Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.
М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.
Эта книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий. Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.
Рекомендовано студентам и аспирантам в качестве учебного пособия
______________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
___________________________________________________
ВСТУПЛЕНИЕ............................................................................................7
Глава 1. ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ...........11
|
|
Роль общения в работе педагога........................................................11
Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами»,
«кинестетиками»..................................................................................14
Умение слушать при взаимодействии педагога с родителями.......18
Глава 2. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ...................................................25
Что такое вербальное общение...........................................................25
Стратегии и тактики речевого общения............................................27
Эффективные техники речевого общении........................................30
Сообщение негативной информации о ребенке...............................36
Глава 3. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ..............................................40
Невербальное общение и его роль в работе педагога......................40
Позы. Жесты.........................................................................................42
Дистанция, позиция. Манера одеваться............................................44
Глава 4. КОНФЛИКТЫ.........................................................................47
Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных
ситуациях…………….……………………………………………….47
Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия
с ними....................................................................................................51
Манипуляции в педагогической практике и способы
противостояния им..............................................................................56
Глава 5. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ.....................................................61
Эмоции. Роль эмоционального интеллекта в работе педагога........61
Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика.....67
Что такое стресс...................................................................................71
Профилактика стресса. Управление стрессом..................................73
Глава 6. АССЕРТИВНОСТЬ.................................................................80
|
|
Что такое ассертивность?....................................................................80
Техники отказа собеседнику..............................................................82
Искусство делать и принимать комплименты..................................87
Ведение переговоров с родителями. Методы убеждения................89
Глава 7. РАБОТА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………………………………………. 94
Современная философия взаимодействия педагога
с родителями………………………………………………………....94
Родитель как клиент............................................................................98
Формы работы с родителями............................................................103
Проведение родительских собраний...............................................104
Глава 8. ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА
И ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ......................................................113
День первый. Азбука общения.........................................................114
Знакомство..............................................................................................115
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»...................................116
Игра «Почетный караул».......................................................................117
Упражнение «Работа с родителями»....................................................119
Мини-лекция «Новая философия взаимодействия
образовательного учреждения с родителями»....................................120
Упражнение «Эффективность общения».............................................120
Мини-лекция «Что такое общение?»...................................................120
Упражнение «Что я вижу на картине?»...............................................120
Мини-лекция «Визуал, аудиал, кинестетик».......................................121
Упражнение «У попа была собака»......................................................122
Игра «Караоке с шарами»......................................................................122
Упражнение «Вера Коркина»................................................................124
Мини-лекция «фильтры слушания».....................................................125
Упражнение «Интересная лекция».......................................................125
Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного
слушания»……………………………………………………..……… 126
Упражнение «Мудрый слушатель»......................................................127
Упражнение «Вести с полей»................................................................127
Обратная связь........................................................................................128
День второй. Вербальные и невербальные средства общения
в работе педагога...............................................................................128
Игра-приветствие...................................................................................129
Мини-лекция «Вербальные средства общения»..................................129
Упражнение «Шушаника Минична»....................................................130
Упражнение «Защита Вождя Краснокожих».......................................130
Упражнение «Поймите меня правильно»............................................135
Мини-лекция «Какие бывают вопросы?»............................................136
Упражнение «Блеф-турнир»..................................................................136
Упражнение «Как бы это сказать»........................................................138
Упражнение «Памятка коллеге»...........................................................139
Игра «Телеграмма»................................................................................140
Упражнение «Невербальные средства общения»..............................140
Мини-лекция «Невербальные средства общения».............................142
Упражнение «Маски релаксации».......................................................142
Упражнение «Толстое стекло»..............................................................142
Упражнение «Общение с родителем — это...»....................................143
Упражнение «Занимательный тест».....................................................144
Обратная связь........................................................................................144
День третий. Конфликты в педагогической практике.
Формы работы с родителями............................................................145
Игра-приветствие (Фопель К., 2002)....................................................145
Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»...........................146
Тест «30 пословиц»................................................................................146
Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода
из конфликтных ситуаций»...................................................................147
|
|
Упражнение «Письмо губернатору города».......................................147
Старинная английская игра...................................................................148
Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»..................................149
Упражнение «Разговор по телефону»..................................................149
Упражнение «Карусель»........................................................................150
Упражнение «Достойный ответ»..........................................................151
Игра «Sorry, конфликта не будет»........................................................152
Мини-лекция «Манипуляции»..............................................................153
Упражнение «Манипуляции»................................................................154
Мини-лекция «Формы работы с родителями»....................................154
Упражнение «Нелепая просьба»...........................................................155
Обобщающее упражнение «Колобок и Лисица»................................156
Обратная связь........................................................................................156
День четвертый. Стресс-менеджмент..............................................156
Игра-приветствие...................................................................................157
Упражнение «Аукцион»........................................................................157
Мини-лекция «Что такое стресс»..........................................................158
Упражнение «Стресс»............................................................................158
Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект».......................159
Игра «Турнир эрудитов»........................................................................159
Упражнение «Тропа эмоций»................................................................160
Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями».......................161
Тест «Как вы заботитесь о себе?» (T. Powell,2000).............................161
Мини-лекция «Профилактика и управление стрессом».....................162
Упражнение «Порой я балую себя».....................................................162
Мини-лекция «Асеертивность».............................................................163
Упражнение «Я говорю "нет"»..............................................................163
Упражнение «Комплименты звезде»....................................................165
Упражнение «Я дарю тебе звезды»......................................................166
Упражнение «Блиц-интервью».............................................................167
Обобщающее упражнение «Мемуары великого гения».....................168
|
|
Обратная связь........................................................................................168
Глава 9. Цикл ЗАНЯТИЙ «ВМЕСТЕ С МАМОЙ!»
(Оптимизация детско-родительских отношений).......................... 169
Условия проведения занятий............................................................171
Занятие первое. «Давайте знакомиться».........................................171
Занятие второе. «Давайте общаться»
(Вербальные средства общения) ……………………………….... 175
Занятие третье. «Давайте общаться»
Невербальные средства общения)....................................................179
Занятие четвертое. «Давайте наблюдать!»
Развитие познавательных процессов)..............................................182
Занятие пятое. «Давайте говорить» (Развитие речи).....................184
Занятие шестое. «Давайте сочинять!»
(Развитие творческого мышления)..................................................186
Занятие седьмое. «Давайте вспоминать!»
(Закрепление пройденного материала)............................................188
Занятие восьмое. «Давайте прощаться!».........................................190
Методические рекомендации тренеру по ведению занятий..........191
ПРИЛОЖЕНИЯ К ТРЕНИНГУ..........................................................194
Анкета «Мой запрос на тренинг»............................................................194
Бланк для обработки результатов анкетирования.................................195
Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика»....................196
Текст к упражнению «Вера Коркина»....................................................197
Образцы карточек к упражнению «Мудрый слушатель».....................198
Варианты эмблем к упражнению «Вести с полей»...............................201
Карточки к упражнению «Шушаника Минична»..................................202
Сокращенный текст рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих»... 203
Стили «адвокат» и «прокурор» (Упражнение
«Защита Вождя Краснокожих»)..............................................................214
Образцы ситуаций к упражнению «Поймите меня правильно»..........215
Карточка к упражнению «Невербальные средства общения».............217
Маски-релаксации для мышц лица.........................................................218
Список ситуаций к упражнению «Толстое стекло»..............................219
Тест «30пословиц»....................................................................................221
Карточки для упражнения «Письмо губернатору города»...................223
Образцы конфликтных ситуаций к упражнению «Карусель»..............224
Материалы к упражнению «Достойный ответ».....................................225
Ответ Колобка к упражнению «Колобок и Лисица».............................226
Кубик к игре «Турнир эрудитов»............................................................227
Список эмоций и состояний к упражнению «Тропа эмоций»..............228
Тест «Как вы заботитесь о себе?»...........................................................229
«Девять советов М. Беркли-Ален» к упражнению
«Порой я балую себя»........................................................................231
Шесть способов отказа собеседнику к упражнению
«Я говорю "нет"».................................................................................232
Комплименты к упражнению «Комплименты звезде».........................233
ЛИТЕРАТУРА…………………………….……………….234
______________________________________