МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ
методические указания студентам очного обучения инженерных специальностей
Балашиха – 2003
Спецстрой Российской Федерации
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ
методические указания студентам очного обучения инженерных специальностей:
291000 Автомобильные дороги и аэродромы
291100 Мосты и транспортные тоннели
290300 Промышленное и гражданское строительство
Балашиха – 2003
Методические указания по дисциплине "Моделирование работы несущих конструкций" включает: подробно изложенные темы курса и литературу. Они имеют целью оказать помощь студенту-очнику в самостоятельном изучении дисциплины.
Составители:
- ктн, майор Балахонов А.В.
- с-т III курса, группы Б-10 Юриков И.В.
Одобрено на заседании кафедры мостов и тоннелей
|
|
"___" __________ 2004 года, протокол №
Рецензент –
I. Содержание:
№ | Наименование темы: | Стр |
Введение. Понятия об автоматизированной системе проектирования транспортных сооружений. | ||
1.1 | Введение. | |
1.2 | Понятие об автоматизированной системе проектирования транспортных сооружений. | |
1.3 | Понятие система и её изменяемость. Модель и её свойства. | |
Моделирование работы несущих конструкций мостов и тоннелей с использованием универсальных и проблемно-ориентированных программных комплексов. | ||
2.1 | Введение. | |
2.2 | Компас-График. Проектирование. Выпуск чертежно- конструкторской документации. | |
2.3 | Пакет программ SCAD Office. | |
2.4 | Автокад (AutoCAD). | |
2.5 | Возможности AutoCAD и других CAD программ. Эффективность САПР. | |
2.6 | Программы по расчету пролётных строений. Программный комплекс “Лира”. | |
2.7 | Программы по расчёту опор и фундаментов. | |
Адаптация стандартного программного обеспечения для решения прикладных инженерных задач. | ||
3.1 | Введение. | |
3.2 | Виды чертежно-конструкторских работ при проектировании транспортных сооружений. | |
3.3 | Виды чертежно-конструкторских работ, выполняемых в ходе строительства. | |
3.4 | Виды прикладных инженерных задач. | |
3.5 | Состав и содержание проектов производства работ. | |
3.6 | Необходимость решения прикладных инженерных задач в ходе проектирования и строительства. | |
Автоматизация чертежно-конструкторских работ с применением графических редакторов и табличных процессоров. | ||
4.1 | Введение в о/с Windows. | |
4.2 | Использование программ Microsoft Office при решении прикладных инженерных задач в ходе проектирования. | |
4.3 | Состав пакета MS Office. | |
4.4 | Понятия о графических редакторах и табличных процессорах. | |
4.5 | Разновидности и порядок использования графических редакторов. | |
Состав вычислительной системы. | ||
5.1 | Введение. | |
5.2 | Аппаратное обеспечение. | |
5.3 | Програмное обеспечение. | |
5.4 | Классификация прикладных программных средств. | |
5.5 | Понятие об информационном и математическом обеспечении вычислительных систем. | |
Литература. |
II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.
|
|
Раздел I.
Введение.
Компьютеризация — один из важнейших рычагов научно-технического прогресса. Так как количество вновь разрабатываемых приборостроительными отраслями промышленности изделий удваивается каждые 15 лет, а их сложность—каждые 10 лет (в отдельных областях техники эти показатели еще выше), требования к срокам и качеству их проектирования непрерывно растут. До последнего времени возникающие проблемы решались в основном за счет постоянного увеличения численности инженерно-технического персонала и частично за счет роста производительности труда проектировщиков. Такой экстенсивный путь развития производительности признан неэффективным. В мире производительность труда за последние 100 лет в производстве возросла в среднем на 100%, а в проектировании—на 20°/о. Внедрение средств вычислительной техники в практику проектирования на системной основе, создание систем автоматизированного проектирования позволяют устранить это противоречие.
Применение математических методов и средств вычислительной техники на всех этапах создания и организации серийного выпуска изделий электронной техники и радиоэлектронной аппаратуры дает значительный экономический эффект. Наибольшая эффективность применения средств вычислительной техники, в первую очередь электронных вычислительных машин (ЭВМ), достигается при системном подходе к решаемой проблеме.
Можно выделить следующие автоматизированные системы, участвующие в общем цикле создания нового изделия и организации его серийного выпуска на предприятиях:
— автоматизированная система научных исследований (АСНИ);
—система автоматизированного проектирования (САПР);
—автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП);
—автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП);
—автоматизированная система управления производством на уровне предприятия (АСУП);
—автоматизированная система управления на уровне объединения (главка), отрасли (АСУ).
Понятия об автоматизированной системе проектирования транспортных сооружений.
Под автоматизацией проектирования понимают применение ЭВМ в процессе проектирования технических объектов. Автоматизация проектирования — одно из главных направлений научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что промышленный потенциал страны определяется не только возможностями массового производства новейших изделий техники, но и возможностями их быстрого проектирования. И если конвейеры для массового производства изделий уже имеются почти во всех отраслях промышленности, то время создания «конвейеров» для массового проектирования новых изделий только наступает. На конвейер должны быть поставлены «умственные движения» высококвалифицированного инженера-проектировщика. Система автоматизированного проектирования по существу является своеобразным конвейером для проектирования соответствующего изделия.
Создание САПР оказывает большое воздействие на развитие всех отраслей промышленности. Практически во всех отраслях народного хозяйства создаются САПР, которые позволят резко поднять производительность проектно-конструкторских работ, быстрее создать новые высококачественные изделия, содействовать росту экономического потенциала страны.
|
|
История создания САПР коротка. Пожалуй, трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы с такой быстротой. В истории САПР можно условно выделить три периода:
1) 1950—1960 гг. — теоретические исследования возможности решения электротехнических и конструкторских задач на ЭВМ и создание первых программ для решения этих задач;
2) 1960—1970 гг. — разработка методов, алгоритмов и программ решения отдельных задач из различных этапов проектирования (составление математических моделей электронных схем, анализ статического и динамического режима их работы, параметрическая оптимизация, статистический анализ и др.);
3) с 1970 г. — разработка САПР, продолжение работ, характеризующих первые два периода.
Основоположниками в создании отечественного САПР стали советские ученые и инженеры И. П. Норенкова, А. И. Петренко, Е. А. Бутакова, Г. К. Горанского, К. Я. Давиденко, Б. Ф. Высоцкого, В. А. Фролова, Б. Н. Деньдобренко, В. Н. Ильина и др.
Автоматизация проектирования занимает особое место среди информационных технологий. Во-первых, автоматизация проектирования — синтетическая дисциплина, ее составными частями являются многие другие современные информационные технологии. Так, техническое обеспечение систем автоматизированного проектирования (САПР) основано на использовании вычислительных сетей и телекоммуникационных технологий, в САПР используются персональные компьютеры и рабочие станции, есть примеры применения мейнфреймов. Математическое обеспечение САПР отличается богатством и разнообразием используемых методов вычислительной математики, статистики, математического программирования, дискретной математики, искусственного интеллекта. Программные комплексы САПР относятся к числу наиболее сложных современных программных систем, основанных на операционных системах Unix, FreeBSD, Windows, языках программирования С, C++, Visual Basic и других, современных CASE-технологиях, реляционных и объектно-ориентированных (визуально – программируемых) системах управления базами данных (СУБД), стандартах открытых систем и обмена данными в компьютерных средах.
|
|
Во-вторых, знание основ автоматизации проектирования и умение работать со средствами САПР требуется практически любому инженеру-разработчику. Компьютерами насыщены проектные подразделения, конструкторские бюро и офисы. Работа конструктора за обычным кульманом, расчеты с помощью логарифмической линейки или оформление отчета на пишущей машинке стали анахронизмом. Предприятия, ведущие разработки без САПР или лишь с малой степенью их использования, оказываются неконкурентоспособными как вследствие больших материальных и временных затрат на проектирование, так и из-за невысокого качества проектов.
Появление первых программ для автоматизации проектирования за рубежом и в СССР относится к началу 60-х гг. Тогда были созданы программы для решения задач строительной механики, анализа электронных схем, проектирования печатных плат. Дальнейшее развитие САПР шло по пути создания аппаратных и программных средств машинной графики, повышения вычислительной эффективности программ моделирования и анализа, расширения областей применения САПР, упрощения пользовательского интерфейса, внедрения в САПР элементов искусственного интеллекта.
К настоящему времени создано большое число программно-методических комплексов для САПР с различными степенью специализации и прикладной ориентацией. В результате автоматизация проектирования стала необходимой составной частью подготовки инженеров разных специальностей, в том числе и в транспортном строительстве; инженер, не владеющий знаниями и не умеющий работать в САПР, не может считаться полноценным специалистом.
Подготовка инженеров разных специальностей в области САПР включает в себя базовую и специальную компоненты. Наиболее общие положения, модели и методики автоматизированного проектирования входят в программу курса, посвященного основам САПР, детальное изучение тех методов и программ, которые специфичны для конкретных специальностей, предусматривается в профильных дисциплинах.