Педагогика высшей школы

Целью дисциплины является формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС, необходимых для подготовки выпускника к педагогической, проектной, научно-исследовательской, методической и управленческой деятельности, формирование высоконравственных качеств личности, способной к творческой деятельности и саморазвитию. Изучаемая дисциплина ПВШ должна обеспечить подготовку высококвалифицированных, социально активных кадров, обладающих глубокими знаниями в области современного высшего образования, способных эффективно работать в образовательной сфере вуза, и осуществлять продуктивную научно- исследовательскую и научно-педагогическую деятельность в вузе и образовательных организациях разного уровня.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ПВШ, включает образование, социальную сферу, культуру.

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к осознанному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.

Основными содержательными аспектами понятия «образование» являются следующие:

образование какценность – ценность образования состоит в единстве личностной, государственной и общественной составляющих;

образование как система (институт) – образование как система включает в себя различные по уровню и профилю государственные и негосударственные учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества.

образование какпроцесс – в образовании как процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также формирования разносторонней личности выделяют два взаимосвязанных структурных компонента: процесс обучения и процесс воспитания;

образование какрезультат – образование как результат оценивается на индивидуально-личностном и общественно-государственном уровнях. На индивидуально-личностном уровне его результат обуславливается достижением обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверением этого соответствующим документом.

Образование выполняет в обществе следующие функции:

1) развивающая – в ходе образовательного процесса человек развивает логическое мышление, приобретает необходимые знания, навыки и умения, совершенствует свои личностные качества;

2) социологизаторскую – усвоение и воспроизводство социального опыта;

3) социального контроля – воспитание законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, в пользовании транспортом; при этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;

4) социальной мобильности – предоставление возможностей отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий; для современного человека не все виды образования достижимы, политика протекционизма осуществляется либо на государственном уровне, либо через сословные учебные заведения;

5) социальной селекции – образование служит механизмом закрепления личности за определенной группой;

6) культуросозидательную – сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования; образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества;

7) гуманитарную – сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности.

По мере перехода к информационному обществу образование все в большей степени будет превращаться в самообразование, а главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности.

Выпускник, освоивший ПВШ, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

• изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;

• организация процесса обучения и воспитания в высшей школе с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

• организация взаимодействия с обучающимися, коллегами, социальными партнерами, в том числе иностранными;

• осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

Профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

• анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

• проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;

проектная деятельность:

• проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

• проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

• проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

методическая деятельность:

• изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

• исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов;

управленческая деятельность:

• изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

• исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

• использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.

Образование выступает как автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности.

Высшим образованием называются все виды учебных курсов, подготовки или переподготовки на последипломном уровне, которая осуществляется университетами или другими учебными заведениями, признанными компетентными государственными органами в качестве учебных заведений высшего образования.

Система высшего образования включает:

· высшие учебные заведения всех форм собственности;

· другие юридические лица, предоставляющие услуги в сфере образования;

· органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Основные цели, смыслы, ориентации, подходы к системе образования с учетом конкретных потребностей личности и общества находят свое воплощение в парадигмах, на основе которых вырабатываются основные модели образования. Парадигма представляет собой совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

 

В современной педагогике можно выделить четыре ведущие парадигмы образования:

1. Когнитивнаяпарадигма («знаниевая», императивная, традиционная):

· образование рассматривается только как познание на основе мышления;

· целью обучения выступают знания умения и навыки (ЗУН), которые отражают социальный заказ;

· основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель);

· обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями;

· задача всестороннего развития личности не ставится; личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей;

· учебный материал воспринимается как дидактически интерпретированные научные знания;

· вся организация учебного процесса направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения;

· характеристика личностного развития не учитывается; основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки;

· развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности; основное внимание уделяется информационному обеспечению личности;

· главной задачей считается развитие памяти, а не умение логически мыслить.

2. Личностно-ориентированная парадигма:

· системообразующим фактором методов личностно-ориентированной педагогики выступает уникальная и неповторимая личность учащегося;

· интеграция различных дидактических концепций: развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения и т. п.;

· хорошее инструментальное обеспечение практико-ориентированных систем, их определенность и целостность;

· отношение педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и творческому субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия;

· субъект-субъектные отношения педагога и студента;

· непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств;

· каждый обучающийся имеет свой вектор развития, который строится от ученика к учителю.

3. Функционалистская парадигма:

· образование воспринимается как социокультурная технология; оно должно готовить нужные обществу кадры;

· личность должна принять на себя часть некоторых функций общества; функционалистская парадигма нашла более полное отражение в системе негосударственного образования;

· формирование определенных компетенций личности, связанных с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание;

· четкая профессиональная направленность – подготовка личности к труду.

4. Культурологическая парадигма:

· объект и цель образования – человек культуры;

· человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

· образование как культурно развивающая среда;

· творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве;

· воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

· переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической;

· образование воспринимается как духовный облик человека, который складывается в процессе освоения духовных и моральных ценностей культуры;

· гуманизация содержания образования, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания;

· создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

· основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности; создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

· отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого является личный смысл, диалог и сотрудничество его участников;

· отношение к педагогу как посреднику между обучаемым и культурой;

· отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования.

1. Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Обучающийся как объект образовательной деятельности осваивает знания умения и навыки, благодаря воздействию на механизмы памяти, а не на мышление обучающихся.

Целью такого образования является личность с заранее заданными свойствами. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин.

2. Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. При этом студентам отводится пассивная роль, не ставится задача развития творчества, самостоятельности, ответственности. На основе полученных знаний, умений и навыков студенты нарабатывают адаптивный «поведенческий репертуар» в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

Поведенческие модели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Деятельность педагога нередко превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают на учение, тренинг, тестовый контроль, коррекция, индивидуальные занятия.

В целом, рационалистическая модель образования обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству.

3. Гуманистическая (феноменологическая) модель образования ориентирована на развитие внутреннего мира студента, межличностное общение. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что все они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

В центр образовательного процесса ставится личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Считается, что образование должно в наибольшей степени соответствовать подлинной природе человека, оказывать психолого-педагогическую поддержку в личностном росте. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития, а не формировать личность с заранее заданными свойствами.

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как педагога, так и студента, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

4. Не институциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ (радио, телевидение, пресса, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы), с помощью системы Интернет, «открытые университеты», дистанционное обучение и т. п. Риски таких форм обучения заключаются, во-первых, в вытеснении ничем не заменимых в воспитании человеческих контактов, живого общения, и во-вторых, в возможности с помощью сомнительных ценностей массовой культуры разрушать личность, а не развивать ее.

Широкие возможности предоставляет для реформирования образования универсальная информационная система Интернет. Интернет-образование означает обучение людей с помощью программных электронных устройств, когда работа осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме (электронная почта, интернет-фестивали, телеконференции и т. п.) Однако, есть опасность, что механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной деятельности субъектов обучения.

В современной России должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, а также создаваться условия для развития самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни.

Поэтому основными приоритетами образования в государственной политике являются:

· предоставление возможности каждому человеку повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни;

· правовая поддержка и социальная защита образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере образования;

· интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

· поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

· интеграция национальной системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта, достижений и традиций.

Стратегическими задачами реформирования высшего образования являются:

· переход к гибкой, динамичной ступенчатой системе подготовки специалистов, которая даст возможность удовлетворить потребности и способности личности в получении определенного образовательного и квалификационного уровней по избранному направлению в соответствии с ее способностями;

· формирование сети высших учебных заведений, которая по образовательным уровням, типам учебных заведений, формам и срокам обучения, источникам финансирования удовлетворяла бы интересы личности и потребности каждого региона и государства в целом;

· развитие высшего образования в России до уровня достижений развитых стран мира и его интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

Модернизация высшего образования предусматривает изменения в технологии реализации управленческих функций, смену форм и методов контроля, усовершенствование процедур лицензирования и мониторинга образовательных услуг. Новая система управления образованием утверждается как государственно-гражданская. Она должна учитывать региональные особенности, тенденции к автономности вузов, конкурентности образовательных услуг, их ориентации не на воспроизведение, а на развитие.

В современный период для развития личности необходима разработка и внедрение инновационных технологий обучения на основе методического совершенствования и модернизации учебного процесса, эффективной организации обучения и управления им, активизации и интенсификации деятельности студентов.

Важным направлением государственной политики в отношении молодежи должна быть ее нацеленность на адаптацию специалистов к будущей трудовой деятельности. Необходимо дать возможность молодым людям самостоятельно, за счет своей трудовой деятельности, обеспечить уровень доходов, достаточный для проживания и содержания семьи. Это один из основных принципов социальной защиты, на базе которого должна осуществляться политика в условиях становления рынка. Целесообразно также создать условия для вторичной занятости и самозанятости молодежи и ее социальной мобильности.

 

 

В настоящее время в тех или иных формах внутренняя мобильность обучающихся относительно невелика и регулируется государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, обеспечивающими единое образовательное пространство.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: