МУЗЕЙ «ДОМ СТАНЦИОННОГО СМОТРИТЕЛЯ»
Рекомендации «МУЗЕЙ – УЧИТЕЛЮ»
«Дом станционного смотрителя» — первый в нашей стране музей литературного героя. Он был открыт в 1972 году в сохранившихся с 1835 г. зданиях почтовой станции. В конце XVIII - начале XIX века через д. Выра проходил почтовый тракт из Петербурга на Псков. В 1800 года здесь была учреждена почтовая станция. «Указом Его Императорского Величества от 17 марта 1800 года из Санкт-Петербургского Губернского правления Софийскому Земскому суду предписано о переводе Рождественской почтовой станции по удобности в деревню Выру».
По архивным документам, а также по повести «Дом станционного смотрителя» в музее воссоздана уникальная атмосфера почтово-дорожного быта XIX века. В музее открыто 6 постоянных экспозиций:
1) Экспозиция «Чистая половина для господ путешествующих».
В северном корпусе жил и принимал путешествующих смотритель, за ним сохранилось название «Дом станционного смотрителя». В данной экспозиции музея учтены все детали пушкинской повести.
2) Экспозиция «Комнатка Дуни».
Комнатка Дуни - светелка девушки.
3) Экспозиция «Ямщицкая».
Вторая половина северного корпуса – ямщицкая. Помещение «Ямщицкой» предназначалось для ямщиков, здесь они ожидали очереди на выезд, обедали, грелись и чинили сбрую. Экспозиция построена по старинным изображениям и описаниям.
4) Экспозиция «Кузница».
5)Экспозиция «Пожарная каланча».
6)Экспозиция «Почта второй половины XIX века».
В комплекс почтовой станции входила почтовая часть, которая работала до 1865 года. Экспозиция «Русская почта второй половины XIX века» была открыта к 200-летию Вырской почтовой станции в южном каменном корпусе.
Время работы: 11.00-17.00, выходные дни – пн., вт.
Заказ программ, экскурсий: 8-(813-71) 6-23-38
Ленинградская область, Гатчинский р-н, д. Выра, Большой пр, 32 А.
П роведение программы «Литературный багаж» в музее «Дом станционного смотрителя» намечено на декабрь, январь, февраль, март, апрель.
Координатор проекта «Литературный багаж»: методист музея Тарасюк Светлана Семёновна. тел. 89111190840,
Стоимость посещения: 250 руб. с ребёнка. На группу из 20 детей - 1 сопровождающий бесплатно. Остальным сопровождающим необходимо купить билеты: взрослый – 200 руб., пенсионеры - 150 руб.
Подготовка учеников к посещению музея: учащиеся 4 класса должны предварительно выучить стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Зима. Крестьянин торжествуя…» (отрывок из «Евгения Онегина»).
«К сведению»: музеи рядом.
Музеи пушкинской тематики:
Музей «Домик няни А.С. Пушкина».
Режим работы: среда — воскресенье с 10-00 до 16-00.
Адрес: 188355, Ленинградская область, Гатчинский район, д. Кобрино, д.27
Контактная информация:
тел.:+7 (931) 310-31-33
E-mail: museumdomnayny@ mail.ru
сайт: http://lenoblmus.ru/museum/domik_nyani/
Музей-усадьба «Суйда»
Режим работы: среда — воскресенье с 10.00 до 17.00
Адрес: Ленинградская область, Гатчинский район, п. Суйда, ул. Центральная, д.4
Контактная информация:
Тел. 8 (81371) 58 – 970
e-mail: suyda-museum@yandex.ru
сайт: http://lenoblmus.ru/museum/suyda/
А так же:
1. Музей-усадьба "Рождествено"
Режим работы: среда - воскресенье с 11.00 до 17.00
Адрес: Ленинградская обл., Гатчинский р-н., с. Рождествено, ул. Музейная д.1.
Контактная информация:
Тел. (81371) 62-158
e-mail: visitme@rozhdestvenomuseum.ru
сайт: http://lenoblmus.ru/museum/muzey_usadba_rozhdestveno/
Мемориальный Дом-музей Исаака Шварца
Режим работы: среда — воскресенье с 11:00 до 18:00
(касса работает до 17:00)
Адрес: Ленинградская область, Гатчинский район, г.п. Сиверский, ул. Пушкинская, дом 4а.
Контактная информация:
тел.: +7 (921) 590 - 57 - 78
сайт: www.museum-schvarz.ru
e-mail: dom-muzeischvartza@yandex.ru
3. Музей "Дачная столица"
Режим работы: среда — воскресенье с 11:00 до 17:00
Адрес: г.п. Сиверский, улица Красная, дом 30 Б.
Контактная информация:
тел.: +79217948087.
https://vk.com/public78446709
Занятие по стихотворениям А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Зима! Крестьянин торжествуя…»
Целевая аудитория – 4 классы
Группа не более 25 человек. Продолжительность занятия – 45 минут
Подробное описание музейного занятия.
Занятие делится на три этапа. Первый этап занятия проходит в экспозиции «Ямщицкая половина», как диалог детей с музейным педагогом.
1.Занятие начинается с декламации стихотворения «Зимняя дорога» и его литературного разбора. Участники занятия отвечают на вопросы музейного педагога о настроении, которое навеяло стихотворение, о том какие слова поэта помогают понять настроение стихотворения, о выявлении главных и второстепенных персонажей. Беседа переходит в игру-экскурсию: участники занятия слушают рассказ о ямщиках, исследуют пространство «Ямщицкой половины», и отыскивают предметы, упоминаемые в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Далее учащиеся декламируют отрывок из поэмы «Евгений Онегин», «Зима. Крестьянин торжествуя…». После чего музейный педагог вновь выявляет настроение, которое отражает этот отрывок, выясняет с помощью каких слов, это настроение выражается. Из рассказа ребята узнают о форме ямщика в XVII—XIX вв, о гужевом транспорте, описанном в стихотворении «Зима. Крестьянин торжествуя…».
2.Участников приглашают в выставочный зал. Они разбиваются на три группы, каждая из которых выполняет задания − «Одень ямщика», «Подбери повозку». Также каждая группа заполняет схему анализа стихотворений.
3. Дети переходят в зал «Дары музею», там они играют «В лошадку» и в заключение занятия считают, сколько изображено упряжек лошадей на музейных предметах.
Идеи для Литературного багажа:
В качестве арт-объекта можно использовать ямщицкую шляпу или ямщицкую шапку, в которую можно поместить элементы, отражающие атмосферу двух стихотворений А.С. Пушкина.
Литературные тексты, которым посвящено занятие, с музейным комментарием:
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Зима. Крестьянин торжествуя…
(отрывок «Евгений Онегин»)
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
А.С. Пушкин описывает в стихотворениях картины зимы, используя образ дороги и ямщика. Эпитеты, относящиеся к описанию пейзажей и песне ямщика, задают тон всему стихотворению «Зимняя дорога», рисуя скучную унылую картину. В стихотворении «Зима. Крестьянин торжествуя…» автор через образ почтовой кибитки управляемой ямщиком, образ мальчика, играющего «В лошадку» и крестьянина, едущего на дровнях, доносит до читателя торжественное наступление зимы. Образ ямщика во всей полноте помогут раскрыть экспозиции музея.