Основные характеристики традиционного и современного обществ

Традиционное общество Современное общество
Естественное разделение и специализация труда (по половозрастному признаку) Ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведения людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов).
Персонолизация межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц). Развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы).
Неформальное регулирование взаимодействий (нормами «неписанных» законов религии и нравственности) Формальная система регулирования отношений (на основе писанного права: законов, положений, договоров и т.п.)
Связанность членов общности отношениями родства («семейным» типом организации общности). Сложная система социального управления (выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного территориального и самоуправления)
Примитивная система управления общностью (наследственная власть, правление старейшин). Спекуляризация религии (отделение её от системы управления).
  Выделение множества социальных институтов (самовоспоизводящих систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, распределение благ, производство, общение и т.д.).

 

Современные социологии – регионалисты (изучающиеся локальные территориальные сообщества людей, социумы) и примордиалисты (исследующие первичные, «родовые» микро-общности), делают вывод о том, что архаические структуры социальной организации любого развитого общества органично включают в свой состав разнообразные «общины»: поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в структуру современного общества, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства. Именно последнее обстоятельство позволяет этим общностям политически эмансипироваться, проявляя волю к социальному (в первую очередь национальному, религиозному, государственному) суверенитету.

В совершенном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации межчеловеческих отношений, которые в большинстве случаев оказываются деперсонифицированы. Люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: президент - гражданин; преподаватель - студент, учитель - ученик, водитель - пассажир, директор - работник, родители - дети и т.д. При этом поведение каждой и з сторон должно оказаться«ожиданным» (предсказуемым, банальным), то есть ролевые и статусные отношения в принципе развиваются как игра по обоюдно известным правилам.

Социальные отношения не только формируют внешний облик общества и нации, но и в существенной мере отражают их внутреннее строение, тип развития люди в своём каждодневном, объеденном взаимодействие постоянно подтверждают сложившиеся правила социальных отношений, они передаются от старших к младшим и от старожилов к вновь прибывшим просто так, «по ходу жизни», зачастую не встречая противодействия и критических выяснений.

3. Социальные институты. Термин «институт» этимологически означает некое установление, устройство, то есть регулярную, долговременно осуществляемую социальную практику, санкционированную и поддерживаемую с помощью социальных норм общества. В узком смысле слова институтами называются учреждения высшего образования, а в широком – системы правил общественных отношений, устанавливающих образцы поведения и регулирующих определённые сферы социальной жизнедеятельности людей.

В каждом обществе формируются по крайней мере пять групп основных институтов; 1) экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг, 2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней, 3) институты стратификации, определяющие распределения социальных позиций и общественных ресурсов, 4) институты родства, обеспечивающиеся воспроизводства и наследование посредством брака, семьи, социализации воспитания социальных качеств детей, 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: