Указания к решению задачи 6

 

Водопропускные трубы под насыпями дорог


одноочковых труб.

Гидравлические расчеты водопропускных труб выполняют в зависимости от условий ихработы.

Различают следующие режимы работы труб:

1) безнапорный, когда входное сечение не затоплено и на всем протяжении трубы поток имеет свободную поверхность(рис.6а);

2) полунапорный, когда входное сечение трубы затоплено, т.е. на входе труба работает полным сечением, а на остальном протяжении поток имеет свободную поверхность(рис.6б);

3) напорный, когда труба работает полным сечением, т.е. все поперечное сечение трубы по всей длине полностью заполнено водой(рис.6в).

Безнапорный режим бывает при:

H≤1,2 d,

где H – напор (глубина) воды перед трубой; d – диаметр трубы.

2 gH 3 / 2
Пропускная способность безнапорных труб может быть определена по формуле А.А.Угинчуса:


(железных и автомобильных) служат для пропуска расходов воды, периодически действующих водотоков во время


Q = mb


, (3)


k
ливневых или весенних паводков.

В настоящее время чаще всего бывают одноочковые, двухочковые, трехочковые и многоочковые.

Согласно действующим типовым проектам круглые дорожные водопропускные трубы имеют следующие стандартные отверстия: 0,75; 1,0; 1,25; 1,5 и 2 м.

Одной из задач гидравлического расчета труб


где µ – коэффициент расхода (принять µ=0,335)

bк – средняя ширина потока в сечении с критической глубиной(определяется по графику, представленному на рис.7).

Полунапорный режим бывает при условии H>1.2d.

Пропускная способность полунапорных труб с учетом уклона дна определяется поформуле:


является определение необходимого диаметра труб. При


Q = mw


2 g [ H


-(0,708-21T) d ],


(4)


этом считается, что пропускная способность многоочковых (двухочковые, трехочковые и т.д.) труб равна суммарной пропускной способности соответствующего количества


где µ – коэффициент расхода, зависящий от типа оголовка

(для условий данной задачи принять µ=0,7);

ω – площадь сечения трубы;


d – диаметр отверстия трубы; iт – уклон дна трубы.

Пропускная способность полунапорных труб больше, чембезнапорных.

Напорный режим имеет место при одновременном выполнении трех условий:

1) входной оголовок должен быть обтекаемым; 2) H>1,4d

3) iт<i, где i – гидравлический уклон.

Пропускная способность напорных труб вычисляется по формуле:

2 g (H - lТl -0,85 d).
Q = mw (5)

Коэффициент расхода определяется зависимостью:


Найденный диаметр округляется до ближайшего большего стандартного значения dст (0,75; 1,0; 1,25; 1,5; 2,0 м) и вычисляется фактическая скорость движения воды:

ф
pd
 
u = Q.

ст

Далее определяется диаметр трубы l. При ширине земляного полотна В, высоте насыпи Ннас и крутизне заложения ее откосов m длина трубы l=2 Ннасm+B,

После этого вычисляется значение коэффициента расхода:

1+ z + ll
вх
d
m = 1.


m = 1,

l


вх
1+ z + l

d


Затем из формулы(5) определяется напорводы


где ζвх– коэффициент сопротивления на входе, для обтекаемых оголовков=0,2;

λ – гидравлический коэффициент трения (принять λ=0,025;


перед трубой:


 

 

Q
2

H = m 2 w 22 g +0,85 d - iТl


l – длина трубы.

При напорном режиме трубы обладают наибольшей пропускной способностью.

В соответствии с вышеизложенным, задача решается в следующем порядке.

Исходя из заданной допустимой скорости движения


При этом должны быть выдержаны условия: H>1,4d;

H<(Hнас-0,5) и iТ<i. Проверка последнего условия проводится на основании формулыШези:

Ri
i,
Q = = K

откуда гидравлический уклон


воды втрубеν, определяется площадьживогосечения Q 2



доп

Q


i =,

K 2


потока w = u


доп


и диаметр напорной трубы:


где К – расходная характеристика, К=ωCVR, м2/с;

 


4 w p
d =.


C – коэффициент Шези, С =


R 6, м / с

n


n – коэффициент шероховатости, n=0,014.


2 g [1.4 d -(0.708-2 l) d ]
r
Верхний предел существования полунапорного режима определяется условием Н=1,4d. Соответствующий ему предельный расход вычисляется по формуле (4), будет:

Q = mw.

Верхний предел существования безнапорного режима определяется условием Н=1,2d, а соответствующий ему расход см.формулу (3):

к
Q = mb 2 g (1,2 d)3/2.

Для определения bк вычисляется отношение:

Q = m 2 qH 3 / 2;

bk


отверстие моста bм принимают меньше ширины потока, что вызывает повышение уровня воды в верхнем бьефе, т.е. перед мостом.

С точки зрения гидравлики отверстие малого моста работает по схеме водослива с широким порогом.

В зависимости от соотношения между глубиной воды в нижнем бьефе hиб и напором воды перед мостом Н различают свободное (незатопленное) и несвободное (затопленное) протекание потока в подмостовом русле. В первом случае глубина потока в нижнем бьефе hиб не влияет на величину напора Н перед мостом, во втором –влияет.

Вид протекания потока устанавливается по критерию затопления N.


затем находится значение безразмерного параметра:


hиб

Если = N, то подмостовое русло работаетпо

 

 


Q

bkd gd
,

 

после чего по графику:


H

схеме незатопленного водослива с широким порогом; если

hнб ³ N, то – по схеме затопленного водослива.


bk =

d


f (Q) bkd


Н

В первом случае (рис.8,а) в конце входного участка устанавливается глубина hp (меньше критической в подмостовом русле hk), которую принимают в качестве


gd
(рис.7) определяется соответствующая этому параметру


расчетной и определяют по формуле:


величина


bk, по которой определяется значение b

k.
d

Указания к решению задачи 7


hp=kH.

Во втором случае (рис.8,б) глубина в конце входного участка hp больше критической, но меньше бытовой глубины потока hиб в нестесненном русле. Расчетная глубина воды под мостом определяется поформуле:


К малым мостам относятся мосты, полная длина которых не превышает 25 м. Согласно действующим типовым проектам малые мосты имеют стандартные отверстия: 2;3;4;5;6;7,5;10;12,5 и 20 м.

Малый мост обычно стесняет поток в плане, так как


hp=knH.

Коэффициент kn зависит от определен по таблице 2.


n = hнб

H


и может быть


Таблица 2


Q = wC,


Ri
n 0,80 0,82 0,84 0,86 0,88 0,90 0,92 0,94 0,96 0,98 0,99
σ3 1,00 0,97 0,93 0,89 0,84 0,78 0,71 0,62 0,52 0,37 0,27
kn 0,63 0,67 0,70 0,74 0,78 0,82 0,85 0,89 0,93 0,96 0,98

 

где, ω=(b+mh)h – площадь живого сечения потока в трапециидальном русле (b - ширина канала по дну, m – крутизна откосов, h – глубина потока);


 

Во всех случаях пропускная способность малых мостов определяется по формуле:


R = w

k


- гидравлический радиус;


M
З
Q = mb 2 gH 3/2 s,

где µ – коэффициент расхода, определяемый формой устоев моста (для условий данной задачи µ=0,35);

bM – величина отверстия моста;

H – напор перед мостом (глубина потока перед мостом); σЗ– коэффициент затопления, значения которого

принимаются по табл.2.

Отсюда необходимое отверстие моста:


k = b +2 h - длина смоченного периметра русла; i – уклон днаканала;

1 + m 2
С – коэффициент Шези, вычисляемый по формуле Маннинга:

C =1 R 1 / 6,

n

где n – коэффициент шероховатости стенок русла, для условий данной задачи n=0,025.


sm
З
2 gH 3 / 2
b = Q.


Произведение величин


wC = K называется


R
i
M расходной характеристикой или модулемрасхода.


Скорость потока в расчетном сечении определяется


Таким образом,


Q = K


при i=1; Q=K.


по формуле:


p = bh,


Следовательно, величина К равна расходу в данном русле при заданной глубине и уклона дна i=1.

Нахождение искомой нормальной глубины ho


u
Q
Mp ведется в следующемпорядке:


где hp – расчетная глубина потока в подмостовом русле, принимая в зависимости от схемы протекания потока.

Для определения схемы протекания потока необходимо знать глубину потока в нижнем бьефе hиб, которая равна нормальной глубине потока ho в условиях равномерного режима движения.

Искомая глубина ho находится методом подбора по формуле Шези:


Задаваясь различными значениями h, вычисляем последовательно величины ω, k, R, С и К. Все вычисления сводим в таблицу.

По данным этой таблицы строим кривую связи К=f(h). Определяем заданное значение модуля расхода.

По кривой связи K=f(h) находим искомую глубину

ho, соответствующую Кзад и по ho вычисляем ω, k, R и С.

 


Таблица


затоплено и в этом случае нужно произвести перерасчет величины Н. Так как коэффициент затопления σ2 заранее не известен, расчеты ведутся последовательным прибли- жением. При выполнении таких расчетов вначале следует установить наибольшую возможную скорость течения в подмостовом русле, при которой будет иметь место затопленное протекание потока. Эта скорость определяется по формуле:


 

По формуле Шези выполняем проверку:


 

h, м ω, м2 k, м R, м С, м0,5   К = w × С R, м3
h1         K1
h2         K2
h3         K3

 

max


æ gh

o
2 m
 
N
ç

è


ö1 / 2

÷

÷

ø


Ri.
u
Q = wC

Полученное значение Q должно равняться заданному.

При подборе отверстия моста будем руководствоваться допустимой скоростью движения воды под мостом vдоп.

Исходя из допустимой скорости, определяем величину напора перед мостом в предложении незатопленной схемы протекания (σ3=1);


Если υmaxдоп, то для дальнейшего расчета принимается допускаемая скорость υдоп, если υmaxдоп, то принимается наибольшая возможная скорость υmax.

Пересчет величины Н производим по формуле:

R
u 2 2

m
H = доп П,

 
2 2 gs 2

(при υmaxдоп вместо υдоп в формулу подставляется величина νmax). Расчет ведем методом последовательных


 

M
откуда:


Q = v


допbMhp


= vдопbM


kH = mb


2 gH 3/2,


приближений, начиная с граничных значений σ2 и kn при

n=0,8 (см.табл.2). По вычисленному значению Н

h


u 2 R 2


определяем величину n = o и сравниваем ее спринятой


H = доп.

m 2 2 g

По полученной величине Н и ранее найденной величине ho=hибуточняемсхему протекания воды под

мостом. Если ho < N, то подмостовое русло действительно

 

 


1 H

n=0,8.

При n1=n задаемся новой величиной n>0,8, по той же таблице находим новые значения σ3 и kn, соответствующие принятому n, определяем новую величину Н и т.д. до тех


H пор, пока величина

h


n = ho

H


, соответствующая вычис-


не затоплено. Если


o ³ N, то подмостовоерусло

H


ленному значению Н, не совпадает с принятой.


Вычисленное значение напора перед мостом Н сравниваем с максимально допустимым напором Hmax=Hм


u = Q.

(b + mh) h


аmin=Hм–0,5.ЕслиН<Hmax,топроизводимрасчетотверстия o o


моста по формуле:


Скорость движения в подмостовом русле:


b = Q.


u = Q,

 


m 2 gH 3/2 s
 
p
м pbh


Полученное значение bм округляем в большую сторону до стандартного, после чего производим вычисление нового напора:


где hp=RH – при незатопленной схеме протекания; hp=RПH – при затопленной схеме протекания.

Если Н>Hmax, то расчет отверстия моста производим, исходя из максимально допустимого напора. По отношению


3 ç м ÷ è 1 ø
æ b
ö2
H 1= H.


ho определяем схему протекания потока и

H


Если


n 1 =

ho
H
1


¹ n = ho

H


, то задаваясь новой


max

соответствующее значение σ3, после чего находим величину:

m 2 qH s
3/2 3
max
Q


величиной n и определяя по табл.2 соответствующее ей значение σ2, выполняем пересчет напора воды перед мостом по формуле:


=,

Которую округляем до стандартного большего


=
æ

H ç

м 1
2 è mb


Q

2 gs


ö2 / 3

÷

3 ø


значения, после чего описанным выше способом уточняем значение Н и определяем величину v и vp.

Значения величин В и Во определяем по формулам:


и т.д. до тех пор, пока величина n, соответствующая вычисленному значению Н, не совпадает с принятой. Последнее значение Н принимается за расчетное.

Скорость движения воды перед мостом:

u = Q,

w

где ω=(площадь живого сечения потока в трапецеидальном русле перед мостом.

Скорость движения воды за мостом (при нормальной глубине потока ho):


В=b+2mH,

Bo=b+2mho.


 

Список литературы

 

1. Угинчус А.А., Чугаева Е.А. Гидравлика.-Л: Стройиздат,1971.

2. Константинов Ю.М. Гидравлика.-Киев: Вища школа, 1981.

3. Чугаев Р.Р. Гидравлика.-Л: Энергия,1970.

4. Богомолов А.И., Михайлов К.А. Гидравлика.-М: Стройиздат,1972.

5. Большаков В.А., Константинов Ю.М. и др. Справочник по гидравлике.-Киев: Вища школа,1977.

6. Альтшуль А.Д., Калицун В.И. и др. Примеры расчетов по гидравлике.-М: Стройиздат,1976.

7. Примеры гидравлических расчетов / Под ред. М. Константинова.- Изд.3-е.-М: Транспорт,1987.

8. Большаков В.А., Константинов Ю.М. и др. Сборник задач по гидравлике.-Киев: Вища школа,1979.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: