Прогресс науки и практики связан с тремя «китами»:
- творческое осмысление методов;
- изобретение новых методов или их модификаций;
- широкий обмен опытом.
И всё это базируется на таком понятии как теоретические знания.
Общеизвестно, что к области теории обычно относят знания, характеризующиеся такими признаками как: обобщенность, внутренняя логическая связность и непротиворечивость, «предсказательная сила», соответствие некоторой реальности, т. е. истинность.
Признаки научного теоретического знания взаимосвязаны. Что-либо предвидеть можно тогда, когда знание близко к истине и когда оно отражает нечто общее в явлениях этой реальности, действительности.
Однако, когда речь идет о человеке, прогноз не может быть однозначным. И это есть свидетельство не несовершенства примененной схемы размышления о возможном будущем, а следствие своеобразия человека как предмета рассмотрения. Идеал научности подхода в отношении к человеку включает принципы:
учета индивидуального своеобразия человека;
человечности (гуманистичности).
И этот признак не незрелости психологии как науки (в частности, психологии труда), а черта ее специфики.
Следует отметить, что теоретическое отношение человека к действительности обусловлено самим фактом существования естественного языка и речевой деятельностью. Способность оперировать более или менее обобщенным, истинным и имеющим «предсказательную силу» знанием усваивается каждым человеком в детстве вместе с усвоением речи. Теория в научном значении этого слова есть специально развитое понятийно-речевое образование (система), которое в зародыше встречается и необходимо человеку на каждом шагу.
Обратим внимание на некоторые важные и до некоторой степени странные особенности теоретического знания. Первая из них состоит в том, что для очень многих слов (терминов) и утверждений не удается указать вещи, явления, ограниченные рамками места и времени, которые бы (вещи, явления) соответствовали этим словам. Например, мы говорим «трудящийся». А в действительности не можем встретить того, о чем думаем, ибо то, что мы реально встретим, будет вполне определенный человек с именем, фамилией, женщина или мужчина определенного возраста и с несметным количеством других, в частности, чисто индивидуальных признаков. Но ведь когда мы говорим «трудящийся», то имеем в виду «вообще всех» трудящихся, даже тех, которые были в прошлом и появятся в будущем.
Аналогичным образом обстоит дело не только с отдельными словами, но и с предложениями, утверждениями. Мы подошли к определению «объекта теории». Объектом теории является некоторый мир словесных построений, языковых конструкций, отображающих реальные явления и их зависимости в своеобразной (идеализированной) форме моделирующего упрощения. Это, прежде всего, мир терминов и предложений, понятий и суждений.
В соответствии с определенной философской позицией будем различать простые и сложные объекты теории. Эти термины очень условные. В житейском значении соответствующих слов те и другие объекты могут быть либо отнюдь не простыми, либо не слишком сложными (понятными). Простыми (в предлагаемом контексте) будем считать те объекты теории, которые соответствуют фактам (невымышленным явлениям, событиям, процессам), а сложными – те, которые соответствуют закономерным их зависимостям.
Виды теоретических объектов, методы и приемы их построения представлены в таблице 1.
Таблица 1