изначально в сис­теме Хатха йоги существовало несколько тысяч асан, но, методом отбора было выделено восемьдесят четыре классичес­кие асаны. Они делят­ся на две главные категории: (1) асаны для улучшения физиче­ского здо­ровья и контроля ума, чувств и сексуальной энергии, (2) и позы для медитации и пра­найамы. Среди асан, помогающих контролировать сексуальную энергию, ведущее полож


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: