Методические рекомендации. Как организовать тренинг актива?

Как организовать тренинг актива?

Попова И.С.

Научно-исследовательская лаборатория по развитию социальной активности молодежи «МОСТ» ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

При оценке качества подготовки выпускников высших учебных заведений основным критерием выступает профессиональная компетентность. Помимо высокого профессионализма современное общество выдвигает перед вузом требование подготовки конкурентоспособных, готовых к позитивным преобразованиям, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах молодых специалистов. Решить данную задачу в рамках традиционной аудиторной работы достаточно сложно. Одним из решений проблемы является использование новых образовательных технологий, интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся. Особенной популярностью среди активных методов обучения пользуются тренинги.

Сегодня мы наблюдаем, как расширяются границы использования понятия "тренинг". Это связано с постоянным увеличением количества целей и задач, которые можно решить, используя данный метод. Различают психологический, педагогический, актерский и другие виды тренингов. В этой статье мы хотим дать методические рекомендации тем, кто хочет организовать социально-педагогический тренинг. Почему социально-педагогический? Потому что для его проведения не нужно обладать компетентностью психолога. Социально-педагогический тренинг – это инструмент, который могут использовать педагоги, руководители и волонтеры общественных организаций, студенты и школьники, направленный на развитие социальной компетентности участников. Что такое социальная компетентность? Это все то, что позволяет нам эффективно жить в обществе: коммуникативные навыки, активность и инициативность, ответственность, лидерские способности.

Основой тренинга является упражнение. Упражнение эффективно тогда, когда в его рамках участники активно приобретают новый опыт. Как правило, участники от выполнения упражнения получают удовольствие. Однако не следует увлекаться «игрой» и забывать, что тренинг – это целенаправленное средство для обучения. Смысл проведения упражнения есть только в том случае, когда после проведения упражнения (блок 1) проводится анализ и делаются выводы (блок 2). Далее полученные выводы должны быть наложены на реальную действительность – тот опыт, который уже имеют участники (блок 3). После этого обсуждаются перспективы использования полученных знаний (блок 4).

 
 


Рис. 1. Структура сессии в рамках социально-педагогического

тренинга

Мы подчеркиваем необходимость и важность всех четырех этапов. Наличие только первого этапа (что достаточно часто наблюдается, когда активами организуются тренинги на командообразование, решение конфликтов, развитие лидерских качеств и др.) превращает тренинг в игровую программу.

Как организовать обучение актива, используя тренинг?

Не будем забывать, что тренинг является интерактивным методом, где участник учится чему-то новому благодаря группе. Местo тренера в интерактивных занятиях сводится к разработке плана. Результат работы зависит от активности каждого участника.

С чего начать тренинг? С подготовительного этапа. Лучше, если его будет вести не один человек, а два или три. Разделите весь тренинг на блоки и закрепите за каждым тренера. Пока один будет проводить упражнение, остальные смогут подготовить следующее или ассистировать ему.

На подготовительном этапе:

1. Определимся с целью. Чем четче и конкретнее будет наша цель, тем более конкретный результат получится. Чего мы хотим достичь?

ü Создать команду единомышленников; или

ü Информировать о работе определенной общественной организации; или

ü Составить план работы актива на месяц; или

ü Научиться писать пресс-релизы; или

ü Дать возможность участникам найти свое место в активе вуза?

Попытайтесь четко сформулировать свое видение результатов по итогам тренинга: что это? Команда, объединенная общей целью? Или это план работы актива на ближайшие пол года?

2. С целью мы определились. Вспомним, что тренинг – это интерактивный метод, где обучающей средой является группа и каждый ее участник, постараемся создать атмосферу комфорта. Помещение должно быть удобным. Участников заранее необходимо познакомить с программой. Предусмотрите небольшие перерывы через определенный интервал времени и зафиксируйте их в программе (каждые два или полтора часа). Если тренинг рассчитан на весь день, заранее обдумайте, где и когда участники смогут пообедать и выпить кофе. Может быть, стоит заранее их предупредить, что еду нужно принести с собой. Предупредите о необходимости иметь с собой удобную обувь.

3. После того как мы учли все организационные моменты, приступаем к разработке программы.

Занятие в формате социально-педагогического тренинга состоит из следующих этапов:

1. Энерджайзер: активное упражнение, позволяющее включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу, мобилизовать внимание, интеллектуальную активность; в том случае, если участники группы не знакомы, данный блок также включает ряд упражнений на знакомство. Подойдет любая игра, которая заставит участников проснуться и вызовет положительные эмоции.

«Имя – движение»

Игра является модификацией снежного кома, каждый из участников называет имя и добавляет оригинальное движение. Все за ним повторяют. Делается под динамичную музыку.

«Фруктовый салат»

Участники сидят на стульях, ведущий в центре. Участники рассчитываются на 1-4 или 1-6 в зависимости от количества, только вместо цифр называют фрукты, например «яблоко-апельсин-ананас-банан-фейхоа». Ведущий называет компоненты фруктового салата, которые должны поменяться местами: «Апельсиново-банановый». Задача ведущего – занять свободное место. Апельсины и бананы встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула, и он становится ведущим. Если ведущий произносит «фруктовый салат» - меняются все.

«Привет-привет»

Инструкция: Ходи и здоровайся с каждым, но, здороваясь с кем-либо из участников, ты можешь освободить руку, только здороваясь с кем-то еще.

«Муха»

Все играющие встают в круг. Выбирается водящий, который держит в руке газету, либо просто свернутый лист бумаги, либо пустую пластиковую бутылку. По легенде в кругу летает «муха», которую должен прихлопнуть водящий. «Муха» садится на плечо кого-либо из участников. Один из стоящих в кругу называет имя того у кого «на плече сидит муха» и указывает на него рукой. Цель водящего прихлопнуть «муху» до того как она «перелетит на плечо» другого участника. Цель игроков - до того как водящий «прихлопнет муху» у него на плече, назвать имя другого участника и указать на него рукой. Если водящий успел осалить игрока, тот автоматически становится водящим, а водящий занимает его место в кругу. После смены водящего, первым называет имя только что отгалившийся.

2. Постановка целей. Очень важный блок. Перед основной частью тренинга каждыйучастник должен самостоятельно поставить цель. Для чего? Чтобы быть субъектом процесса: четко определиться, что он здесь делает, чему будет учиться. Особенность тренинга как метода обучения в том, что каждый участник вынесет из него столько, сколько он готов взять на данный момент времени. После прохождения одних и тех же упражнений, каждый участник вынесет свой уникальный опыт и свои знания, возможно, из различных областей. Эффективность тренинга, как мы уже говорили, зависит от включенности в работу (правило активности). Постановка личных целей и задач способствует включенности.

Также данный блок позволяет опытному тренеру гибко подходить к планированию долгосрочного тренинга и учитывать ожидания участников группы.

Перед тем, как участники начнут ставить свои личные цели – озвучьте цели по тренингу и познакомьте с программой. Постарайтесь сделать это в интерактивном режиме.

Пример работы с целями тренинга в интерактивном режиме

Обеспечение: карточки с частями цели тренинга.

Разрежьте цели тренинга на кусочки и предложите участникам собрать пазл, а затем объяснить, как они понимают эту цель.

Если вы работаете с мльтимедиа-поддержкой, то можно представить этот этап в виде презентации (рис. 2).

Можно просто продемонстрировать цели, показав их на слайде, НО это уже будет не интерактивный метод, а, следовательно, кто-то из участников может не обратить на них внимание. Не стоит забывать, что на слух мы воспринимаем всего 10% информации.

Пример интерактивного знакомства с программой

Обеспечение: карточки с указанием названия и времени блока упражнений.

Разложите листочки с основными блоками тренинга на полу. Устройте прогулку с группой, в ходе которой расскажите, что будет сегодня происходить. Затем задайте группе вопросы:

- Где будет сегодня интереснее всего?

- Где будет возможность подумать?

- Где будет для меня наиболее полезная информация?

Участники должны выбрать соответствующий блок и занять там свое место.

Исходя из целей тренинга и планируемой программы, участники осуществляют личностное целеполагание.

Рис. 2. Цели тренинга

«Маечки»

Обеспечение: шаблон одной майки, одних шортиков и двух носочков из разноцветной бумаги на каждого участника; бельевая веревка; прищепки или скотч.

Участники за 5 минут должны записать ответ на вопросы:

- Что я привношу с собой в тренинг? (шаблон маечки);

- Чего я не хочу в тренинге? (шаблон шортиков);

- Что я ожидаю? (шаблон носочков).

Затем участники по очереди выходят в центр, знакомят со своими ответами и прикрепляют шаблоны на бельевую веревку.

«Японский сад»

Обеспечение: шаблон семечка, камня и капли; маркеры, скотч.

Вырезаются шаблоны семечка, камня и капли воды. Семечко – цель участника, камушек – опасения, которые могут помешать достижению цели, капля воды – вклад, сильные стороны участника, которые помогут в работе. На одной из стен рабочего помещения формируется сад: полоска земли с семечками-целями, над ними камни с опасениями, сверху льется вода-вклад участников. Если цель по ходу тренинга начинает реализовываться – семечко прорастает и участник дорисовывает для него стебель, листья и цветок (рис. 3).

Рис. 3. Личностное целеполагание

3. Установление правил работы группы: группа совместно с тренером устанавливает комфортные для себя правила работы. Попробуем разобраться, зачем нужен этот блок. Если в тренинге принимает участие команда актива вашего вуза, которая давно и успешно реализует совместные проекты, то этот блок можно пропустить. Они уже давно выработали правила работы в своей группе в ходе совместной работы. Если группа в таком составе работает первый раз, а особенно если для кого-то это первый опыт обучения в системе неформального образования, то без этого блока будет трудно.

Тренер озвучивает особенности социально-педагогического тренинга как формы неформального обучения. И проговаривает ряд принципов:

- принцип активности: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам. Только Ваше активное участие во всех упражнениях позволит Вам перенять максимум знаний, умений и навыков, заложенных в этот тренинг.

- принцип партнерского общения (ценность, а не оценивание): партнерским является такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

В зависимости от уровня группы и состава участников тренер может вводить и другие правила, необходимые для организации работы группы. Участники группы могут также предложить свои варианты правил.

Как можно установить правила рабочей группы

Обеспечение: флипчарт/ватман/доска; маркеры.

Группа принимает правила, а тренер фиксирует на доске, флипчарте, ватмане. Можно составить подобие кроссворда. Например, взяв слово СОГЛАШЕНИЕ. С делаем мир лучше, т О чное время, Г лавное - цель, у Л ыбка, ув А жение к чужому опыту, Ш аг к сотрудничеству, т Е рпимость, Н е спать! (активность), поз И тив, учимся зд Е сь и сейчас.

Правила можно вводить и с помощью упражнений, тогда их значимость будет более наглядна. Пример для ввода правила активности:

«Изо всех сил» (3 минуты)

Участники тренинга сидят полукругом. Полукруг делится на два равных сектора. Двум секторам предлагается поменяться местами: участники, сидевшие на первом секторе, должны занять стулья второго и наоборот. Упражнение проводится в абсолютной тишине. Тренер засекает время. После этого аудитории задается вопрос: действовали ли Вы изо всех сил, и можете ли Вы улучшить результат. Как правило, после второй попытки группа улучшает свой результат на несколько секунд. Проходит краткое обсуждение, что могут в жизни значить несколько секунд. Группа вводит правило: работать на тренинге активно и изо всех сил.

4. Блок упражнений с анализом: блок упражнений формируется тренером, исходя из конкретных целей и задач.

Приведем несколько примеров. Все мы хорошо знаем и часто используем метод мозгового штурма для накидывания идей. А если он надоел, то попробуем столы идей.

 
 


Обеспечение: 3 ватмана, 20 маркеров.

На трех столах приготовлены листы ватмана, на каждом из которых записан один из вопросов, которые тренер формирует исходя из целей тренинга. Например:

- Можно ли сказать, что современная молодежь пассивна? Почему?

- Достаточно ли активна молодежь участвует в наших мероприятиях? Почему?

- Что делает актив сегодня для нашего вуза?

Участникам предлагается в течение 10 минут обдумать эти вопросы и написать ответ на каждом из ватманов. Далее участники делятся на три группы, каждая из которых закрепляется за одним из ватманов и интегрирует и ранжирует написанные варианты ответов (10 минут). Далее каждая из команд озвучивает результат своей работы. При возникновении дискуссионных моментов тренер подчеркивает, что это мнение всей группы, и напоминает о принципе партнерского общения. Результаты работы групп размещаются на стене.

Каждое упражнение завершается небольшой рефлексией. Вспомним рис. 1. После упражнения участники пытаются объяснить, что произошло, какой опыт они получили, соотносят полученный опыт с реальностью (а как в жизни?) и обсуждают, как можно использовать полученную информацию в работе с активом.

 
 


Обеспечение: тексты тезисов и две таблички, чтобы обозначить сторону «да» и сторону «нет»

Упражнение «Да и нет» универсально. Его можно использовать для обсуждения новых понятий и явлений (демократическое участие молодежи, например), для решения конфликтов внутри актива (позволяет наладить дискуссию на актуальные проблемы), для развития ораторских способностей актива.

В аудитории обозначают два полюса: да и нет. Между ними находится экватор. Группе предлагается для обсуждения тезис, каждый участник должен ответить да или нет, выражая свое согласие и несогласие с тезисом. Определившись с позицией, участники расходятся на разные полюса. Чем меньше уверен участник в своей позиции, тем ближе он к экватору. Но на экваторе находиться нельзя.

Содержание тезисов определяется целью тренинга. Например, мы заметили, что у нас в активе царит теплая дружеская атмосфера, однако, опасение вызывает тот факт, что уменьшилось количество дел, которые актив берет на себя, но при этом количество корпоративных мероприятий увеличилось. Можно сформулировать такой тезис: «Корпоративная культура в организации, где студенты работают на добровольных началах, важнее, чем проводимые социальные акции и мероприятия».

Для организации дискуссии от каждой стороны по очереди говорит один человек в течение минуты. Задача – убедить оппонентов перейти на другую сторону.

В конце упражнения не забудьте про рефлексию. Если обсуждаете реальные проблемы организации, то очень важно проговорить о соотнесении полученной информации с практикой.

 
 


(адаптировано, оригинальный вариант в пособии Совета Европы «Компас»)

Обеспечение: карточки с ролями, музыкальная композиция на начало, список тезисов для шагов

Данное упражнение позволяет участникам почувствовать себя на месте кого-то другого. В каких случаях его можно и нужно использовать?

- Если вы планируете проект, направленный на людей с ограниченными возможностями или особую социальную категорию (например: выезд в детский дом, дом престарелых, дом инвалидов, работа с ВИЧ-инфицированными и др).

- Если вы чувствуете, что работе вашего актива мешают стереотипы (например: «Современная молодежь неактивна, поэтому не хочет участвовать в наших мероприятиях»).

- Если вы видите, что в ваш актив вошел человек, которого по тем или иным причинам не принимают (например: по культурному, национальному, расовому признаку, сексуальной ориентации и др.)

В зависимости от цели, которую вы заложили в упражнение, можно варьировать роли и возможности.

1. Создайте успокаивающую атмосферу, включив спокойную, негромкую музыку. Как вариант, вы можете попросить всех просто соблюдать тишину.

2. Раздайте всем участникам произвольно выбранные ролевые карточки, но попросите не показывать их другим.

3. Пригласите всех занять места (желательно, сесть на полу) и прочитать свои роли. Затем попросите участников начать вживаться в свои роли. Чтобы помочь им в этом, зачитайте некоторые из следующих вопросов, делая после каждого паузу, чтобы у них было время подумать и образно представить себя и свою жизнь.

- Как прошло ваше детство? В каком вы жили доме? В какие игры играли? Чем занимались ваши родители?

- Что представляет собой ваша повседневная жизнь сегодня? Каково ваше социальное окружение? Что вы делаете по утрам, во второй половине дня, вечерами?

- Какой образ жизни вы ведете? Где вы живете? Сколько зарабатываете в месяц? Чем занимаетесь в свободное время? Как проводите отпуск?

- Что вас волнует, и чего вы опасаетесь?

4. Пригласите всех участников сохранять полную абсолютную тишину и выстроиться в ряд (как на линии старта).

5. Сообщите участникам, что вы собираетесь зачитать список «Ситуации и события». Всякий раз, когда кто-то из участников может утвердительно ответить на зачитанное высказывание, он делает шаг вперед. Остальные остаются на своих местах без движения.

6. Зачитывайте по одной ситуации. После каждой делайте паузу, давая людям время сделать шаг вперед и посмотреть на свою позицию по отношению к остальным.

7. В конце попросите всех запомнить свое итоговое положение. Дайте пару минут для выхода из ролей и приступайте к подведению итогов и выводам на пленарном заседании.

Четко и громко зачитывайте утверждения. После каждого высказывания дайте персонажам время решить, делать шаг вперед или нет, а также оглянуться на других.

- Вы никогда не испытывали серьезных финансовых трудностей.

- У вас приличное жилье с телевизором и отдельным телефоном.

- Ваш язык, религия и культура пользуются уважением в обществе, в котором вы живете.

- С вашим мнением по социальным и политическим вопросам считаются.

- К вам обращаются за советом по различным вопросам.

- Вы не боитесь, что вас остановит милиция.

- Вы знаете, к кому обратиться за советом и помощью в случае необходимости.

- Вы никогда не испытывали дискриминации из-за своего происхождения.

- Вы можете себе позволить приглашать к себе друзей на ужин.

- У вас интересная жизнь, и свое будущее вы видите в положительном свете.

- Вы можете себе позволить учебу и работу по избранной вами профессии.

- Вы не боитесь преследования, издевательства на улицах и нападок в прессе.

- Вы свободно отмечаете наиболее важные религиозные праздники с родственниками и близкими.

- Вы имеете возможность участвовать в международных мероприятиях за рубежом.

- Минимум раз в неделю вы можете себе позволить сходить в театр или в кино.

- Вам не приходится опасаться за будущее своих детей.

- Вы можете себе позволить покупку новой одежды, как минимум, раз в три месяца.

- Вы можете себе позволить влюбиться в кого угодно.

- Вы пользуетесь признанием и уважением в обществе, где живете.

- Вы можете пользоваться преимуществами, предоставляемыми Интернетом.

Карточки с ролями

Вы – студентка с очень сложным материальным положением, вы беременны, но родители и отец ребенка об этом не знают. Вы - председатель молодежной политической организации, ассоциированной с партией, которая в данное время находится у власти.
Вы - ВИЧ-инфицированная студентка 22 лет. Вы - сын иммигранта-китайца, имеющего небольшое дело. Вы родились в России.
Вы - девушка-мусульманка, живущая вместе с глубоко верующими родителями. Вы - дочь крупного предпринимателя, занимаетесь музыкой.
Вы - солдат срочной службы, выполняющий свой воинский долг. Вы - пенсионер, в прошлом рабочий обувной фабрики.
Вы - молодой инвалид, передвигающийся только в коляске. Вы – студентка престижного ВУЗа, ваш друг - наркоман
Вам 17 лет, вы из бедной семьи, окончили только 7 классов школы. Вы - 19-летний сын крестьянина из отдаленной деревни, приехали поступать в институт.

Вопросы для анализа

1. Какие ощущения возникали при продвижении вперед или стоянии на месте?

2. В какой момент те, кто чаще «шагал» вперед, заметили, что остальные от них отстают?

3. Возникало ли у кого-то ощущение, что в какие-то моменты его основные права человека игнорировались?

4. Могут ли участники отгадать, кто какую исполнял роль в упражнении? (На этом этапе каждый раскрывает свою роль).

5. Насколько легко или трудно было участникам играть свои роли? Как они пытались представить себе человека, чью роль играли?

6. Отражает ли упражнение в какой-то степени положение в обществе в целом? Каким образом?

7. Какие права человека поставлены на карту в каждой из ролей? Мог ли кто-либо утверждать, что его права человека не уважались или что он не имел к ним доступа?

8. Какие первоочередные меры можно было бы принять с целью решения проблем неравенства в обществе?

 
 


Обеспечение: карточки с ролями, сценарий игры, в аудитории создана официальная атмосфера (длинный стол, возможно, микрофон, мультимедиа поддержка с официальными логотипами)

Данная игра, как и все предыдущие, универсальна. Мы рассмотрим ее на примере темы «Молодежные парламенты», вы можете наполнить ее любым содержанием.

Сценарий

Мирбург находится в стране Росландия – демократической стране с неразвитой молодежной политикой. Хотя в Мирбурге 20 молодежных организаций, молодежь никогда не играла активной роли в принятии решений в своем обществе. После выборов новый мэр города решил более активно вовлекать молодежь. Она объявила о введении совершенно новой программы «Молодежь в действии», цель которой – стимулировать участие молодежи, а также усиливать сотрудничество молодых людей с местными властями. В рамках этой программы Мэр инициирует основание молодежного парламента. В процессе подготовки проводится консультативное совещание с различными группами интересов и партнерами с целью обсудить формат данной инициативы.

В совещании участвуют:

- Г-жа Мэр;

- Руководитель финансового комитета Мирбурга

- Директор местной средней школы

- Президент школы

- Священник местной православной церкви

- Тренер успешной молодежной футбольной команды Мирбурга

- Президент молодежного совета Мирбурга

- Члены молодежной организации Мирбурга

- Генеральный директор местно бизнес-компании

- И др.

На повестке дня обсуждение вопросов:

- Есть ли потребность в учреждении местного молодежного парламента?

- Если есть, то каким должен быть его формат?

- Каков должен быть Устав?

Роли

Директор местной школы

Часть людей, которые будут представлены в парламенте ходят в вашу школу. Через представителей класса они уже имеют возможность участвовать в демократической жизни школы. Вы опасаетесь, что молодежный парламент оттянет финансовые ресурсы и внимание от мероприятий, предлагаемых школой. Вы считаете, что лучше вложить эти деньги в обновление спортивного комплекса школы. Еще у вас есть подозрение, что это продуманная пиар акция. Вы против этой инициативы и активно отстаиваете свою точку зрения.

Тренер молодежной футбольной команды

Вы активный и динамичный человек, которому нравится видеть молодых вовлеченными, проявляющими инициативу, ответственность. Но ваша футбольная команда страдает от недостаточной финансовой поддержки и вы согласны с директором, что деньги лучше вложить в спортивные сооружения. Перед вами дилемма: с одной стороны вы поддерживаете инициативы, с другой стороны вас беспокоит наличие конкуренции при распределении финансов.

Православный священник

Вы все больше обеспокоены, что местная молодежь не заинтересована в посещении церкви. Вы счастливы, что вас пригласили на подобное мероприятие, поскольку на ней будут присутствовать представители молодежных общественных организаций. Вам интересно, чем на самом деле интересуется молодежь. В принципе, вы поддерживаете инициативу, потому что молодежь все больше отворачивается от бога и соответственно, все, что способствует вовлечению молодежи в деятельность общины, пойдет на пользу вашему приходу.

Президент молодежного совета

Ваш совет существует долгое время и эффективно работает. Все молодежные организации удовлетворены мероприятиями, которые вы проводите. Вы считаете, что идея Мэра не подходит для Миргорода, потому что все, что предлагается для миссии парламента уже делает Совет. Вы против идеи и считаете Парламент не нужным. Молодежный парламент – дублирующая структура и часто манипулируется политиками, чтобы продвинуть свои идеи.

Генеральный директор бизнес-компании

У вас свой бизнес. Вы постоянно его развиваете. Вы хотите подружиться с мэром. Поэтому полностью готовы оказать ему поддержку. При определенных условиях вы готовы спонсировать проект.

Вы – президент школы, вам 16 лет

Вас делегировали на данное совещание учителя. Вы не понимаете, что здесь будет, но вам интересно и все хочется знать. Поэтому вы постоянно просите остальных что-нибудь объяснить. Чем больше вы зададите вопросов, тем лучше.

Руководитель финансового комитета

Вы оцениваете данный проект как очень затратный пиар ход Мэра. В целом Вы не возражаете против подобной инициативы, хотя пока не очень понимаете, зачем она нужна, но только если финансироваться она будет не из городского бюджета.

Член Молодежной организации

Ваша организация делегировала вас, чтобы узнать получше об идее мэра. В общем, вам нравится идея. Но вы хотите, чтобы ваш клуб был больше вовлечен в реализацию идеи, т.к. ваш клуб является самым большим клубом города.

В данной игре тренер не является модератором, группа сама решает в каком формате пройдет обсуждение. На роль Мэра следует выбрать опытного участника. После игры проводится рефлексия.

5. Общая рефлексия по тренингу включает упражнения, направленные на получение и передачу обратной связи, подведение эмоциональных и рациональных итогов работы.

В рамках рефлексии вернитесь к тем целям и задачам, которые ставили. Обязательно проведите блок «последействия». Участники должны составить план, «Что произойдет после тренинга». Обратитесь к целям, которые были поставлены на тренинг. Обсудите, все ли было достигнуто, а если нет, то почему.

Данный материал был разработан в рамках работы научно-исследовательской лаборатории по развитию активности молодежи «МОСТ» ГОУ ВПО «ЧГПУ», тренинг-курсов, организованных при поддержке Совет Европы. Апробация проходит на базе некоммерческой молодежной организации «Челябинский областной педагогический отряд».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: