double arrow

Экспериментальный метод в психологии.

3

Эксперимент (Бехтерев) –один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные.

Эксперимент (Дружинин) –совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.

Эксперимент (Кэмбелл) – та часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.

Цель любого исследования – подтвердить предположение. Основная цель эксперимента – построение такой исследовательской ситуации, в которой становятся доступными для объективного изучения особенности внутренних психических явлений.

Общая принципиальная схема эксперимента.

1.Социальная потребность

2. Изучение существующего опыта




3. Гипотеза

4. Определение задач, переменных, предмета, сбор данных

5. Опровержение или подтверждение гипотезы.

При опровержении гипотезы – ее изменение

Экспериментальные переменные.

Переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены.

Независимая переменная НП – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор, активно изменяемая исследователем переменная.

Зависимая переменная ЗП – фактор, изменение которого обусловлено действием НП.

НП включает:

1. Характеристики заданий – то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно.

2. Особенности ситуаций – относятся те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

3. Состояние испытуемого (физические, химические, психологические. биологические признаки, возраст, пол, статус).

В качестве ЗП выступают параметры вербального и невербального поведения (число ошибок, время, затраченное на выполнение задания). Выбор параметра определяется экспериментальной гипотезой. Исследователь должен добиться того, чтобы ЗП была операционализирована – поддаваться регистрации в ходе эксперимента.

Преимущества эксперимента:

1. Наиболее рациональный метод – ориентирован на выделение интересующего феномена и на контроль над его динамикой в специально созданных условиях.

2. Возможности измерений динамики феномена.

3. Возможности использования количественных мер в анализе данных.



4. Возможности использования статистически методов ( элементы статистики позволяют находить более устойчивую базу для объяснения данных и выдвижения новых гипотез).

5. Единственный метод, который может быть воспроизведен, повторен. Повторение действия помогает уточнить эффект, получить новые данные.

Недостатки эксперимента:

1. Искусственность – побуждает к активности механизмы психики, которые могут не входить в предмет исследователя, но влияют на предмет.

2. Опосредованность – в качестве средства выбирается модель естественных условий, которая побуждает к активности феномены, о наличии которых экспериментатор может не знать.

3. Аналитичность (умозрительность) – изучается модель.

4. Наличие экспериментатора.



3




Сейчас читают про: