Учебник А.А.Вахрушев,О.В.Бурский,А.С.Раутиан,2012год

Лабораторная работа в 7 классе

«Внешнее строение насекомого»

Андриянова Ю.О.

Учебник А.А.Вахрушев,О.В.Бурский,А.С.Раутиан,2012год.

Цель работы: изучить особенности строения насекомых на примере конкретного представителя.

Задачи: 1). Формирование у учащихся знаний об отличительных особенностях внешнего строения насекомых.

2). Развитие практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием, инструктивными карточками.

3). Воспитание чувства уважения, взаимопомощи друг к другу, умения работать в паре.

 

Материал и оборудование: коллекции насекомых, лупы, вспомогательный материал, таблицы, рисунки, коллекции насекомых, оформленная доска, подносы, препаравальные иглы, лупы, пинцеты, инструктивные карточки. На доске - план урока:

1. Выявление отличительных особенностей внешнего строения насекомых. Лабораторная работа.

2. Подведение итогов лабораторной работы.

3. Общий вывод об отличительных особенностях внешнего строения различных отрядов насекомых.

Пояснения: учитель раздает на парту по одному насекомому из коллекции и называет принадлежность к отряду и по возможности роду. Род можно не указывать. Рисунки рекомендуется выполнять в квадрате 5х5 см и располагать его в тетради слева. Под рисунком пишется его название, например, рис.1.Ротовой аппарат насекомого отряда...; а справа делать все надписи к рисунку, если таковые имеются.

Организационный момент:

1.Приветствие.Здравствуйте,дети,садитесь.Настройтесь на рабочий лад. Сегодня мы с вами проведем лабораторную работу по пройденной теме «Насекомые».

2.Подготовка к изучению нового материала.Повторение.

1)Что мы изучили на прошлом уроке?(Насекомых)

2)Краткая характеристика Насекомых(Класс Насекомые (Insecta) – процветающая, богатая видами группа древних животных, известная с Каменноугольного периода. Самое крупное насекомое тропические палочники 20-35 см, самые маленькие трихограммы – 0,2 мм.).

3)Внешнее строение майского жука(Сегментированное тело подразделено на голову, грудь и брюшко, грудь (передний, средний и задний сегменты) несет 3 пары членистых конечностей (ног), число которых характерный признак насекомых (название насекомых - шестиногие), 2 пары крыльев. На голове глаза, 1 пара усиков и ротовые органы. Брюшко сегментировано, с дыхальцами).

Проблемный вопрос: Все ли насекомые имеют одинаковое внешнее строение? Давайте ответим на него в ходе лабораторной работы.

Сегодня мы будем работать в группах.
Подготовительный этап: класс делится на 4 команды, выбирают капитанов.

 

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенного вам насекомого. К какому отряду и роду относится данное насекомое?

2. Найдите границы отделов тела насекомого. Сколько у насекомого отделов тела? Назовите их.

3. Рассмотрите голову насекомого.

А) Определите тип усиков, зарисуйте их.

Б) Определите тип ротового аппарата. Зарисуйте ротовой аппарат вашего насекомого.

4. Рассмотрите грудь насекомого.

А) Сколько конечностей у насекомого, к какому отделу тела они крепятся (снизу или сверху)?

Б) Определите тип конечностей вашего насекомого. Зарисуйте одну конечность.

5. Рассмотрите крылья насекомого.

А) Сколько крыльев у насекомого, к какому отделу тела они крепятся (снизу или сверху)?

Б) Какой тип крыльев у вашего насекомого? Зарисуйте крылья.

 

6. Сделайте вывод о том, какие признаки характерны для отряда насекомых, представителя которого вы изучали ( образец: для отряда ………….. характерен …………….. тип ротового аппарата, ………….. тип усиков, …………. тип конечностей, ……………. тип крыльев).

Вспомогательный материал:

Типы усиков: 1 – щетинковидный, 2 – нитевидный, 3, 7 – булавовидный, 4 – пильчатый, 5 – гребенчатый, 6 – коленчатый, 8 – пластинчатый, 9 – коленчато-булавовидный, 10 – булавовидно-щетинковидный.  

 

Конечности насекомых:   А — бегательная, Б — прыгательная, В — собирательная, Г — копательная, Д — плавательная, Е — присасывательная, Ж — хватательная;   1 — тазик, 2 — вертлуг, 3 — бедро, 4 — голень, 5 — лапка  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: