Государственное и территориальное прогнозирование

Студент

 

 

Преподаватель _____________________________ Филичева Т.П.

(Доцент)

 

 

Владивосток 2017

 

Содержание

Введение 3

1 Государственное и территориальное прогнозирование 4 Заключение 9 Список использованных источников 10

 

Введение

Территориальное прогнозирование является неотъемлемой и важнейшей частью сложного процесса управления. От него в значительной степени зависят экономические, социальные и экологические результаты регионального развития. В условиях активного распространения рыночных отношений функции прогнозирования регионального развития сильно усложняются. Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов во многом едина с методологией прогнозирования развития хозяйства страны.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации обеспечивает Правительство Российской Федерации исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. Они разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

 

1 Государственное и территориальное прогнозирование - важная часть процесса управления

Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования предполагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.

Прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации, в первую очередь, о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, военно-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.

При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов – от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.

Экстраполяционный метод состоит в изучении тенденций динамики исследуемого объекта в ретроспективе (желательно более длительной, чем прогнозный период и продлении этих тенденций на перспективу. Этот метод достаточно надежен для краткосрочных прогнозов в пределах одной фазы цикла. Однако широкое его использование для среднесрочного н долгосрочного прогнозирования динамики сложных объектов опасно, поскольку он не учитывает возможных перегибов траектории движения при переходе к очередной фазе цикла или новому циклу как и исследуемой, так и и смежных сферах. Экстраполяционный метод опирается обычно на данные статистики [9].

Экономико-математические модели, используемые в предвидении будущего, носят разнообразный характер. Одни из них формализуют экстраполяционный подход (например, метод парной или множественной корреляции, выясняющий зависимость в динамике двух или нескольких показателей, метод производственных функций, позволяющий оценить вклад в экономическую динамику основных факторов производства). Другие, более сложные модели межотраслевых связей дают возможность исследовать динамику структуры экономики (межотраслевой баланс, многопродуктовые модели). Третья группа моделей помогает выявить кривые цикличных колебаний экономических показателей по разным фазам цикла.

Широкое применение в практике прогнозирования получил динамический межотраслевой баланс, который позволяет выявить взаимосвязи в структуре производства и распределения продукции и оценить влияние основных факторов на структурные сдвиги.

Дальнейшим развитием межотраслевого баланса является многомерная воспроизводственно-цикличная макромодель, которая дает возможность анализировать и прогнозировать динамику структуры экономики в шести разрезах (воспроизводственная, отраслевая, технологическая, стоимостная, институциональная, внешнеэкономическая), а также учитывать воздействие циклов на основные показатели. На основе макромодели проведены экспериментальные прогнозные расчеты по динамике структуры экономики в развитых странах и в России.

Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее эффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят для обоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе.

Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.

Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких сценариев возможного развития событий и зависимости от разного сочетания определяющих их факторов. Обычно рассчитывают оптимистический, пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их последствия [10].

Фундаментальным элементом государственного прогнозирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров – ВВП, объема промышленного и сельскохозяйственного производства, объема инвестиций в основной капитал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются посредством различных методов прогнозирования.

Государственное и территориальное прогнозирование относится к прогнозным проектировкам, то есть представляет собой действительную систему с научно обоснованными разработками, касающимися направлений развития и будущего состоянии региональной экономики, размещения отраслей. Государственное и территориальное прогнозирование включает в себя комплексные схемы по развитию и размещению производительных сил. Исследование государственного и территориального прогнозирования связано с тем, что в сложном современном процессе управления оно выступает как его неотъемлемая и важнейшая часть. Именно прогнозированием определяется в значительной степени сам региональное развитие, его результаты — экономические, экологические, социальные [7]. В современных условиях, когда происходит активное распространение рыночных отношений, происходит усложнение функций государственного и территориального прогнозирования в региональном развитии. И здесь нужно отметить, что методология в процессах прогнозирования экономического и социального регионального развития будет схожа с методологией прогнозирования государственного развития [4].

Государственное прогнозирование в РФ осуществляется Правительством Российской Федерации на базе проведения комплексного анализа по следующим направлениям: демографическая ситуация, научно-технический потенциал, накопленное национальное богатство, социальная структура, внешнее положение РФ, состояние природных ресурсов и перспективы изменений в указанных направлениях. Так, прогнозирование социально-экономического развития базируется на серии прогнозов общественно значимых сфер деятельности, разработка которых проводится в нескольких вариантов, учитывая вероятностное воздействие множества факторов: экономические, политические и т.д. К прогнозам социально-экономического развития относятся количественные показатели с качественными характеристиками развития следующих факторов: макроэкономическая ситуация, экономическая структура, научно-техническое развитие, внешнеэкономическая деятельность, динамика производства и потребления, уровень и качество жизни, экологическая обстановка, социальная структура, системы здравоохранения, образования, социального обеспечения населения [5]. Разработка государственных и региональных прогнозов проводится на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Важнейшим из прогнозирований является долгосрочная перспектива, ее разрабатывают на десятилетний период раз в пять лет. Такой прогноз выступает основой для разработки Правительством РФ концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Концепция содержит в себе конкретизацию вариантов социально-экономического развития РФ, описание целей развития РФ, путей и средств их достижения. Кроме того, прогнозирования на долгосрочную перспективу социально-экономического развития совместно с концепцией социально-экономического развития РФ используют при разработке на среднесрочную перспективу прогнозов по социально-экономическому развитию и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Среднесрочная перспектива подразумевает период от трех до пяти лет, ее корректировка проводится ежегодна. Среднесрочное прогнозирование является базой для разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. При подобном прогнозировании обычно отражают [2]:

- оценку итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристику состояния экономики РФ;

- концепцию на среднесрочную перспективу социально-экономического развития Российской Федерации;

- макроэкономическую политику; – различные институциональные преобразования;

- инвестиционную и структурную политику; – аграрную политику; – экологическую политику;

- социальную политику;

- региональную экономическую политику;

- внешнеэкономическую политику.

Краткосрочная перспектива прогнозирования подразумевает ежегодную разработку социально-экономического развития. В ежегодном послании Президента РФ к Федеральному собранию содержится специальный раздел, который посвящен анализу исполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнение указанной программы, где выделяются задачи на предстоящий год. При прогнозировании развития территорий приходится учитывать ряд особенностей, вытекающих из сущности и свойств региональных систем.

Во-первых, регион есть составляющее звено единой национальной системы производительных сил и экономических отношений, его экономика взаимодействует прямыми и обратными производственно-экономическими, ресурсными, научно-техническими, финансово-кредитными связями с народным хозяйством страны [5].

Во-вторых, в регионе осуществляются относительно законченные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, возобновляемых природных ресурсов, основных и оборотных фондов общего пользования, формируются отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции.

В-третьих, здесь происходит непосредственное контактное взаимодействие предприятий с органами государственной и местной власти по многим вопросам хозяйственной и социальной политики, по вопросам обеспечения комплексного и эффективного социально-экономического развития территорий [3].

В-четвертых, региональная экономика менее инерционна, чем экономика страны и более восприимчива к внешним и внутренним изменениям, к ошибкам в управлении. Достаточно, например, в регионе ввести в эксплуатацию крупный производственный объект или, наоборот, остановить его деятельность, как это отразится на отраслевой структуре, на занятости, на транспортно-экономических связях и т.д. Недоучет в прогнозировании некоторых факторов будущего развития также приведет к неправильному измерению социально-экономических параметров, на которых основывается управленческая политика в регионе. Аппарат прогнозных разработок, применяемый для региональных систем, состоит примерно из тех же методов прогнозирования, что используются на макроуровне, но в нем большая роль должна отводиться проверке на адаптивность и верифицированность (достоверность) данных моделей и методов региональным особенностям. К основным методам прогнозирования региональных социально-экономических систем следует отнести методы экстраполяции, методы экспертных оценок и методы моделирования.

 

Заключение

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Разработка государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы содержат анализ ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.

Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная.

 

 

Список использованных источников

1 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2015. - 235 с.

2 Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2014. - 383 c.

3 Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 c.

4 Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 135 c.

5 Никонов, В.А. Государственное управление имеет значение / В.А. Никонов. - М.: МГУ, 2015. - 88 c.

6 Попов В.А. Основы макроэкономического прогнозирования: Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2013. – 176 с.

7 Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А. Дж. Бизнес-программирование: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. – 109 с.

8 Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона // Социально-гуманитарное знание, 2016. - №2. – 150 с.

9 Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. - 2-е изд. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2013. - 352 с.

10 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 365 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: