Методика проведения производственной гимнастики с учётом заданных условий и характера труда

Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления. Производственная гимнастика включает в себя следующие основные формы: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха. Эти виды производственной гимнастики могут ежедневно компенсировать до 20% суточного объёма двигательной активности.

Вводная гимнастика заключается в выполнении комплекса физических упражнений, систематически выполняемых непосредственно перед началом рабочего дня. Основная цель вводной гимнастики – ускорение процесса врабатывания, обеспечения быстрого «вхождения» в ритм рабочег8о процесса, улучшения жизнедеятельности организма. Продолжительность вводной гимнастики – 5-7 минут.

Физкультурная пауза состоит из упражнений, составленных с учётом особенностей конкретного вида трудовой деятельности. Цель физкультурных пауз (активного отдыха) – на короткое время изменить характер выполняемой деятельности и за счёт этого обеспечить поддержание определённого уровня работоспособности. В процессе деятельности при любом виде труда происходит постепенное нарастание чувства усталости и появляется естественная потребность в своевременном отдыхе. В условиях недостаточной двигательной активности эффективным средством отдыха является активный отдых в виде физкультурных пауз и физкультурных минут. Продолжительность физкультурных пауз – 5-10 минут.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это индивидуальная форма кратковременной физкультурной паузы для локального воздействия на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин непосредственно на рабочем месте.

При практическом проведении работ по профилактике утомления, стрессовых состояний в течение рабочего дня целесообразно в содержание вводной гимнастики включать физические упражнения, сходные по структуре, темпу и ритму с профессиональными трудовыми движениями. В этом случае вводная гимнастика готовит нервно-мышечный аппарат и создаёт оптимальное функциональное состояние к выполнению предстоящей работы (так же, как и в спортивной разминке). В комплекс вводной гимнастики включаются упражнения как общего, так и специального воздействия на функции, которые непосредственно участвуют в рабочем процессе.

Физкультурные паузы или физкультурные минутки проводятся на рабочих местах или поблизости с ними 3-4 раза в течение рабочего дня, продолжительностью 1-3 минуты. Упражнения, выполняемые во время физкультурной паузы, определяются самостоятельно в зависимости от ощущений тех или иных признаков утомления или организованно, по графику, в специально оборудованной комнате активного отдыха или кабинете психологической нагрузки.

Зная особенности профессионального труда, можно в каждом конкретном случае подобрать нужные комплексы упражнений. Необходимо также учитывать возраст, пол, состояние здоровья и физическое развитие, чтобы выбранные упражнения соответствовали возможностям работников.

Для большинства профессий полезны упражнения, укрепляющие мышцы туловища, рук, ног; потягивания; упражнения, сохраняющие и развивающие гибкость, улучшающие осанку, укрепляющие сердечно-сосудистую систему и улучшающие дыхательные функции, совершенствующие координацию движений, оказывающие комбинированное воздействие.

Комплексы упражнений могут видоизменяться и дополняться. К примеру, для работников, профессия некоторых связана с вынужденным длительным пребыванием в согнутом положении, необходимы упражнения, выпрямляющие позвоночник и укрепляющие мышцы спины. При работе сидя, чтобы предупредить застойные явления в крови в органах брюшной полости, таза и в ногах, выполняют упражнения для ног и туловища. Работа стоя влечёт не только застой крови в сосудах ног, но и утомление мышц. Эффективный отдых обеспечит в этом случае упражнения на расслабление, особенно при выполнении статистической работы. Рекомендуется также и упражнения, улучшающие кровообращение. При работе, связанной со значительной двигательной активностью при выполнении различных производственных операций, важное значение имеют упражнения на координацию движений, на расслабление мускулатуры, потягивание. При умственном труде, характеризующимся большим нервным напряжением и малой двигательной активностью, нужно включать упражнения, в которых занято возможно большее количество мышечных групп.

Напомним, что упражнения должны подбираться таким образом, чтобы в них участвовали главным образом мышцы, обычно не вовлекаемые в трудовой процесс.

Комплексы физических упражнений необходимо периодически разнообразить, занятия проводить в том темпе, в котором выполняются рабочие движения, или несколько быстрее, чтобы стимулировать включение в рабочую деятельность. Это особенно важно при монотонной работе – разнообразие в этом случае просто необходимо.

В результате студенты должны знать сущность производственной гимнастики, содержание ее зависимости от условий и характера труда; составить и провести производственную гимнастику, учитывая особенности трудовой деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Содержание, цели и задачи ППФП.

2. Средства и методы реализации ППФП в процессе занятий физической культурой и спортом во вне учебное время.

3. Какое значение имеют профессионально важные качества в подборе элементов ППФП?

3. Изложите методику и назовите средства развития одного из важных прикладных навыков или психофизических качеств.

4. Для чего необходима производственная гимнастика?

5. Когда и каким образом включают производственную гимнастику в режим труда?

6. Каким образом при проведении производственной гимнастики учитываются характер и условия труда?

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Анищенко В.С. Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2000.

2. Белов В.И. Жизнь без лекарств. - М.:КСП; СПб: ТОО "Респекс", 1995.

3. Бенджамин Г. Хорошее зрение - без очков. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

5. Гильмор Г. Бег ради жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

6. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

7. Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

8. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. – М.: Советский спорт, 1990.

9. Дубровский В.И. Движение для здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

10. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

11. Дударев И.Л., Путивльский И.И. Тренируйся сам. - Киев: Здоровье, 1996.

12. Журавлёва А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. Руководство. – М.: Медицина, 1993.

13. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО Аспект пресс, 1995.

14. Ильинич В.И. Физическая культура студентов: Учебник - М.: Изд-во Гардарики, 1999.

15. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А. Маслякова и В.С. Матяжова - М.: Высшая школа, 1991.

16. Официальные правила баскетбола ФИБА 1994-1998 гг. – М.: КМПФ «Эра», 1994.

17. Плавание. Правила соревнований. Под ред. З.П. Фирсова. - М.:1982.

18. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

19. Спортивные игры. Учебное пособие под ред. Клещева Ю.Н. – М.: Высшая школа, 1980.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение3 Методика эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание)

 

4 Методика составления индивидуальных программ и проведение простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью (медленный бег, прогулка на лыжах, плавание и др.)

 

 

14 Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции

 

25 Методика корригирующей гимнастики для глаз

Основы методики самомассажа32

38 Методы оценки и коррекции осанки и телосложения46 Методы самоконтроля здоровья, физического развития и функционального состояния организма (стандарты, индексы, функциональные пробы)

 

53 Методика проведения учебно-тренировочного занятия62 Основы методики организации судейства по избранному виду спорта

66 Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной подготовки

74Литература 79

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: