Глава 8. Тренинг взаимодействия психолога

Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.

М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.

Эта книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: прак­тическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, ру­ководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий. Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.

Рекомендовано студентам и аспирантам в качестве учебного пособия

______________________________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

___________________________________________________

ВСТУПЛЕНИЕ............................................................................................7

Глава 1. ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ...........11

Роль общения в работе педагога........................................................11

Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами»,

«кинестетиками»..................................................................................14

Умение слушать при взаимодействии педагога с родителями.......18

Глава 2. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................25

Что такое вербальное общение...........................................................25

Стратегии и тактики речевого общения............................................27

Эффективные техники речевого общении........................................30

Сообщение негативной информации о ребенке...............................36

Глава 3. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ..............................................40

Невербальное общение и его роль в работе педагога......................40

Позы. Жесты.........................................................................................42

Дистанция, позиция. Манера одеваться............................................44

Глава 4. КОНФЛИКТЫ.........................................................................47

Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных

ситуациях…………….……………………………………………….47

Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия

с ними....................................................................................................51

Манипуляции в педагогической практике и способы

противостояния им..............................................................................56

Глава 5. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ.....................................................61

Эмоции. Роль эмоционального интеллекта в работе педагога........61

Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика.....67

Что такое стресс...................................................................................71

Профилактика стресса. Управление стрессом..................................73

Глава 6. АССЕРТИВНОСТЬ.................................................................80

Что такое ассертивность?....................................................................80

Техники отказа собеседнику..............................................................82

Искусство делать и принимать комплименты..................................87

Ведение переговоров с родителями. Методы убеждения................89

Глава 7. РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………………………………………. 94

Современная философия взаимодействия педагога

с родителями………………………………………………………....94

Родитель как клиент............................................................................98

Формы работы с родителями............................................................103

Проведение родительских собраний...............................................104

Глава 8. ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА

И ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ......................................................113

День первый. Азбука общения.........................................................114

Знакомство..............................................................................................115

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»...................................116

Игра «Почетный караул».......................................................................117

Упражнение «Работа с родителями»....................................................119

Мини-лекция «Новая философия взаимодействия

образовательного учреждения с родителями»....................................120

Упражнение «Эффективность общения».............................................120

Мини-лекция «Что такое общение?»...................................................120

Упражнение «Что я вижу на картине?»...............................................120

Мини-лекция «Визуал, аудиал, кинестетик».......................................121

Упражнение «У попа была собака»......................................................122

Игра «Караоке с шарами»......................................................................122

Упражнение «Вера Коркина»................................................................124

Мини-лекция «фильтры слушания».....................................................125

Упражнение «Интересная лекция».......................................................125

Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного

слушания»……………………………………………………..……… 126

Упражнение «Мудрый слушатель»......................................................127

Упражнение «Вести с полей»................................................................127

Обратная связь........................................................................................128

День второй. Вербальные и невербальные средства общения

в работе педагога...............................................................................128

Игра-приветствие...................................................................................129

Мини-лекция «Вербальные средства общения»..................................129

Упражнение «Шушаника Минична»....................................................130

Упражнение «Защита Вождя Краснокожих».......................................130

Упражнение «Поймите меня правильно»............................................135

Мини-лекция «Какие бывают вопросы?»............................................136

Упражнение «Блеф-турнир»..................................................................136

Упражнение «Как бы это сказать»........................................................138

Упражнение «Памятка коллеге»...........................................................139

Игра «Телеграмма»................................................................................140

Упражнение «Невербальные средства общения»..............................140

Мини-лекция «Невербальные средства общения».............................142

Упражнение «Маски релаксации».......................................................142

Упражнение «Толстое стекло»..............................................................142

Упражнение «Общение с родителем — это...»....................................143

Упражнение «Занимательный тест».....................................................144

Обратная связь........................................................................................144

День третий. Конфликты в педагогической практике.

Формы работы с родителями............................................................145

Игра-приветствие (Фопель К., 2002)....................................................145

Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»...........................146

Тест «30 пословиц»................................................................................146

Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода

из конфликтных ситуаций»...................................................................147

Упражнение «Письмо губернатору города».......................................147

Старинная английская игра...................................................................148

Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»..................................149

Упражнение «Разговор по телефону»..................................................149

Упражнение «Карусель»........................................................................150

Упражнение «Достойный ответ»..........................................................151

Игра «Sorry, конфликта не будет»........................................................152

Мини-лекция «Манипуляции»..............................................................153

Упражнение «Манипуляции»................................................................154

Мини-лекция «Формы работы с родителями»....................................154

Упражнение «Нелепая просьба»...........................................................155

Обобщающее упражнение «Колобок и Лисица»................................156

Обратная связь........................................................................................156

День четвертый. Стресс-менеджмент..............................................156

Игра-приветствие...................................................................................157

Упражнение «Аукцион»........................................................................157

Мини-лекция «Что такое стресс»..........................................................158

Упражнение «Стресс»............................................................................158

Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект».......................159

Игра «Турнир эрудитов»........................................................................159

Упражнение «Тропа эмоций»................................................................160

Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями».......................161

Тест «Как вы заботитесь о себе?» (T. Powell,2000).............................161

Мини-лекция «Профилактика и управление стрессом».....................162

Упражнение «Порой я балую себя».....................................................162

Мини-лекция «Асеертивность».............................................................163

Упражнение «Я говорю "нет"»..............................................................163

Упражнение «Комплименты звезде»....................................................165

Упражнение «Я дарю тебе звезды»......................................................166

Упражнение «Блиц-интервью».............................................................167

Обобщающее упражнение «Мемуары великого гения».....................168

Обратная связь........................................................................................168

Глава 9. Цикл ЗАНЯТИЙ «ВМЕСТЕ С МАМОЙ!»

(Оптимизация детско-родительских отношений).......................... 169

Условия проведения занятий............................................................171

Занятие первое. «Давайте знакомиться».........................................171

Занятие второе. «Давайте общаться»

(Вербальные средства общения) ……………………………….... 175

Занятие третье. «Давайте общаться»

Невербальные средства общения)....................................................179

Занятие четвертое. «Давайте наблюдать!»

Развитие познавательных процессов)..............................................182

Занятие пятое. «Давайте говорить» (Развитие речи).....................184

Занятие шестое. «Давайте сочинять!»

(Развитие творческого мышления)..................................................186

Занятие седьмое. «Давайте вспоминать!»

(Закрепление пройденного материала)............................................188

Занятие восьмое. «Давайте прощаться!».........................................190

Методические рекомендации тренеру по ведению занятий..........191

ПРИЛОЖЕНИЯ К ТРЕНИНГУ..........................................................194

Анкета «Мой запрос на тренинг»............................................................194

Бланк для обработки результатов анкетирования.................................195

Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика»....................196

Текст к упражнению «Вера Коркина»....................................................197

Образцы карточек к упражнению «Мудрый слушатель».....................198

Варианты эмблем к упражнению «Вести с полей»...............................201

Карточки к упражнению «Шушаника Минична»..................................202

Сокращенный текст рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих»... 203

Стили «адвокат» и «прокурор» (Упражнение

«Защита Вождя Краснокожих»)..............................................................214

Образцы ситуаций к упражнению «Поймите меня правильно»..........215

Карточка к упражнению «Невербальные средства общения».............217

Маски-релаксации для мышц лица.........................................................218

Список ситуаций к упражнению «Толстое стекло»..............................219

Тест «30пословиц»....................................................................................221

Карточки для упражнения «Письмо губернатору города»...................223

Образцы конфликтных ситуаций к упражнению «Карусель»..............224

Материалы к упражнению «Достойный ответ».....................................225

Ответ Колобка к упражнению «Колобок и Лисица».............................226

Кубик к игре «Турнир эрудитов»............................................................227

Список эмоций и состояний к упражнению «Тропа эмоций»..............228

Тест «Как вы заботитесь о себе?»...........................................................229

«Девять советов М. Беркли-Ален» к упражнению

«Порой я балую себя»........................................................................231

Шесть способов отказа собеседнику к упражнению

«Я говорю "нет"».................................................................................232

Комплименты к упражнению «Комплименты звезде».........................233

ЛИТЕРАТУРА…………………………….……………….234

______________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: