Автор: учитель-логопед Горемыкина И.Н

Медицинский аспект возникновения дисграфии и дислексии

Современные методы диагностики неврологических заболеваний, приводящих к возникновению речевых нарушений у детей

Автор: учитель-логопед Горемыкина И.Н

 

 

Работая в школе, наблюдая за учащимися, анализируя обследования и содержимое медкарты, я утвердилась во мнении, что речевые нарушения просто так не возникают. Данное патологическое состояние обнаруживается у детей перенесших интранатальные повреждения центральной нервной системы. Это различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития (инфекции матери, недоношенность, щипцовое извлечение плода, несовместимость резус-фактора плода и матери, анемия и заболевания почек беременной и др.) так и во время родов (кесарево сечение, стремительные или затяжные роды, травмы, гипоксия и асфиксия плода) приводят к изменениям структуры головного мозга ребёнка. А иногда эти повреждения вообще не обнаруживаются. Это патологическое состояние часто сочетается с другими нарушениями, как миопия, сколиоз, дисплазия тазобедренного сустава, плоскостопия, аллергодерматозы и др. В дальнейшем неврологи в первый месяц жизни ребёнка диагностируют ПЭП (послеродовую энцефалопатию). Через год диагноз снимается. Этот малыш переводится в разряд практически здорового.

Ребёнок растёт, развивается, неврологическая симптоматика остаётся нераспознанной. Родители теряют бдительность, успокаиваются, а проблемы остаются, обрастают вторичными признаками. В дошкольном возрасте возникают следующие «отголоски» ПЭП, это минимальная дисфункция мозга (чрезмерная утомляемость, возбуждённость или заторможенность, эмоциональная нестабильность, сенсорные, моторные, речевые нарушения, несформированность зрительно-пространственных функций, трудности поведения и обучения). Самое поразительное, что не только родители, но и специалисты начинают считать диагноз ПЭП чуть ли не нормой современности. А последствия ПЭП, как мина замедленного действия, даст о себе знать, то ли это произойдёт в дошкольном возрасте, то ли в школе. Школьный логопед остаётся один на один с этой неврологической проблемой. Ребёнок приходит в школу с «чистой» медицинской картой без неврологического статуса. В этом и заключается сложность ситуации. С одной стороны ребёнка, перенесшего ПЭП, сняли с учёта, а с другой стороны, ему необходимо полное и тщательное обследование и, конечно же, медикаментозное лечение. Как может ученик с характерными признаками мозговой дисфункции быть здоровым?! Ведь при увеличении нагрузки на головной мозг (усвоение знаний в начальной школе, это для ребёнка новый, сложный процесс) происходит сбой во всём организме. Поэтому считаю, что преждевременное снятие с учёта является серьёзной ошибкой, потому что ещё не были сформированы важнейшие функции мозга (чтение и письмо). Лишь неврологи, прошедшие многолетнюю практику в специализированных логопедических садах, так же считаю, что снимать с учёта и оставлять ребёнка без внимания врача в дошкольном и школьном возрасте нельзя.

Какой же отдел мозга более всего страдает при речевых нарушениях? Я бы хотела осветить медицинский аспект проблемы дисграфии и дислексии.

В 1855 году австрийский патологоанатом, профессор Ричард Гешль описал в своих работах статокинетический анализатор, находящийся в верхневисочном отделе головного мозга, который отвечает за аналитико-синтетическую деятельность коркового конца речеслухового центра, по форме напоминающий петлю (см рисунок №1)

В современной медицине эта петля называется Гешля. Учёные-неврологи из Университетского колледжа Лондона, провели исследование и обратили внимание на то, что у людей с недостаточным объёмом белого вещества в петле Гешля, а так же при поражении этого отдела мозга, происходит нарушение акустико-гностических процессов, т.е. торможение синапса (соединение нейронов - контакт между клетками - передача мгновенной информации)

При инранатальном повреждении какого-то участка или участков головного или спинного мозга происходит либо диффузное, либо локальное нарушение работы или его недоразвитие.

Хочу напомнить коллегам, что позвоночные артерии, несущие кислород к головному мозгу, перед входом в череп делают два изгиба под углом 90 градусов (см рисунок №2) и (см. фото№3). Эти изгибы играют роль сифонов (амортизаторов) и немного сглаживают пульсовые толчки крови к головному мозгу. Войдя в череп, позвоночные артерии сливаются в общую базилярную артерию, которая обеспечивает кровоснабжение структуры мозга. Поэтому, при сложных родах или неправильном родовспоможении, даже при минимальном смещении 1-2-ых шейных позвонков происходит церебральное сосудистое нарушение, которое в дальнейшем приводит к дисфункции мозга.

Тщательно обследовав медкарты учащихся, посещающих логопункт (справки о родах, течение беременности, УЗИ головного мозга, допплерографию, энцефалограмму), я пришла к выводу: у всех учеников по тем или иным причинам происходило нарушение ЭЭГ, это были или локальные, или диффузные изменения активности мозга, нарушение работы гипоталамуса, чаще всего ствола мозга и мозжечкового отдела. Иногда дети с акустическими расстройствами и дети с гиперактивностью, нарушениями поведения иногда имеют эпилептиформную или параксигмальную активность в ЭЭГ даже во время сна, (на ЭЭГ обнаруживаются высокоамплитудные, пикообразные разряды с частотой, соответствующей дельта- или тета-ритму. Эти разряды могут быть единичными или в виде серий и регистрируются во всех либо в отдельных отведениях), что может являться показателем нарушения развития (см рис.№4,5). Прошу обратить внимание на рисунке №5 изображены биоритмы (альфа, бета, гамма, дельта и тета и др.) здесь наблюдается дезорганизация всех ритмов и асимметрия биопотенциалов. Это указывает на органическое поражение нервной системы. На рисунке№6 - локальное поражение в левой лобно-височной области, выраженная дизритмия, резидуального (остаточного после ПЭП) генеза, с задержкой формирования основного коркового ритма. При нарушении альфа-бета активности, иногда происходит преобладание тета-ритма с диффузными вкраплениями групп медленных или высоких волн дельта-диапазона. Это указывает на признаки нейрофизиологической незрелости коры головного мозга. Регистрируется дисфункция подкорково-стволовых структур, усиливающаяся на фоне нагрузки с HV.(см рис.№7).

Прошу, обратить внимание на нормальный вариант ЭЭГ (см рис.№8). Здесь все биоритмы симметричны.

Теперь хочу перейти к следующему очень важному обследованию, к допплерографиии (ультразвуковой диагностике сосудов мозга) (рис №9) Это обследование помогает определить характер работы сосудов (гипотонус, гипертонус, сужение, расширение, объём наполнение сосудов кровью) Очень часто при родовом смещении шейных позвонков нарушается венозный отток или недостаточное поступление артериальной крови по сосудам мозга. УЗДГ за реально короткое время позволит получить достоверную информацию.

Третьим исследованием головного мозга является нейросонография. Это обследование даёт возможность увидеть структуру мозга. Чаще всего встречающие патологии УЗИ мозга при речевых нарушениях, это кефалогематома (рис №11), водянка головного мозга или гидроцефалия, а также микроцефалия и наличие кист (рис №10). При гироцефалии возникает гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление). При этом происходит нарушение циркуляции крови, венозный застой в полости черепа и увеличение объёма мозга. Так как свойства мозга носят компенсаторный характер, мягкие ткани мозга увеличиваются в размере, давят на мозговую оболочку, тем самым вызывая у новорождённого психомоторное возбуждение. На чрезмерные крики новорождённого чаще всего никто не обращает внимание. В дошкольном возрасте это патологическое состояние и тем более происходит сглажено. «Головка поболит и перестанет», - говорит мама. Только при поступлении в первый класс, родители замечают повышенную утомляемость, нарушения сна, поведения, снижение памяти, неуспеваемость, головную боль особенно после физической нагрузки.

По моим личным наблюдениям, при первичном обследовании дошкольников и учеников первых классов, с внешними признаками гидроцефалии или остаточными явлениями очень много. Это увеличенный в объёме череп, выраженная венозная сеть на висках и переносице, а также наличие лобного мелкоточечного треугольника.

Главное для учителя-логопеда - собрать все объективные и необъективные результаты обследования, потому что реконвалесценты ПЭП (перенесшие энцефалопатию) нуждаются в индивидуальном педагогическом подходе, и для успешной, динамичной коррекции речевых нарушений необходимо медикаментозное лечение.

 

 

Рисунок №1

ПЕТЛЯ ГЕШЛЯ

 

 

Рисунок №2

Позвоночные артерии

 

 

Рисунок №3

Позвоночные артерии

 

 

Рисунок №4 ЭЭГ вариант эпилептоидной формы без судорог

Рисунок №5 ЭЭГ нарушение всех биоритмов коры

 

Рисунок №6 ЭЭГ с дезорганизацией биоритмов в левой лобно-височной области коры головного мозга

 

Рисунок №7 ЭЭГ с диффузными нарушениями мозга до пробы и с добавлением нагрузки

 

Рисунок №8 Вариант нормы ЭЭГ

Рисунок№9 Допплерография (уэи сосудов шеи и головного мозга)

Рисунок №10 Узи головного мозга.Стрелка указывает на наличие кист.

Рисунок №11 левосторонняя кефалогематома


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: