По проведению криминологических исследований

 

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

 

Вначале формируется творческий коллектив (исследовательская группа). В каждой группе должно быть 1-2 курсанта. Исследование представляет собой продукт коллективного творчества, но ради эффективности проводимой работы целесообразно заранее определить ответственных за определенные участки (этапы) исследования: руководитель исследования, ответственные за проведение "полевого" этапа, ответственные за компьютерное обеспечение.

Работа непосредственно над исследованием начинается с выбора темы. Исходя из предметного поля криминологии, выбор темы может быть осуществлен по следующим направлениям:

1) преступность, отдельные виды преступлений (состояние, динамика, структура);

2) личность преступника;

3) криминогенные факторы;

4) предупреждение преступности;

 

После определения темы создается программа исследования.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Тема:

Пример: "Эффективность работы луганской милиции"

 

Руководитель группы:

Состав группы:

 

1. Методология исследования

 

1.1. Проблема исследования

-Сформулировать проблему как противоречие между сущим и должным.

Пример: "Проблемой исследования является противоречие между требованиями общества к работе милиции, отраженными в нормативно-правовых актах, с одной стороны, и реальной практикой правоохранительной деятельности, с другой стороны"..

-Обосновать актуальность темы исследования, описать негативные последствия развития обозначенного противоречия.

Пример: "Об актуальности темы свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ о различных нарушениях сотрудников милиции, о недостатках в борьбе с преступностью, о необходимости реформирования системы МВД. Так, например... (приводится пример резонансной публикации). При дальнейшем развитии противоречия, зафиксированного в качестве проблемы исследования, можно прогнозировать продолжение снижения авторитета милиции, поддержки ее деятельности населением, что значительно затруднит решение задач, поставленных перед МВД".

 

- Охарактеризовать разработанность проблемы в научной литературе. Определить, какая из криминологических теорий является методологической базой для проведения исследования. Рекомендуется использовать статьи из научных журналов, материалы конференций и т.п.

Пример: "Проблема эффективности работы милиции постоянно находится в центре внимания как юристов (см., напр.: Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М.. 1995; Наукові розробки Академії - вдосконаленню практичної діяльності та підготовки кадрів органів внутрішніх справ. - К., 1994 и др.) так и социологов (Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел //Социс. - 1999. - №9; Мазаев Ю.Н. Как изменяется отношение населения к милиции //Социс. - 1997. - № 11).Вместе с тем, в связи с реформированием украинской милиции эта тема требует своего дальнейшего развития, особенно с учетом того, что главным критерием оценки деятельности милиции становится общественное мнение.

Методологической базой для проведения исследования является концепция канадского ученого М.Кассона "Стратегический вираж в прикладной криминологии" (см.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М., 1997), раскрывающая основные принципы реформирования полиции"

 

1.2. Цель исследования

Изучение обозначенного противоречия (проблемы) и выработка рекомендаций по его смягчению.

 

1.3. Задачи исследования

n Создать "идеальный тип" изучаемого явления (описание того, как должно быть).

n Подобрать экспертов, компетентных в изучаемой проблеме.

n Изучить мнение экспертов о реальном положении дел.

n Измерить и описать глубину противоречия между тем, как оно должно быть, и тем, как оно есть на самом деле.

n Разработать практические рекомендации по смягчению изучаемого противоречия.

 

1.4. Объект исследования

Совокупность индивидов, являющихся компетентными в исследуемой проблеме (юристы, работники ОВД, специалисты различных отраслей, имеющих отношение к проблеме). Количество экспертов, привлекаемых к курсантским исследованиям, должно быть не меньше десяти на каждого члена исследовательской группы (всего - 40-60 чел.).

Пример: "Исходя из темы, цели и задач исследования компетентными в проблеме эффективности работы милиции, на наш взгляд, являются журналисты г. Луганска, отражающие в своих публикациях различные аспекты деятельности органов внутренних дел"

 

Выбор независимых переменных: определить, какие характеристики экспертов (пол, возраст, образование, должность, стаж работы, характер деятельности и т.д.) могут использоваться для объяснения их мнения.

Пример: "Главными характеристиками журналистов, в соответствии которыми формируется группа экспертов, являются: статус СМИ и возраст.

В соответствии со статусом СМИ предполагается образовать две равные группы: а) журналисты, работающие в государственных печатных органах (в т.ч. и сотрудники Центра общественных связей УМВД); б) журналисты из негосударственных печатных органов.

По признаку возраста предполагается выделить среди экспертов три примерно равные подгруппы а) молодых журналистов (20-30 лет), б) журналистов среднего возраста (30-45 лет), журналистов старшего возраста (свыше 45 лет)."

 

1.5. Предмет исследования

Мнение экспертов о проблеме

 

1.6. Логический анализ предмета исследования

1.6.1. Определение основных понятий - выбрать 3-4 понятия, наиболее характеризующих проблему исследования;

Пример: "милиция", "задачи милиции", "эффективность"

 

1.6.2. Интерпретация основных понятий - дать развернутые определения основных понятий (со ссылкой на источник);

Пример: "Милиция - государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств (Закон Украины о милиции, ст.1)".

"Задачи милиции - обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предотвращение правонарушений; охрана и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий и т.д. (Закон Украины о милиции, ст. 2)".

"Эффективность" - достижение определенного эффекта, нужного результата, действенность (Краткий словарь иностранных слов. - М., 1968. - С. 383)."

 

1.6.3. Операционализация понятий - разложение развернутых определений на более простые и однозначные термины.

Пример: "Милиция – орган исполнительной власти, защита жизни и здоровья, защита прав и свобод, защита законных интересов, защита собственности, защита природной среды, защита интересов общества и государства, противоправные посягательства.

Задачи милиции – обеспечение личной безопасности, предотвращение правонарушений, охрана и обеспечение общественного порядка, раскрытие преступлений, розыск преступников, обеспечение безопасности дорожного движения, исполнение наказаний.

Эффективность – эффект, результат, действенность"

 

1.6.4. Определение зависимых переменных - какие термины могут быть использованы для изучения мнения экспертов.

Пример: "В соответствии с целью исследования в качестве зависимых переменных могут быть использованы термины "защита жизни и здоровья", "защита прав и свобод", "защита законных интересов", "защита собственности", "защита интересов общества и государства", " противоправные посягательства", "обеспечение личной безопасности", " предотвращение правонарушений", " охрана и обеспечение общественного порядка","раскрытие преступлений", "розыск преступников"," обеспечение безопасности дорожного движения", "исполнение наказаний", "эффект", "результат", "действенность".

 

1.7. Гипотезы исследования - предположения о результатах исследования, сформулированные как связи между переменными.

1.7.1. Описательная гипотеза - предположение о том, что думают эксперты о проблеме в целом, о ее актуальности и масштабах; от каких характеристик экспертов (независимые переменные) зависит их точка зрения (зависимые переменные).

Пример: "Большинство экспертов считает, что эффективность работы милиции не соответствует ожиданиям общества. Наиболее низко оценивают работу милиции журналисты младшего возраста и представители негосударственных СМИ".

 

1.7.2. Обосновывающая гипотеза - предположение о том, каковы, по мнению экспертов, причины исследуемой проблемы; как влияют на их мнение независимые переменные;

Пример: "Большинство экспертов считают основными причинами низкой эффективности работы милиции ухудшение материального положения сотрудников милиции и слабый контроль за работой милиции. Первая позиция преобладает среди журналистов старшего возраста и представителей государственных средств массовой информации, вторая – среди молодых журналистов и представителей негосударственных СМИ".

 

1.7.3. Конструктивная гипотеза - предположение о том, каким видят эксперты решение исследуемой проблемы; как влияют на их мнение независимые переменные.

Пример: "Большинство экспертов считают, что повышения эффективности работы милиции можно достичь за счет улучшения материального положения работников милиции и усиления контроля за работой милиции. Первая позиция преобладает среди журналистов старшего возраста и представителей государственных средств массовой информации, вторая – среди молодых журналистов и представителей негосударственных СМИ".

 

 

2. Методика исследования

 

Характеристика методического инструментария - какие вопросы анкеты подготовлены для верификации (проверки истинности) каждой из гипотез (не менее трех вопросов по каждой гипотезе).

Пример: "Для верификации описательной гипотезы подготовлены следующие вопросы:

1. Как Вы оцениваете эффективность работы милиции в настоящее время?

1 – милиция полностью справляется с возложенными на нее функциями

2 – скорее справляется, чем не справляется

3 – скорее не справляется, чем справляется

4 – полностью не справляется

5 – затрудняюсь ответить

2. Какую из своих задач милиция выполняет лучше всего?

1 - обеспечение личной безопасности

2 - предотвращение правонарушений

3 - охрана и обеспечение общественного порядка

4 - раскрытие преступлений

5 - розыск преступников

6 - обеспечение безопасности дорожного движения

7 - исполнение наказаний

8 – затрудняюсь ответить

3. Как изменится эффективность работы милиции через два года при сохранении нынешних условий ее деятельности?

1- значительно повысится

2- несколько повысится

3- останется без изменений

4- несколько снизится

5- значительно снизится

6- затрудняюсь ответить

Для верификации обосновывающей гипотезы подготовлены следующие вопросы:

4. Что, по Вашему мнению, в наибольшей степени влияет на эффективность работы милиции?

1 – техническая оснащенность

2 – воспитательная работа в милиции

3 – контроль за сотрудниками милиции

4 – заработная плата сотрудников милиции

5 – отбор сотрудников милиции

6 – другое:

7 – затрудняюсь ответить

5. Насколько зависит эффективность работы милиции от общественного мнения населения?

1 – полностью зависит

2 – в основном зависит

3 – в основном не зависит

4 – полностью не зависит

5 – затрудняюсь ответить

6. Насколько зависит эффективность работы милиции от взаимодействия с местной властью?

1 – полностью зависит

2 – в основном зависит

3 – в основном не зависит

4 – полностью не зависит

5 – затрудняюсь ответить

 

 

Для верификации конструктивной гипотезы подготовлены следующие вопросы:

7. Знакомы ли Вы с содержанием предстоящего реформирования украинской милиции?

1 – да, знаком полностью

2 - да, знаком в общих чертах

3 - имею самые смутные представления

2 - нет

8. Повлияет ли реформирование украинской милиции на повышение эффективности ее деятельности?

1 – да

2 – скорее да, чем нет

3 – скорее нет, чем да

4 – нет

5 – затрудняюсь ответить

9. Какая конкретная мера более всего может способствовать улучшению работы милиции?

1 – повышение уровня технической оснащенности

2 – улучшение воспитательной работы в милиции

3 – усиление контроля за сотрудниками милиции

4 – повышение заработной платы сотрудникам милиции

5 – улучшение отбора сотрудников милиции

6 – другое:

7 – затрудняюсь ответить

Для анализа связей между переменными подготовлены следующие вопросы:

10. Статус эксперта

1 – сотрудник негосударственного СМИ

2 – сотрудник государственного СМИ

11. Возраст

1 – 20-29 лет

2 – 30-45 лет

3 – свыше 45 лет

 

3. Примерный план проведения исследования

Содержание работы Сроки Ответственные (фамилии)
1. Разработка программы исследования   23 марта - 5 апреля  
1.1 Формулировка и обоснование проблемы; цели, задачи, объект и предмет исследования 23-26 марта  
1.2 Логический анализ предмета исследования 27-30 марта  
1.3 Выработка гипотез 31 марта - 1 апреля  
1.4 Разработка анкеты 2-3 апреля  
1.5 Письменное оформление программы 4-5 апреля  
2. Опрос экспертов 10-25 апреля  
3. Обработка и анализ данных 26 апреля - 5 мая  
3.1 Составление таблиц 6 - 10 мая  
3.2 Качественный анализ данных 11 - 15 мая  
3.3 Подготовка аналитического отчета 16 - 21 мая  
3.3 Компьютерное оформление 22 - 29 мая  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: