Водопропускные трубы под насыпями дорог
одноочковых труб.
Гидравлические расчеты водопропускных труб выполняют в зависимости от условий ихработы.
Различают следующие режимы работы труб:
1) безнапорный, когда входное сечение не затоплено и на всем протяжении трубы поток имеет свободную поверхность(рис.6а);
2) полунапорный, когда входное сечение трубы затоплено, т.е. на входе труба работает полным сечением, а на остальном протяжении поток имеет свободную поверхность(рис.6б);
3) напорный, когда труба работает полным сечением, т.е. все поперечное сечение трубы по всей длине полностью заполнено водой(рис.6в).
Безнапорный режим бывает при:
H≤1,2 d,
где H – напор (глубина) воды перед трубой; d – диаметр трубы.
2 gH 3 / 2 |
(железных и автомобильных) служат для пропуска расходов воды, периодически действующих водотоков во время
Q = mb
, (3)
k |
В настоящее время чаще всего бывают одноочковые, двухочковые, трехочковые и многоочковые.
|
|
Согласно действующим типовым проектам круглые дорожные водопропускные трубы имеют следующие стандартные отверстия: 0,75; 1,0; 1,25; 1,5 и 2 м.
Одной из задач гидравлического расчета труб
где µ – коэффициент расхода (принять µ=0,335)
bк – средняя ширина потока в сечении с критической глубиной(определяется по графику, представленному на рис.7).
Полунапорный режим бывает при условии H>1.2d.
Пропускная способность полунапорных труб с учетом уклона дна определяется поформуле:
является определение необходимого диаметра труб. При
Q = mw
2 g [ H
-(0,708-21T) d ],
(4)
этом считается, что пропускная способность многоочковых (двухочковые, трехочковые и т.д.) труб равна суммарной пропускной способности соответствующего количества
где µ – коэффициент расхода, зависящий от типа оголовка
(для условий данной задачи принять µ=0,7);
ω – площадь сечения трубы;
d – диаметр отверстия трубы; iт – уклон дна трубы.
Пропускная способность полунапорных труб больше, чембезнапорных.
Напорный режим имеет место при одновременном выполнении трех условий:
1) входной оголовок должен быть обтекаемым; 2) H>1,4d
3) iт<i, где i – гидравлический уклон.
Пропускная способность напорных труб вычисляется по формуле:
2 g (H - lТl -0,85 d). |
Коэффициент расхода определяется зависимостью:
Найденный диаметр округляется до ближайшего большего стандартного значения dст (0,75; 1,0; 1,25; 1,5; 2,0 м) и вычисляется фактическая скорость движения воды:
ф |
pd |
ст
Далее определяется диаметр трубы l. При ширине земляного полотна В, высоте насыпи Ннас и крутизне заложения ее откосов m длина трубы l=2 Ннасm+B,
|
|
После этого вычисляется значение коэффициента расхода:
1+ z + ll |
вх |
d |
m = 1,
l
вх |
d
Затем из формулы(5) определяется напорводы
где ζвх– коэффициент сопротивления на входе, для обтекаемых оголовков=0,2;
λ – гидравлический коэффициент трения (принять λ=0,025;
перед трубой:
Q |
H = m 2 w 22 g +0,85 d - iТl
l – длина трубы.
При напорном режиме трубы обладают наибольшей пропускной способностью.
В соответствии с вышеизложенным, задача решается в следующем порядке.
Исходя из заданной допустимой скорости движения
При этом должны быть выдержаны условия: H>1,4d;
H<(Hнас-0,5) и iТ<i. Проверка последнего условия проводится на основании формулыШези:
Ri |
i, |
откуда гидравлический уклон
воды втрубеν, определяется площадьживогосечения Q 2
доп
Q
i =,
K 2
потока w = u
доп
и диаметр напорной трубы:
где К – расходная характеристика, К=ωCVR, м2/с;
4 w p |
C – коэффициент Шези, С =
R 6, м / с
n
n – коэффициент шероховатости, n=0,014.
2 g [1.4 d -(0.708-2 l) d ] |
r |
Q = mw.
Верхний предел существования безнапорного режима определяется условием Н=1,2d, а соответствующий ему расход см.формулу (3):
к |
Для определения bк вычисляется отношение:
Q = m 2 qH 3 / 2;
bk
отверстие моста bм принимают меньше ширины потока, что вызывает повышение уровня воды в верхнем бьефе, т.е. перед мостом.
С точки зрения гидравлики отверстие малого моста работает по схеме водослива с широким порогом.
В зависимости от соотношения между глубиной воды в нижнем бьефе hиб и напором воды перед мостом Н различают свободное (незатопленное) и несвободное (затопленное) протекание потока в подмостовом русле. В первом случае глубина потока в нижнем бьефе hиб не влияет на величину напора Н перед мостом, во втором –влияет.
Вид протекания потока устанавливается по критерию затопления N.
затем находится значение безразмерного параметра:
hиб
Если = N, то подмостовое русло работаетпо
Q
bkd gd |
после чего по графику:
H
схеме незатопленного водослива с широким порогом; если
hнб ³ N, то – по схеме затопленного водослива.
bk =
d
f (Q) bkd
Н
В первом случае (рис.8,а) в конце входного участка устанавливается глубина hp (меньше критической в подмостовом русле hk), которую принимают в качестве
gd |
расчетной и определяют по формуле:
величина
bk, по которой определяется значение b
d k.
Указания к решению задачи 7
hp=kH.
Во втором случае (рис.8,б) глубина в конце входного участка hp больше критической, но меньше бытовой глубины потока hиб в нестесненном русле. Расчетная глубина воды под мостом определяется поформуле:
К малым мостам относятся мосты, полная длина которых не превышает 25 м. Согласно действующим типовым проектам малые мосты имеют стандартные отверстия: 2;3;4;5;6;7,5;10;12,5 и 20 м.
Малый мост обычно стесняет поток в плане, так как
hp=knH.
Коэффициент kn зависит от определен по таблице 2.
n = hнб
H
и может быть
Таблица 2
Q = wC,
Ri |
|
Во всех случаях пропускная способность малых мостов определяется по формуле:
R = w
k
- гидравлический радиус;
M |
З |
где µ – коэффициент расхода, определяемый формой устоев моста (для условий данной задачи µ=0,35);
|
|
bM – величина отверстия моста;
H – напор перед мостом (глубина потока перед мостом); σЗ– коэффициент затопления, значения которого
принимаются по табл.2.
Отсюда необходимое отверстие моста:
k = b +2 h - длина смоченного периметра русла; i – уклон днаканала;
1 + m 2 |
C =1 R 1 / 6,
n
где n – коэффициент шероховатости стенок русла, для условий данной задачи n=0,025.
sm |
З |
2 gH 3 / 2 |
Произведение величин
wC = K называется
R |
i |
Скорость потока в расчетном сечении определяется
Таким образом,
Q = K
при i=1; Q=K.
по формуле:
p = bh,
Следовательно, величина К равна расходу в данном русле при заданной глубине и уклона дна i=1.
Нахождение искомой нормальной глубины ho
u |
Q |
где hp – расчетная глубина потока в подмостовом русле, принимая в зависимости от схемы протекания потока.
Для определения схемы протекания потока необходимо знать глубину потока в нижнем бьефе hиб, которая равна нормальной глубине потока ho в условиях равномерного режима движения.
Искомая глубина ho находится методом подбора по формуле Шези:
Задаваясь различными значениями h, вычисляем последовательно величины ω, k, R, С и К. Все вычисления сводим в таблицу.
По данным этой таблицы строим кривую связи К=f(h). Определяем заданное значение модуля расхода.
По кривой связи K=f(h) находим искомую глубину
ho, соответствующую Кзад и по ho вычисляем ω, k, R и С.
Таблица
затоплено и в этом случае нужно произвести перерасчет величины Н. Так как коэффициент затопления σ2 заранее не известен, расчеты ведутся последовательным прибли- жением. При выполнении таких расчетов вначале следует установить наибольшую возможную скорость течения в подмостовом русле, при которой будет иметь место затопленное протекание потока. Эта скорость определяется по формуле:
По формуле Шези выполняем проверку:
|
|
|
æ gh
o
2 m
=ç
ç N
è
ö1 / 2
÷
÷
ø
Ri. |
u |
Полученное значение Q должно равняться заданному.
При подборе отверстия моста будем руководствоваться допустимой скоростью движения воды под мостом vдоп.
Исходя из допустимой скорости, определяем величину напора перед мостом в предложении незатопленной схемы протекания (σ3=1);
Если υmax>υдоп, то для дальнейшего расчета принимается допускаемая скорость υдоп, если υmax<υдоп, то принимается наибольшая возможная скорость υmax.
Пересчет величины Н производим по формуле:
R |
m |
(при υmax<υдоп вместо υдоп в формулу подставляется величина νmax). Расчет ведем методом последовательных
M |
Q = v
допbMhp
= vдопbM
kH = mb
2 gH 3/2,
приближений, начиная с граничных значений σ2 и kn при
n=0,8 (см.табл.2). По вычисленному значению Н
h
u 2 R 2
определяем величину n = o и сравниваем ее спринятой
H = доп.
m 2 2 g
По полученной величине Н и ранее найденной величине ho=hибуточняемсхему протекания воды под
мостом. Если ho < N, то подмостовое русло действительно
1 H
n=0,8.
При n1=n задаемся новой величиной n>0,8, по той же таблице находим новые значения σ3 и kn, соответствующие принятому n, определяем новую величину Н и т.д. до тех
H пор, пока величина
h
n = ho
H
, соответствующая вычис-
не затоплено. Если
o ³ N, то подмостовоерусло
H
ленному значению Н, не совпадает с принятой.
Вычисленное значение напора перед мостом Н сравниваем с максимально допустимым напором Hmax=Hм –
u = Q.
(b + mh) h
аmin=Hм–0,5.ЕслиН<Hmax,топроизводимрасчетотверстия o o
моста по формуле:
Скорость движения в подмостовом русле:
b = Q.
u = Q,
m 2 gH 3/2 s |
p |
Полученное значение bм округляем в большую сторону до стандартного, после чего производим вычисление нового напора:
где hp=RH – при незатопленной схеме протекания; hp=RПH – при затопленной схеме протекания.
Если Н>Hmax, то расчет отверстия моста производим, исходя из максимально допустимого напора. По отношению
3 ç м ÷ è bм 1 ø |
æ b |
ö2 |
ho определяем схему протекания потока и
H
Если
n 1 =
ho |
H |
¹ n = ho
H
, то задаваясь новой
max
соответствующее значение σ3, после чего находим величину:
m 2 qH s
3/2 3
Q max
величиной n и определяя по табл.2 соответствующее ей значение σ2, выполняем пересчет напора воды перед мостом по формуле:
bм =,
Которую округляем до стандартного большего
æ =
H ç
м 1 |
Q
2 gs
ö2 / 3
÷
3 ø
значения, после чего описанным выше способом уточняем значение Н и определяем величину v и vp.
Значения величин В и Во определяем по формулам:
и т.д. до тех пор, пока величина n, соответствующая вычисленному значению Н, не совпадает с принятой. Последнее значение Н принимается за расчетное.
Скорость движения воды перед мостом:
u = Q,
w
где ω=(площадь живого сечения потока в трапецеидальном русле перед мостом.
Скорость движения воды за мостом (при нормальной глубине потока ho):
В=b+2mH,
Bo=b+2mho.
Список литературы
1. Угинчус А.А., Чугаева Е.А. Гидравлика.-Л: Стройиздат,1971.
2. Константинов Ю.М. Гидравлика.-Киев: Вища школа, 1981.
3. Чугаев Р.Р. Гидравлика.-Л: Энергия,1970.
4. Богомолов А.И., Михайлов К.А. Гидравлика.-М: Стройиздат,1972.
5. Большаков В.А., Константинов Ю.М. и др. Справочник по гидравлике.-Киев: Вища школа,1977.
6. Альтшуль А.Д., Калицун В.И. и др. Примеры расчетов по гидравлике.-М: Стройиздат,1976.
7. Примеры гидравлических расчетов / Под ред. М. Константинова.- Изд.3-е.-М: Транспорт,1987.
8. Большаков В.А., Константинов Ю.М. и др. Сборник задач по гидравлике.-Киев: Вища школа,1979.