Основные проблемы сферы аграрного бизнеса

Лекция 2

Современное состояние и тенденции

Основные проблемы сферы аграрного бизнеса

По большинству видов производимой с/х продукции самообеспеченность Беларуси значительно превышает 100 %, в данном аспекте сфера агробизнеса является экспортоориентированной и стратегически важной для государства. Так доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в экспорте республики за 2016 год составила 17,5 %. Несмотря на такие характеристики, в белорусском сельском хозяйстве существует ряд серьезных проблем, о которых свидетельствуют тот факт, что по состоянию на 1 января 2016 года 523 (больше трети от всего количества) сельскохозяйственные организации Республики Беларусь являются неплатежеспособными.

Ситуация неплатежеспособности многих сельскохозяйственных организаций по мнению многих ведущих ученых является наиболее узким местом в сегодняшних реалиях функционирования отечественного АПК.

 

 

Таким образом, не смотря на огромное значение аграрного бизнеса для республики Беларусь, и внимания со стороны государства, которое выражается в форме финансовой поддержки аграрной сферы, льготирования, разработке государственных программ, законодательной базы и т.д. наблюдается ряд негативных тенденций, воплощающихся в проблеме неплатежеспособности большого количества сельскохозяйственных организаций. С целью совершенствования норм и механизмов имущественных отношений, финансового оздоровления, повышению мотивации труда, развития кооперативно-интеграционных процессов в последние годы разработан целый ряд законодательных актов, а также программ, которые регламентируют основные направления преодоления существующих негативных явлений в сфере агробизнеса.

Неплатежеспособность, несомненно – важная комплексная проблема в основе которой, лежит множество факторов. По мнению А. Шпака ключевыми здесь являются внешние факторы: диспаритет цен, высокие процентные ставки по кредитам, административные методы управления и др. Также высокой остается энерго- и ресурсоемкость, ниже по сравнению с экономически развитыми странами производительность труда, выше себестоимость продукции.

в качестве сдерживающих факторов можно также отметить отсутствие реальной приватизации в процессе преобразования сельскохозяйственных организаций в ОАО, в результате чего формируется «государственный капитализм» и отстраняется менеджмент от управления и системы распределения дохода на капитал, что, в свою очередь, значительно снижает мотивацию труда и эффективность. Выход видится в развитии реального государственно-частного партнерства.

 

Реструктуризация долгов и оздоровление сельскохозяйственных предприятий к сожалению является традиционной тенденцией для всей истории суверенной Беларуси. в этой связи можно выделить 4 этапа реформирования низкорентабельных, убыточных предприятий:

1. 1998-2000 - государственная поддержка промышленных, обслуживающих сельскохозяйственных и иных предприятий, объединившихся с низкорентабельными колхозами.

2. 2004-2005 – реформирование убыточных организаций. Из 1257 убыточных организаций реорганизовано путем слияния 417 объектов, проданы 85.

3. 2006-2014 – практическая реализация указа №350 «О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство», предусматривающих права и обязанности юр. лиц, приобретшим сельскохозяйственные организации. В этот период интегрировано путем слияния, присоединения, в т.ч. продажи убыточных орг. более 80 % субъектов хозяйствования. Среди них 46 кооперативно-интеграционных структур.

4. С 1 января 2014 года. Данный этап проходит в рамках реализации следующих основных законодательных актов:

Указ Главы государства от 17 июля 2014 г. №348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса», который определяет преференции по реструктуризации задолженности по долгосрочным инвестиционным кредитам и договорам финансовой аренды (лизинга), налоговые льготы для организаций-правопреемников неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, а также возможность организаций агропромышленного комплекса реструктуризировать кредиты банков и исполненные за эти организации гарантии государственных органов.

В ходе реализации Указа № 348 на 1 января 2017 г. в республике реорганизовано (путем присоединения) 38неплатежеспособных сельскохозяйственные организаций, в том числе в 2016 г. – 10 организаций. Кроме того, в рамках Указа №348 реструктуризирована задолженность по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов 90организаций на сумму 1321 млн. рублей.

Указ от 4июля 2016г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее Указ №253) предусматривает финансовое оздоровление в 2016–2017 годах сельскохозяйственных организаций, у которых на 1 июля 2016г. неплатежеспособность приобретала или имела устойчивый характер, с применением мер досудебного оздоровления или антикризисного управления.

По результатам работы комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданных при государственных органах и организациях, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2016 г. № 889 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. №253», утверждены перечни сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению и антикризисному управлению.

Согласно постановлению № 889 финансовому оздоровлению в рамках Указа №253 подлежит 425 сельхозорганизаций, в том числе в процедуре досудебного оздоровления 323организации, антикризисного управления – 102 организации.

Указ от 14 июля 2016 г. №268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» направлен на создание условий для комплексного реформирования системы финансирования сельскохозяйственного производства и обеспечения устойчивого развития ОАО «Белагропромбанк» путем передачи проблемной задолженности сельскохозяйственных организаций в ОАО «Агентство по управлению активами» (далее – Агентство) и компенсации просроченной задолженности по процентам банку.

В ходе выполнения Указа № 268 приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка об утверждении перечня сельскохозяйственных организаций, активы которых будут переданы в Агентство (далее – постановление №923/28) и перечня просроченных процентов кредитополучателей ОАО«Белагропромбанк» для списания (далее – постановление №967/30).

По постановлению №923/28 в Агентство будет передана задолженность 220 организаций, в том числе из состава организаций, подлежащих досудебному оздоровлению – 119 организаций, антикризисному управлению – 101организация. На 1 ноября 2016 г. общий размер передаваемой задолженности составил 599,7 млн. рублей, в том числе ОАО «Белагропромбанк» – 530,8 млн. рублей, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» – 68,9 млн. рублей.

По постановлению №967/30 задолженность по просроченным процентам 345 кредитополучателей ОАО«Белагропромбанк составила 216,0 млн. рублей или 110млн.долларов США.

.В программе 2001-2005 года [3] предусматривалось 10 моделей реформирования низкорентабельных предприятий, среди которых:

v создание в границах предприятия несколько небольших подразделений для усиления мотивации труда.

v кооперирование с экономически крепкими организациями

v создание на территории КФХ с дальнейшим объединением в ассоциации

v передача части средств в аренду с последующим выкупом

v разделение имущества колхоза между его членами (по сути форма приватизации) и т.д.

Таким образом, в качестве ключевых направлений по преодолению проблемы неплатежеспособности сельскохозяйственных организаций исследования позволяют выделить следующие: реструктуризация задолженности, реорганизация (слияние присоединение), смена менеджмента (передача управления), сдача в аренду, продажа, ликвидация. Из перечисленных наиболее широкое применение в Беларуси получили первых два направления, практика продажи убыточных организаций также в определенной степени отработана и является довольно успешной.

 

В рамках Указа №253 перечисленные направления (за исключением ликвидации) рассматриваются в качестве мер досудебного оздоровления и предусматривают:

- Отсрочку и рассрочку кредитов на срок согласно утвержденного бизнес-плана

- Рассрочку задолженности по экономическим санкциям во внебюджетный фонд социальной защиты населения до 5 лет, по уплате налогов, сборов, иных платежей в бюджет до 3 лет, за энергоносители до 3 лет, по лизингу с правом реструктуризации кредита до 5 лет. При этом, за пользование рассрочкой, отсрочкой выплата процентов не предусмотрена.

- Аренду предприятий как имущественного комплекса. Размер годовой арендной платы за предприятие как имущественный комплекс не может превышать 5 % от балансовой стоимости имущества, но должен быть не менее 500 базовых величин, установленных на 31 декабря предшествующего года.

- Передачу акций, эмитированных сельскохозяйственной организацией в доверительное управление. Акции, эмитированные такими организациями, находящиеся в государственной собственности, могут в установленном законодательством порядке передаваться в доверительное управление юридическим лицам, в том числе не являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

- Передачу полномочий исполнительного органа по договору другой коммерческой организации или управляющему. Доход управляющей организации (управляющего) по такому договору устанавливается в процентах от выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) этой сельскохозяйственной организации, но не может превышать 5 процентов от нее. При этом: среднемесячный доход управляющей организации (управляющего) не может превышать восьмикратного размера среднемесячной заработной платы среднесписочного работника сельскохозяйственной организации в соответствующем месяце; по итогам работы за год управляющей организации (управляющему) устанавливается бонус в доле прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), равный уровню рентабельности продаж. Выплачиваемая сумма бонуса не может превышать восьмикратного размера заработной платы среднесписочного работника сельскохозяйственной организации за этот год.

- Продажу предприятий как имущественных комплексов, акций сельскохозяйственных организаций. Цена продажи предприятий как имущественных комплексов определяется исходя из стоимости чистых активов сельскохозяйственной организации, рассчитанной в соответствии с законодательством на первое число первого месяца квартала, в котором принято решение о продаже, а также зависит от финансовых результатов за последние годы. При стоимости чистых активов сельскохозяйственной организации, равной нулю или имеющей отрицательную величину цена продажи предприятия как имущественного комплекса, акций (долей в уставных фондах) составляет одну базовую величину, установленную в Республике Беларусь на первое число первого месяца квартала, в котором принято решение о продаже.

- Передачу в собственность руководителю хозяйственного общества 25%+1 акция. Данную меру нужно рассматривать, как стимулирующую для управляющей организации (управляющего). Обязательным условием безвозмездной передачи акций, эмитированных сельскохозяйственной организацией (долей в уставном фонде сельскохозяйственной организации), находящихся в государственной собственности, руководителю сельскохозяйственной организации, работающему по трудовому договору (контракту) в этой организации, является обеспечение к первому числу первого месяца квартала, предшествующего дате истечения пятилетнего периода реализации бизнес-плана сельскохозяйственной организации, эффективной хозяйственной (экономической) деятельности этой организации (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платежеспособности).

Необходимо отметить, что продажа предприятий как имущественных комплексов государственных сельскохозяйственных организаций, а также продажа или безвозмездная передаче акций имеют низкую привлекательность и практичность в связи с длительностью и «громоздкостью» данных процедур. Это связано с тем, что окончательное решение по данным вопросам принимается Президентом Республики Беларусь, а до направления Президенту вопросы подлежат согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом по имуществу, Комитетом государственного контроля, Комитетом государственной безопасности и Генеральной прокуратурой [4].

- Ликвидация. В отношении сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень проведения процедур экономической несостоятельности, такие процедуры проводятся в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Самым неблагоприятным исходом в данном случае может быть ликвидация предприятия по средствам продажи имущества и выплаты долгов кредиторам.

- Слияние, присоединение. Неплатежеспособные организации могут быть присоединены к более успешным по алгоритму, который зависит от организационно-правой формы рассматриваемых субъектов. В вопросе особенно важен аспект определения количества дополнительно выпускаемых акций (при образовании акционерного общества) или увеличении уставного капитала. Процессы присоединения и слияния во многом схожи, однако имеют и свои особенности. Например, в рамках процесса слияния образование органов вновь возникающего лица, в отличие от процесса присоединения, является обязательным.

На текущий момент проблема наличия долгов, в том числе и неподъемных, является весьма острой, что подтверждается, в том числе, мнениями ведущих белорусских экономистов. Однако важно четко осознавать, что проблема неплатежеспособности – это следствие и индикатор негативных тенденций, которая влечет новый виток нарастающих проблем. С одной стороны необходимо принимать незамедлительные меры для ее преодоления, а с другой предупредить и искоренить путем создания эффективной системы агробизнеса, основанной на повышении мотивации труда работников, самоокупаемости, оптимизации государственно-частного партнерства, активизации предпринимательской инициативы. Одностороннее решение данной проблемы (только по пути рефинансирования, реструктуризации долгов, предоставления отсрочки и т.д.) несомненно, приведет к ее повторению и, возможно, обострению в недалеком будущем.

Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: