double arrow

Разновидности эксперимента.

4

Разделение типов экспериментов на естественные и лабораторные основывается на оценке соответствия заданных в экспериментальной модели НП,ЗП, и дополнительной переменной тем реальным ситуациям жизнедеятельности, на которые предполагается переносить обобщения. Экспериментально заданные переменные могут соответствовать также теоретическим конструктам, согласно которым предполагаемая теоретическая закономерность операционализируется в конкретных методических процедурах проведения эксперимента.

1. Естественный – максимально приближен к естественным условиям, синтез эксперимента и наблюдения:

1.1. полевой – условия максимально приближены к естественным; испытуемые не осознают эксперимент

1.2. квазиэксперимент (социально-психологический) – близок к условиям полевого эксперимента, но экспериментатор не оказывает никакого воздействия, он замеряет реакции после воздействия естественных стимулов.

1.3. корреляционный – изучение тесноты связи признаков. Когда говорим о корреляции, говорим о взаимообразных связях. Но никогда не говорим о причинно-следственных связях.

1.4. психолого-педагогический (формирующий) – в качестве переменных – педагогические взаимодействия; в качестве реакций – эффекты от педагогического взаимодействия. Задача – формирование, развитие каких-либо функций.

2. Лабораторный:

2.1. аппаратурный

2.2. бланковый.

Естественный эксперимент.

Эксперимент, проводимый в условиях обычной жизни испытуемых. Характеризуется высоким уровнем экологической валидности и низким уровнем внутренней валидности.

Лабораторный эксперимент.

Проводятся в специально созданных лабораторных условиях. Репрезентируемая экспериментальная модель – теоретическая модель или реальная ситуация, соответствующая реальным формам регуляции психической деятельности.

Квазиэксперимент.

Эксперимент в психологии занимает место некой идеальной точки отсчета, позволяющей оценивать приближающиеся к нему методы с точки зрения отклонения от его нормативов. В реальной практике психологических исследований больше таких, которые лишь сходны с ним, а именно: реализуется экспериментальный подход, но отсутствует полный экспериментальный контроль переменных.

Требования к организации эксперимента.

Эксперимент – средство проверки причинно – следственных связей.

v Требования к экспериментатору:

1. экспериментатор должен минимизировать свое присутствие в эксперименте (снизить степень своего влияния на испытуемого).

2. приверженность гипотезам:

- использовать специальные процедуры для подбора испытуемых, в которых влияние экспериментатора максимально снижено

3. экспериментатор должен быть в поле периферического зрения испытуемого полностью нейтрализовать мимическую маску

4. эксперимент нужно максимально автоматизировать, снимая влияние экспериментатора.

5. использование плана действий во времени и пространстве.

v Требования к испытуемым:

1. Любой экспериментальный опыт испытуемого искажает информацию

2. мотивирование испытуемого

3. момент обратной связи с испытуемым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: