Методические указания. 1. Россия в годы I мировой войны

 

1. Россия в годы I мировой войны. Первая мировая война началась 19 июля

(1 августа) 1914 г. Начавшаяся как европейская, война превратилась в мировую. В ней участвовало 38 государств с населением в 1,5 млрд. чел. В армии было мобилизовано 74 млн. чел. Война продолжалась 4 года, 3 месяца и 10 дней. Погибло в ней более 10 млн. чел., 20 млн. – искалечено. Лишь прямые военные расходы стран-участниц войны составили 208 млрд. долларов, превысив в десять раз затраты мирового сообщества на ведение войн с 1793 по 1907 гг. Таков ее итог.

Что же привело человечество к этой войне? Необходимо четко представлять себе причины войны и поводы, приведшие к войне.

Проанализируйте экономическое развитие Англии, Франции, России, Германии, США, Японии, Австро-Венгрии в начале ХХ века. Вспомните о колониальных владениях этих государств. Назовите цели и задачи этих держав в войне. Далее расскажите об образовании двух враждебных блоков - Тройственного союза (впоследствии Четверного) и Антанты. Какие государства в них входили?

К войне подталкивали и глубокие политические кризисы внутри самих государств, и буржуазно-демократические революции начала века: в России, Персии, Турции, Китае, Мексике. Назовите время свершения и итоги этих революций.

Конкретным поводом к войне послужило национально-освободительное движение славян против австрийского владычества. Расскажите об убийстве в Сараево сербскими националистами наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и о вступлении в войну европейских государств.

Уяснив причины и поводы к войне, необходимо уяснить характер этой войны, чтобы понять отношение к ней различных политических партий России. Расскажите, как определял характер войны правящий блок либерально-консервативных партий Запада (Франции, Англии, США). Какова была точка зрения Германии и Австро-Венгрии по этому же вопросу? В чем заключалась официальная точка зрения России? Далее следует остановиться на точке зрения на характер войны, высказанной В.И.Лениным. Почему Ленин характеризует эту войну как несправедливую, захватническую, империалистическую?

Уяснив характер войны, следует показать отношение к войне различных политических партий в России.

По ходу боевых действий I мировую войну делят на три периода: 1914-1915 гг. – маневренный, 1916-1917 гг. – позиционный; 1918 г. – заключительный. Остановитесь кратко на этих периодах, назовите главные сражения.

Особое внимание следует уделить экономическому положению нашей страны в годы войны. Покажите, что война привела к глубокому экономическому и политическому кризису в России. Расскажите о положении на транспорте, в сельском хозяйстве, в промышленности. Обратите внимание на состояние финансовой системы и на положение трудящихся масс. Особенно опасным проявлением нарастающего кризиса стал продовольственный вопрос. В ноябре 1916 г. правительство приняло постановление о введении с января 1917 г. принудительной хлебной разверстки. Что предусматривала эта разверстка?

Экономический кризис в стране вызвал политический кризис, что нашло свое выражение в усилившихся противоречиях между царским правительством и русской буржуазией.

Расскажите об образовании и деятельности во многих регионах страны военно-промышленных комитетов (ВПК) и о деятельности правительства, стремящегося сохранить за собой рычаги управления экономикой в период войны. В Государственной Думе из либерально настроенных представителей буржуазии и помещиков был создан оппозиционный «Прогрессивный блок». Навзовите требования этого блока.

Другим проявлением политического кризиса было мощное стихийное выступление народных масс против ужасов войны, голода и политики царской власти. Приведите примеры стачечного и забастовочного движения трудящихся масс.

 

2. Россия в 1917 г. Февральская революция и развитие революционного процесса.

Приступая к рассмотрению вопроса, охарактеризуйте развитие революционного процесса в России и укажите его особенности.

Началом революции принято считать 23 февраля (8 марта) 1917 г. Расскажите о событиях с 23 по 28 февраля в Петрограде. Утром 28 февраля министры последнего царского правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Этот день вошел в историю как день победы буржуазно-демократической революции в России.

Проанализируйте причины быстрой победы Февральской революции. Определите ее характер. Особенностью революции явилось возникновение после ее победы двоевластия.

Вспомните, когда и как был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Представители каких политических партий вошли в его состав? Каковы были мероприятия этого органа власти с 28 февраля по 2 марта 1917 г. до сформирования Временного правительства? Интересы каких слоев населения России выражал Петроградский Совет?

Далее необходимо рассмотреть, каким образом и почему было сформировано Временное буржуазное правительство, когда уже существовал орган власти в лице Петроградского Совета.

Назовите состав Временного правительства, охарактеризуйте его программу. Проанализируйте социально-экономическую, национальную и внешнюю политику этого правительства.

Рассмотрите события с апреля по июль, а также с июля по сентябрь 1917 г. Обратите внимание на апрельский и последующие кризисы Временного правительства. Расскажите о работе I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и о событиях во время работы съезда и после него.

Рубежом в развитии революции, ознаменовавшим наступление ее нового этапа, стали события 3-4 июля в Петрограде. Покажите, что изменилось в политической обстановке. Что заставило В.И.Ленина заявить об установлении бонапартистского режима после июльских событий?

Расскажите о попытке установления в стране военной диктатуры генерала Корнилова и о разгроме корниловского мятежа. Далее проанализируйте обстановку в стране после корниловского мятежа, при этом особое внимание обратите на рост популярности большевистской партии и ее лозунгов. Об этом свидетельствует и большевизация Советов, и численный рост партии большевиков, и многочисленные стачки, проходившие в сентябре 1917 г. Остановитесь на большевистской программе борьбы с экономической катастрофой, которая грозила России. Выход из кризиса большевики видели в революции, которая дала бы власть рабочим и беднейшим крестьянам.

Рассмотрев вопрос о попытке Временного правительства решить вопрос о власти с помощью Демократического совещания и Предпарламента, основное внимание уделите подготовке и проведению вооруженного восстания в Петрограде, в результате которого Временное правительство было арестовано, а власть перешла к Советам, большинство в которых составляли большевики.

25 октября в 22 часа 40 мин. в Смольном открылся II съезд Советов. Съезд принял большевистские Декрет о мире, Декрет о земле и решил вопрос о власти. Расскажите о работе II съезда Советов и принятых им документах.

В заключение сделайте выводы, почему победили большевики и как отразились события октября 1917 г. на судьбе России. Могла ли пойти Россия в 1917 г. по либерально-демократическому пути развития? Поскольку в настоящее время в исторической литературе возникла дискуссия относительно событий, происшедших в октябре 1917 г., постарайтесь показать свое отношение к этому. Октябрьские события 1917 г. были большевистским переворотом или социалистической революцией?

 

3. Октябрьская революция и становление Советской власти. Обдумывая вопрос о становлении Советской власти в послеоктябрьский период, рассмотрите события с 25 октября 1917 до лета 1918 г. Основными событиями этого периода были:

1) Созыв и роспуск Учредительного собрания. Расскажите об истории созыва Учредительного собрания, проанализируйте итоги выборов в него, рассмотрите первое и последнее заседания собрания с 5 по 6 января 1918 г. Какие вопросы ставились и каким образом обсуждались на этом заседании, как и почему оно было распущено? Какова дальнейшая судьба этого органа с января по декабрь 1918 г.? Что стало с членами Учредительного собрания и его председателем В.Н.Черновым?

2) Два кризиса советского правительства – СНК (Совета Народных Комиссаров). Первый кризис был связан с выступлением Викжеля (Всероссийский профсоюз железнодорожников), который потребовал создать так называемое однородное социалистическое правительство из представителей всех «советских партий», упразднив ВЦИК (Всероссийский Исполнительный Комитет) и СНК и сформировав «Народный Совет», на пост председателя которого выдвинул одного из руководителей эсеров – Н.Авксентьева или В.Чернова. (Проанализируйте причины выступления Викжеля. Каким образом большевикам удалось преодолеть кризис власти осенью 1917 г.?).

Второй кризис с СНК произошел по вопросу о заключении Брестского мира с Германией. В знак протеста против его ратификации часть членов СНК заявила об уходе с руководящих постов. (Остановитесь подробнее на этом вопросе. Проанализируйте основные положения Декрета о мире и первые шаги советского правительства по его осуществлению).

Далее остановитесь на российско-германских переговорах и на позиции Германии в этом вопросе, на требованиях германской стороны. Поскольку Германия требовала отторжения от России огромной территории площадью свыше 150 тыс. кв. км, а также выплаты большой контрибуции в размере 3 млрд. рублей, в ЦК партии большевиков развернулась острая борьба по вопросу о мире. По сути, выявились три основные позиции. В чем заключалась каждая из них, каковы различия? Далее вспомните, как был заключен Брестский мир, на каких новых условиях и как он был ратифицирован? Объясните, почему большевики во главе с В.И.Лениным, несмотря на столь тяжелые условия, пошли на заключение сепаратного мира с Германией?

3) Ведущей тенденцией исторических событий в эти месяцы стало триумфальное шествие Советской власти, которая с октября 1917 по март 1918 г. установилась на всей территории бывшей царской России – от Прибалтики до Дальнего Востока (за исключением территорий, окупированных германскими войсками). Проанализируйте эту тенденцию.

4) Уже с первых дней существования новой власти начались преобразования в государственной и экономической сферах.

Рассмотрите, какие преобразования были проведены в государственной сфере, что было осуществлено в экономической области. Особое внимание необходимо уделить аграрной политике большевиков в этот период. Рассмотрите, как претворялся в жизнь Декрет о земле. Почему в мае 1918 г. возник продовольственный кризис? Почему для преодоления этого кризиса была введена продовольственная диктатура? В чем ее сущность? Проанализируйте декреты ВЦИК от 13 мая и 27 мая 1918 г. Исключительно большое значение для борьбы за хлеб имел декрет об организации

комбедов и снабжения деревенской бедноты от 11 июня 1918 г. Охарактеризуйте деятельность комбедов.

4-6 июля 1918 г. в Москве работал V Всероссийский съезд Советов, который обобщил социально-экономические преобразования, проведенные с октября 1917 г., и принял первую Конституцию РСФСР, которая явилась важным шагом к окончательному упрочению Советской власти.

 

4. Гражданская война и военная интервенция. Причины и итоги. Продумайте вопрос о гражданской войне и иностранной военной интервенции в Советской России. Проанализируйте причины, приведшие к классовому столкновению после октябрьского переворота, а также итоги войны.

Летом 1918 г. в стране началась гражданская война. Необходимо четко понимать, что гражданская война фактически охватила всю страну. Ей присущи огромные масштабы военных и политических действий. Кровавая борьба шла и на фронте, и в тылу.

Особенностью гражданской войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией держав Антанты. Именно она выступила главным фактором затягивания и обострения гражданской войны.

В чем причины военного вмешательства западных держав во внутренние дела в России? При изучении истории гражданской войны и интервенции необходимо выделить основные этапы. Таких этапов можно выделить четыре:

1 этап: май – ноябрь 1918 г.; 2 этап: ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.;

3 этап: март 1919 г. – весна 1920 г.; 4 этап: весна 1920 г. – ноябрь 1920 г.

Охарактеризуйте эти этапы, выделите особенности каждого из них. Расскажите об основных событиях каждого этапа.

Каковы были причины гражданской войны? Здесь уместно показать позицию контрреволюции в лице меньшевиков, эсеров, белогвардейцев, зажиточного казачества, а также серьезные просчеты Советского правительства по осуществлению социалистических преобразований и предотвращению классовой борьбы в деревне.

Расскажите о мероприятиях Советской власти по мобилизации всех сил и средств для борьбы с интервенцией и контрреволюцией. Особое внимание уделите политике «военного коммунизма». Раскройте суть этой политики.

Наряду с политикой Советской власти проанализируйте политику белых правительств – Колчака, Деникина, Врангеля и др.

В заключение необходимо показать итоги гражданской войны. Почему в гражданской войне победу одержало советское правительство, советская власть?

 

Обратите внимание на следующие понятия: Временное правительство, декрет, двоевластие, Военно-промышленный комитет, Прогрессивный блок, переворот.

 

Семинар 10

 

Тема: Советское общество в 20-е годы ХХ века.

 

План

1. Международная ситуация и внутренняя обстановка в Советской России к началу

1920-х годов.

2. Новая экономическая политика: сущность, цели и перспективы. Противоречивый

характер развития страны в условиях НЭПа.

3. Политическая борьба в 1920-е годы. Формирование однопартийного политичес-

кого режима.

4. Национально-государственное строительство. Образование СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: