Проблемы смысла и бессмысленности существования

Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа.

Виктор Эмиль Франкл (1905 –1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Основатель логотерапии, австрийский психолог Виктόр Франкл задумался об основах своей теории еще будучи узником фашистского концлагеря, куда он попал как еврей, отказавших от эмиграции после прихода фашистов к власти (его родители и его жена были вскоре уничтожены). По его мнению, то, что помогает человеку выжить в таких тяжелейших условиях, есть особая форма мотивации – «стремление к смыслу» (включая смысл жизни). Франкл оказался в числе 2,5% выживших узников этого концлагеря, дожив почти до 90 лет, и когда его спрашивали о причинах его долголетия, он обычно отвечал: «Может быть, причина в том, что я всегда умел находить в жизни смысл».

Многие положения экзистенциальной теории Франкла роднят ее с гуманистической психологией. тревога и скука заставляют искать смысл жизни. По мнению Виктора Франкла, «сомнения в смысле жизни являются признаком самого человеческого в человеке». Человек нуждается в смысле. Из-за его отсутствия нередко развиваются психические нарушения, неврозы, разного рода зависимости. В. Франкл разработал учение о смысле жизни – логотерапию. Основой мировосприятия человека, говорил он, должна быть философия человеческой ответственности, или «трагический оптимизм». Утрата смысла приводит человека в «экзистенциальный вакуум», состояние, когда равнодушие и уныние доводят до грани самоубийства. Смысл жизни для каждого уникален, о нем можно долго и бесцельно спорить. Но тот факт, что обретение смысла происходит чаще всего через творчество (самореализацию, созерцание произведений искусства), эмоциональные переживания (чувства любви, заботы, дружбы), вряд ли может вызывать сомнения.

После краткого увлечения в юности психоанализом Франкл начал с конца 30-х годов работу над собственной концепцией. Окончательное ее оформление произошло в экстремальных условиях фашистских концентрационных лагерей, узником которых Франкл был в 1942-1945 гг. После войны он стал директором неврологической клиники в Вене, одновременно читал лекции в Венском университете. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников.

Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенной особенностью теории Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций.

Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной:

· ценности творчества (например, труд),

· ценности переживания (например, любовь),

· ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, Франкл, как и другие психологи и философы, разделяющие его позицию, стремится вывести человека из-под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного. Именно в духовном существовании и заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом, Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического уровня Франкла можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Логотерапия – метод психотерапии, созданный Франклом (Frankl V. Е.) (древнегр. logos — смысл), и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека.

Разрабатывая методы психотерапии и коррекции отклонений в развитии личности, все представители гуманистической психологии утверждают, что каждый индивид сосредоточивается на своем «Я» и поэтому каждое наступление против своего «Я» рассматривает как наступление на свое существование. Р.Мэй подчеркивал, что это свойство является общим для человека и для других живых существ, а потому он считал необходимым при воспитании избавить ребенка от всех возможных угроз против своего «Я», так как в противном случае угрозы приведут к стрессовому состоянию человека и развитию агрессии.

С точки зрения большинства ученых этого направления, развитие агрессивности тесно связано с уровнем адекватности самооценки ребенка, так как у несамоактуализировавшихся, потерявших смысл жизни людей самооценка неадекватная, негибкая, уязвимая. Наоборот, самоактуализированные люди всегда адекватны и уверены в себе. В то же время мнения ученых разделяются при исследовании содержания самооценки у агрессивных и тревожных людей. Нет также единого мнения о том, какой должна быть самооценка человека, чтобы полностью исключить возможность возникновения у него немотивированной агрессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: