Вторичные расстройства при нарушении мнестической деятельности

Системным следствием нарушения памяти при повреждениях головного мозга являются вторичные симптомы нарушения всех высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.

Основными вторичными симптомами будут выступать нарушения речи, нарушения программирования контроля и регуляции, нарушение интеллектуальных и других высших психических функций, в которых требуется использование как прошлой, так и текущей информации, необходимой для выполняемой произвольной деятельности, а также низкая обучаемость, нарушение бытовых, социальных и профессиональных навыков.

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПАМЯТИ

Основы российской нейропсихологической реабилитации были заложены Л.С.Выготским и А.Р.Лурия ((Выготский, 2000; Лурия, 1948). Основная идея Л.С.Выготского заключалась в восстановлении нарушенного звена функциональной системы с опорой на ее сохранные звенья, путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи. Он ввел понятия экстериоризации и интериоризации, обозначающие «разворачивание»/«сворачивание» психической функции за счет введения/сокращения дополнительных звеньев функциональной системы. Эта идея лежит в основе концепции нейрореабилитации российской психологической школы.

Методологической основой отечественной нейрореабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966). Применение этой теории в нейрореабилитации подробно изложено в работах Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой (1989; 1993), В.М.Шкловского (2009), Фукалова Ю.А. и Шкловского В.М. (2014) и другими авторами.

 

Ниже приводятся основные направления работы нейропсихолога на втором и третьем этапах реабилитации (Приказ Минздрава России 1705н) при грубых нарушениях памяти, когда больной в результате сформировавшегося амнестического синдрома становится полностью зависимым от помощи и опеки окружающих.

Основные методические приемы и принципы направленного нейропсихологического восстановительного обучения при грубых амнестических синдромах можно объединить в три группы:

1.Формирование нового алгоритма «поиска в памяти».

2.Организация «подсказывающей и напоминающей» окружающей среды и новых стратегий поведения в этой среде.

3.Общие (неспецифические) принципы восстановительного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: