Требования к маркировке

Раздел 7 Информация о товарах

Лекция28 Средства информации о товаре

 

Средства информации о товаре: маркировка

Требования к маркировке

 

Средствами товарной информации служат: маркировка; технические или нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.

Указанные средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской ин­формации. Общим для них является наличие основополагающей информации.

Маркировка

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомога­тельные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя инфор­мации об изготовителях (исполнителях), товароведных характе­ристиках товара.

Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удель­ный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общно­стью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей она является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как обеспечивает прослеживаемость товарных пар­тий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаи­мосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у по­требителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, а также правилами розничной торговли.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования.

 

 

Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей.

Рисунок 1 -. Общие и специфичные требования к маркировке

Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и/или упаковку и/или другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Этикетки наносятся типографским либо иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этике-тирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, электробытовых товарах).

Для этикеток характерна значительная информационная емкость. Кроме текста, они часто содержат изображения, симво­лы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. На этикетках маркировка может содержать пояснительные тексты.

Кольеретки — разновидность этикеток, имеют особую фор­му, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначе­ние — эстетическое оформление бутылок. Применяются вместе с основной этикеткой для бутылок с пивом, алкогольными и безалкогольными напитками, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на них вообще отсутствует информация.

Вкладыши — разновидность этикеток, отличаются от них направленностью товарной информации и предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара и изгото­вителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь — функционально­го назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции — рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши нередко встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто вкладыши применяют для кондитер­ских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для пар­фюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеи­ваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны небольшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку или только название фирмы- изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подве­шиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирмен­ный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты — носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о то­варе в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей ин­формации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой — указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно- обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы — носители информации, предназначен­ные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных при­способлений установленной формы.

В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения — вете­ринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы — овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпро­дукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металли­ческих консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных ма­териалов для соков, напитков, вина, молока и других продук­тов.

Штампы и клейма на непродовольственных товарах или на их упаковке встречаются реже. Но, например, на тканях, на ха-зовых концах с изнаночной стороны, обязательно должно быть клеймо. Кроме того, штампы, выполненные производственным способом, наносятся на отдельные комплектующие детали сложнотехнических товаров (двигатели автомобилей, холодиль­ные агрегаты холодильников и др.).

Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минсоцздрава; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.

Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, — нанесение клейма или штампа несмы­ваемой краской. Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц.

Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений в основном встречается на металлических консервных банках, реже — на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического на­значения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

К клеймам и штампам предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость независимо от внеш­них воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения и штампования.

Торговая маркировка — текст, условные обозначения или ри­сунок, нанесенные продавцом на товарные и/или кассовые че­ки, упаковки и/или товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товар­ные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Кроме того, торговая маркировка отличается от производственной тем, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце и в мень­шей — с информацией о товаре. Это обусловлено особенно­стями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки товарных чеков, большие затраты ручного труда на маркирование, ограничен­ные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая мар­кировка может служить основанием для предъявления претен­зий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесе­ния ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются несколькими нормативными актами: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (п. 19 — требования к ценнику, п. 51 — требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров), Типовым положе­нием о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты

кассового чека). Правила регламентируют также наличие и пра­вильное оформление ценников.

Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях роз­ничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно- кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в слу­чаях, определенных «Перечнем отдельных категорий предпри­ятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».

Товарные чеки применяются только при продаже непродо­вольственных товаров, причем Правилами установлен обяза­тельный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке ра­дио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизи­тов предприятия, даты покупки, цены.

Структура маркировки может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти составные элементы различаются соотношением (рис. 2) и степенью доступности товарной информации, широтой рас­пространения и разными функциями.

Текст как форма письменной информации — наиболее рас­пространенный элемент производственной и торговой марки­ровок. Для него характерна высокая степень доступности ин-

Рисунок 2 - Элементы маркировки и соотношение товарной информации

формации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и иден­тифицирующая.

Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее на­значения и носителей составляет 50—100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наиболь­шей степени он присущ производственной маркировке, в наи­меньшей — торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и в основном выполняет эмоциональную и мотивационную функ­ции, реже — информационную и идентифицирующую. Однако бывают и исключения, например, когда на маркировке упаков­ки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара.

Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки, характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями информационных знаков являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация таких знаков бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки. Поэтому ниже мы более подробно остановимся на информационных знаках.

Информационные знаки — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Краткость обусловлена тем, что в качестве информацион­ных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

Выразительность и наглядность информационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацелен­ные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обу­ви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т. п.

Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

Информационные знаки — обширный блок информацион­ных данных о товаре. Классификация их на группы и под­группы в зависимости от определенных признаков представле­на на рис. 3.

Рисунок 3 –Классификация товарных знаков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: