1 Сравнение независимых групп. Предположим, нам необходимо сравнить антропометрические показатели у юношей и девушек. По умолчанию в биологии и медицине сравнивают средние тенденции в группах, т.е средние или медианы.
1.1 Заготовим таблицу с описаниями групп. Для этого удобно воспользоваться командным синтаксисом вида:
TABLES
/FORMAT BLANK MISSING('.')
/OBSERVATION var1 var2 var3
/TABLES (var1 +var2 +var3)
BY gr > (STATISTICS)
/STATISTICS
mean('Среднее' (F5.2))
semean('Ошибка средней' (F5.2))
stddev ('СКО' (F5.2))
median('Медиана'(F5.2))
ptile 25('Ниж квартиль' (F5.2))
ptile 75('Верх квартиль' (F5.2)).
Примечания. Вместо var1-var3 подставить реальные имена переменных. Вместо gr подставить имя переменной с полом студентов.
В данном синтаксисе собраны различные варианты описательных статистик. Одновременно их столько не нужно. Оставьте:
- либо среднее и СКО, - либо среднее и его ошибку, - либо медиану и квартили.
1.2 Сравним группы по критерию t Стьюдента. Выберем в разделах меню:
Анализ
Сравнение средних
Т-критерий для независимых выборок
- В открывшемся диалоговом окне в поле с поверяемыми переменными перетащим анализируемые количественные признаки. T-критерий будет применен к каждой переменной в отдельности.
- В поле «Группировать по» внесем переменную пол и зададим коды групп, чтобы задать два кода для определения сравниваемых групп. Ввести одно значение в поле Группа 1, а другое значение — в поле Группа 2. Наблюдения с любыми иными значениями будут исключены из анализа (в нашей работе их нет, ведь у студентов всего два пола).
- Можно щелкнуть мышью по кнопке «Параметры» и выбрать способ работы с пропущенными значениями, а также задать уровень для доверительного интервала. ОК.
– Доверительный интервал. По умолчанию для разности средних значений выводится 95%-й доверительный интервал. Чтобы задать другой доверительный уровень, ввести значение между 1 и 99.
– Пропущенные значения. Когда проверяют несколько переменных, и некоторые из них содержат пропущенные значения, можно указать, какие наблюдения следует включить (или исключить).
▪ Исключать из каждого анализа. При применении t-критерия используются все наблюдения, в которых проверяемая переменная имеет непропущенные значения. Объемы выборок могут меняться в зависимости от переменных, к которым применяется критерий.
▪ Исключать целиком. Каждый раз при применении t-критерия используются только те наблюдения, которые не имеют пропущенных значений для всех переменных, для которых запрошено применение t-критерия. Объем выборок одинаков для всех тестов.
ОК.
В открывшемся окне результатов будет таблица с описательными статистиками. А мы её уже сделала в более удобном для научного отчета виде. Ниже расположена таблица с проверками статгипотез. Вначале проверяется статгипотеза о равенстве дисперсий в группах с помощи критерия Ливеня. Если уровень значимости получился меньше критического (0,05), то критерию Стьюдента доверять нельзя.
Правее в столбике «Значимость 2-сторонняя) приведен уровень значимости по критерию t. Причем для каждого признака дважды. Классический вариант t теста представлен в верхней строчке. Именно его и нужно будет вставить в отчет (см ниже).
1.2 Сравним эти же группы юношей и девушек по критерию Манна-Уитни.
Анализ
Непараметрические критерии
Для независимых выборок
В открывшемся диалоговом окне на закладке «Поля» аналогично перетащим сравниваемые и группирующие признаки. Проследить, чтоб предварительно у признака «Пол» в редакторе данных была указана номинальная шкала.
1.3 В отчете сформировать таблицу вида
Антропометрический признак | Юноши Среднее ± СКО | Девушки Среднее ± СКО | р (по критерию Стьюдента) | р (по критерию Манна-Уитни) |
Рост | ||||
Масса | ||||
ИМТ | ||||
ОТ | ||||
ОБ | ||||
ОТ/ОБ |
Примечание: описательную статистку брать ту, которую выбрали вначале.
1.4 Сделать графическую интерпретацию результатов.
Графика
Устаревшие диалоговые окна
Ящики
Простые, Итоги по группам наблюдений, Задать.
В качестве переменной задать Рост или Массу или ещё что-то антропометрическое. В качестве Категориальной оси задать Пол. ОК.
- Отредактировать получившийся график, чтоб на него приятно было смотреть. Вставить в отчет.
- Аналогично сделать графики со столбиками ошибок по тем же переменным. Вставить в отчет.
- Дать содержательную интерпретацию получившимся результатам.