Проблемные ситуации в тренинге

 

- страх ведущего перед группой

- усталость ведущего от группы

- принудительно организованная группа

- преждевременная терминация отдельных участников

- регулярные опоздания участников

- отказ членов группы от полноценного участия в тренинге

- появление в группе «козла отпущения»

- присутствие на тренинге людей с ярко выраженной акцентуацией характера

Проблемные ситуации – это обязательная сопровождающая психологического тренинга. Вопрос заключается не в том, как этого избежать, а как подготовиться к неординарной ситуации, чтобы реакция тренера еще больше не усугубила ее. По мнению исследователей, в тренинговой работе существуют случаи, которые практически всегда требуют психотерапевтического вмешательства. И если действия ведущего окажутся несвоевременными или неверными, они могут сбить с толку участников или разрушить все наработанное.

Все проблемные ситуации в тренинге я бы разделила на субъективные и объективные. Субъективные трудности рождаются из проблем самого тренера, а объективные – связаны с личностными особенностями участников.

Среди субъективных трудностей самыми распространенными являются – страх перед группой и усталость от нее.

Страх перед группой может иметь множество проявлений:

- боязнь выглядеть глупо или оказаться в центре внимания;

- растерянность в ответ на критику, комплименты или манипуляцию;

- ужас перед конфронтацией с участниками;

- неловкость при самораскрытии;

- неуверенность в экстремальной ситуации или ситуации неопределенности;

- неумение реагировать на вопросы участников и т.д.

Данное переживание, безусловно, будет сглаживаться с приобретением опыта и новых профессиональных знаний. Но этого мало. Сам факт регулярного проведения тренинга совсем не гарантирует ведущему личностного роста. Он должен обязательно участвовать в тренингах и с другой стороны, чтобы повысить уровень своей аутентичности, интегрированности, эмоциональной стабильности и т.д. Кроме того, существует ряд специальных приемов, помогающих тренеру чувствовать себя более комфортно в работе с группой:

1. Чтобы отвлечься от своей особы, следует сконцентрировать внимание на другом (благо есть на ком); здесь может помочь мысль, что группа собралась не для самоутверждения тренера.

2. На поведенческом уровне – нужно создать образ уверенного человека; для этого следует обратить внимание на позу, жесты, дыхание, темп речи, взгляд. В психологии есть твердое предположение, что внешнее выражение может перерасти во внутреннее ощущение.

3. На эмоциональном уровне – есть смысл помнить, что подавленные эмоции имеют тенденцию к усилению. В случае «зашкаливающего» страха можно позволить себе сказать об этом группе искренно, убедительно, с достоинством.

4. На ментальном уровне:

- не надо заранее создавать образ группы и конкретизировать свои ожидания;

- следует помнить, что тренер имеет право на ошибку; его основная задача не помочь всем, а понять каждого и создать атмосферу доверия, а это в силах каждого;

- нужно быть готовым к любой ситуации и знать, что все, что происходит зачем-то нужно; из самой безнадежной ситуации может родиться атмосфера творчества.

Вторая субъективная трудность ведущего – это его усталость от группы. За этим стоит: у молодого тренера – повышенная концентрация на себе, а у опытного – эмоциональное выгорание.

Выражается выгорание в повышенной раздражительности, недостатке энергии и энтузиазма, в умственном и эмоциональном истощении. При этом утрачивается способность видеть положительные результаты и вперед выпячиваются отрицательные установки по отношению к людям и самому рабочему процессу.

Несмотря на то, что данная профессия своей сутью способствует появлению синдрома эмоционального выгорания, далеко не все попадают в эту неприятность. Гораздо больше шансов оказаться в этой ловушке у того человека, который:

- полностью с головой уходит в профессию, пренебрегая остальными человеческими радостями;

- чрезвычайно зависит от других, ориентируясь только на внешнюю референцию;

- имеет повышенную склонность к честолюбию и амбициозности;

- из проявлений эмпатии выбирает сопереживание, т.е. через призму чужих проблем постоянно концентрируется на своих;

- пренебрегает личностным и профессиональным совершенствованием.

Отсюда и выход из данной проблемы. Прежде всего нужно трезво глянуть на себя и изучить особенности своей невротической личности. По выражению Р. Мэя, полезно развивать в себе «мужество несовершенства». Это позволит избавиться от «комплекса мессии» и начать работу над собой. Также нужно не забывать о качестве личной жизни. Полноценный отдых и культивирование собственных интересов помогут более здраво отнестись к работе.

Объективные трудности от тренера не зависят, они связаны с особенностями отдельных участников и группы в целом. Наиболее проблемными являются следующие ситуации:

- принудительно организованная группа;

- преждевременная терминация отдельных участников;

- регулярные опоздания;

- отказ членов группы от полноценного участия в тренинге;

- появление в группе «козла отпущения»;

- присутствие на тренинге людей с ярко выраженной акцентуацией характера.

Работа с принудительно организованной группой – это разумное основание для страха тренера, т.к. сопротивление участников и ощущение ими эмоционального дискомфорта – очень вероятные сопровождающие процесса.

Как отнестись к этому? Как к абсолютной норме: человек имеет право решать, когда ему надо прибегнуть к помощи психолога.

Что делать?

1. Прежде всего, не настраиваться заранее на плохой исход. Вполне возможно, что зачем-то им все-таки эта встреча нужна, а негативно настроенный тренер будет проецировать свои ожидания и соответствующим образом интерпретировать все проявления участников.

2. Если есть возможность, то провести предварительную индивидуальную беседу как с участниками, так и с заказчиком, чтобы выявить мотивы и настрой группы. При этом нужно, не стесняясь прояснить все нюансы будущей работы.

 

3. Членам группы надо показать, что, несмотря на сам факт принуждения, от их воли тоже что-то зависит. Обстоятельно выяснив настроение участников, надо дать им понять, что Вы открыты для их пожеланий и готовы менять свою программу.

4. Если группа активно сопротивляется Вашим предложениям и настроена на борьбу, можно предложить те упражнения, в которых участники заведомо будут выглядеть не выигрышно и, возможно, почувствуют необходимость психологических знаний.

Последний пункт надо использовать осторожнее: нужно быть уверенным, что выбор упражнения диктуется не местью со стороны ведущего.

Преждевременный уход из группы некоторых ее членов также создает проблемы для тренера и других участников. Если это происходит на первой стадии, то тормозится процесс сплочения у оставшихся, снижается порог доверия и появляются сомнения в благополучном исходе. Если уход состоится на второй стадии, после турнирных боев и активного сопротивления, то у тех, кто продолжает работать, может появиться чувство вины и неловкость перед ушедшими. После преждевременной терминации части участников всегда снижается психотерапевтический потенциал группы.

Как относиться к этому? Как к неизбежному злу. Мировой опыт показывает, что при долговременной работе можно смело прогнозировать уход от трети до половины участников.

Что делать? Прежде всего тщательнее подойти к отбору людей, чтобы снизить количество тех, кто бросит занятия раньше времени. А если ситуация уже случилась, то ее нужно проанализировать на тему: не способствовали ли действия тренера данному процессу?

Нежелательность опозданий на занятия обговаривается с участниками в первые часы тренинга в рамках обсуждения норм групповой работы. Это правило мотивируется тем, что возможно нарушение атмосферы на тренинге. И тем не менее, мне не удалось поучаствовать ни в одном тренинге, начавшемся вовремя.

Как можно относиться к этой ситуации? Как к рабочему моменту.

Что делать? Можно принять ситуацию, предложив пришедшим вовремя развить свою интуицию предположениями, во сколько придут все. Можно и бороться: заставить опоздавшего спеть, станцевать, развлечь публику. Но в любом случае это очень хороший материал для анализа. Причем анализировать можно не только действия и мотивы опоздавших, но и чувства ожидающих. Все происходящее на тренинге имеет аналог в реальной жизни.

Отказ участников от участия в упражнениях может иметь под собой несколько причин:

- участникам не хватило разминки и упражнение показалось им слишком сложным;

- у членов группы резко снизилась активность вследствие усталости;

- данная стадия групповой динамики заставляет участников акцентировать свое внимание на чем-либо другом;

- существует противостояние участников и ведущего.

Как можно отнестись к ситуации? С уважением к мнению членов группы.

Что делать? Можно:

- настоять на своем, пойти на конфронтацию с отказывающимися, задев их самолюбие;

- организовать дискуссию на данную тему (эффект от нее может оказаться больше, чем от задуманного упражнения);

- предложить другое упражнение.

И в любом случае тренеру есть смысл проанализировать, насколько своевременно задуманное им.

Появление на группе «козла отпущения» - это очень серьезный скос тренинга в сторону от основных целей. И потому отнестись к ситуации надо со всей серьезностью. Стать «козлом отпущения» есть шанс у человека, не похожего на других или провоцирующего своим поведением остальных на противостояние.

Но непохожие есть практически в каждой группе, однако далеко не всегда «инаковость» вызывает противостояние. Появление «козла отпущения» - это результат действия не столько самого провокатора, сколько остальных участников и тренера. Группе гораздо легче сплотиться не вокруг каких-то ценностей, а против кого-то; и в задачу ведущего входит увидеть такую псевдосплоченность с первых шагов.

Что делать? Сначала – заметить и понять, что за этим стоит.
Затем, если это возможно, - помочь и самому человеку, и остальным увидеть и проанализировать проблему. Если ситуация не выправится, активно помочь человеку, переведя удар на себя. Если и это не поможет, то с точки зрения исследователей проблемы,у тренера есть достаточное основание, чтобы прекратить работу с группой.

Участники, имеющие ярко выраженную акцентуацию характера, встречаются практически на каждом тренинге. По меткому выражению Д. Ли: «Тренинговые программы проходили бы гораздо более гладко, если бы для их проведения не требовались люди». Беспроблемные клиенты вряд ли осчастливят нас своим посещением. При этом некоторые поведенческие паттерны создают особые сложности для ведущих. Это прежде всего те стили поведения, которые получили название: агрессор, шут, монополист, наблюдатель и нытик.

Агрессивная позиция выражается в том, что участник строит свои отношения с окружающими через конфликт, подавление, нападение.

Как вести себя тренеру при встрече с таким участником? Прежде всего следует разобраться, что стоит за такой формой поведения. Наиболее возможными вариантами могут стать: глубинные проблемы человека, его устойчивые паттерны поведения, потребность защищаться или принудительность участия в группе. В зависимости от этого можно или отказать участнику от посещения тренинга с предложением индивидуальной помощи, или оставить его в группе.

В последнем случае надо хорошо продумать, каким образом будет устранен ущерб для того, кто может подвергнуться нападению. Ведущий должен помнить, что он отвечает за безопасность всех клиентов; и нельзя допустить, чтобы проблемы одного усугубили проблемы остальных.

Поскольку тренинг отражает реальную жизнь, я, за редким исключением, склонна оставлять такого участника в группе; на мой взгляд, он может помочь «жертве» разбудить в себе новые возможности, но только при поддержке ведущего и группы.

 

Позиция шута вытекает из названия: он все время шутит, развлекает яркими эмоциональными рассказами, стараясь обойти существующие проблемы. Мой опыт показывает, что эта маска прочно приклеивается к лицу человека, имеющего за плечами тяжелое детство (алкоголизм родителей, избиения, издевательства и насилие). К сожалению, этот достойный способ сохранения жизни, достоинства и оптимизма в детстве, так у многих и остается доминирующим во взрослом состоянии.

Как вести себя тренеру? Прежде всего, запастись терпением и доброжелательностью, постепенно, шаг за шагом завоевывая его доверие. Этот паттерн поведения невероятно устойчив и имеет обыкновение возвращаться даже после «прорыва» на тренинге, особенно если среда в реальной жизни располагает к защите.

 

Монополист – это человек, оттягивающий на себя все внимание группы. Для этого ему, в принципе, достаточно обладать ярким выражением экстравертированности и лидерскими наклонностями. Но скорее всего его поведение не станет проблемой для группы, если за ним не скрываются высокая тревожность и невротическая потребность утвердить себя через постоянное одобрение другими.

Не последнее место в укоренении монополиста в группе играет и поведение остальных участников. По мнению И. Ялома: «Монополист всегда находится в состоянии динамического равновесия с группой, которая допускает или поощряет подобное поведение». Если на раннем этапе групповой работы такое поощрение допустимо (поведение монополиста позволяет другим спрятаться за его болтовней и «скинуть» повышенную тревожность), то на более поздних стадиях ведущему следует применять меры для разрушения такого равновесия.

Что может сделать тренер?

- пойти по линии наименьшего сопротивления и использовать все возможности, чтобы перебить монополиста и перевести внимание группы на других участников (например: «Да, твое мнение понятно, а что думает…?»; «Минутку, а что по этому поводу может сказать…?»; «Давай об этом поговорим позже, а сейчас…»);

- использовать данную ситуацию для анализа того, что от подобной формы получают участники группы и сам монополист.

Наблюдателя, в отличие от монополиста не видно и не слышно. Но его присутствие очень чувствуется, т.к. для большинства участников трудно быть раскованным и естественным в присутствии человека, который не участвует ни в упражнениях, ни в обсуждении, ни в обмене чувств.

У такого поведения есть много основ. Это: неуверенность в себе, недоверие к окружающим, страхи (выглядеть глупо, быть отвергнутым), боязнь самораскрытия, потребность быть совершенным, недостаток мотивации, долгая адаптация к новым людям и обстоятельствам и т.д. Поскольку большинство из этих причин тянутся корнями к детству, ведущему не следует рассчитывать на легкую победу и пытаться настойчиво форсировать события.

Если позиция наблюдателя тормозит работу группы, то можно обсудить мысли и чувства всех, а затем предложить наблюдателю мягкую помощь по преодолению ситуации. Мне этот вариант представляется не очень перспективным, но нужно подумать о благополучии большинства.

Если же группа воспринимает наблюдателя не очень болезненно, то сначала надо дать человеку возможность почувствовать себя в безопасности, а затем уже переходить к анализу ситуации. Причем, если тренинг долгосрочный, то не нужно жалеть времени на адаптацию. Я думаю, что любой человек сам вправе решить вопрос о том, когда наступит подходящий момент для его «прорыва».

 

Основные особенности нытика – он все время плачется на судьбу, но при этом талантливо отвергает помощь, подчеркивая безнадежность ситуации; с удовольствием приветствует разбор другими его проблем, с вдохновением реагирует на различные предложения и с видимым сожалением подчеркивает, что «это уже пробовал и вряд ли что получится».

За этой неосознанной игрой в «Да, но…» скрывается очень пагубное сочетание: зависимость от других и недоверие к ним. Эта особенность заставляет его игнорировать положительные перемены и постоянно концентрироваться на негативе.

Как это влияет на группу? Очень тягостно. Ведь «нытик» может заставить людей работать на себя в течение всего дня, а на следующей встрече у группы есть шанс обнаружить, что воз находится в том же самом месте. Удручающее постоянство ситуации нуждается в очень большом количестве терпимости и чувства юмора со стороны всех участников.

Что можно предпринять тренеру? Прежде всего нужно помнить, что разубедить «нытика» невозможно, он слишком много получает от своей ситуации безнадежности. По мнению исследователей, «техника прорыва» в данном случае не эффективна. Активно давая помощь и, затем, столь же активно раздражаясь от ее нецелесообразности, участники будут только усиливать деструктивное поведение «нытика».

Более эффективны мелкие выпады. Можно попробовать:

- ограничить время его выступления;

- повернуть проблему другой стороной и переложить ответственность на плечи главного автора («И что ты с этим теперь будешь делать?»);

- добродушно подтрунивать над его несчастной судьбой;

- усугубить ситуацию, согласившись с ее непреодолимостью;

- объяснить нытику ощущения окружающих.

При этом надо быть готовым к тому, что «нытик» все эти попытки будет воспринимать с обидой, обвинениями в несправедливости и с глубокой жалостью к себе.

И в заключение, хотелось бы отметить, что работа с людьми, имеющими все эти паттерны поведения, не только сложна, но зачастую еще и не благодарна. Совершенно очевидно, что чем эффективнее модель поведения человека в жизни, тем больше он получит и от тренинга. А картина мира, сформировавшаяся у этих людей, редко позволяет им извлечь пользу из групповой работы. Поэтому в работе с людьми, имеющими сильную акцентуацию, я стараюсь не ставить глобальных целей (изменить, убедить, переделать), а бреду, руководствуясь принципом: «Делай, что должно, и будь, что будет».

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: