Практическое задание № 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра управления организацией

 

Психология

 

Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентами ФБФО всех специальностей, изучающих дисциплину «Психология»

 

 

Авторы-составители: Осипова Л. В., Чернякевич Е.Ю.

 

 

Санкт – Петербург

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с учебными планами и адресованы студентам ФБФО. Они предназначены для помощи студентам в самостоятельном освоении соответствующих разделов дисциплины «Психология». Самостоятельная работа студентов по этой дисциплине включает 55 часов, в том числе выполнение контрольной работы и подготовка к зачету.

В данных методических указаниях студентам предлагается ряд тем для самостоятельного освоения, эти темы можно выбирать по своему усмотрению. Самостоятельное освоение студентами отдельных разделов и тем дисциплины потребует умения самостоятельно находить и анализировать необходимую дополнительную информацию.

В результате выполнения самостоятельной работы

Студенты овладеют:

· навыками использования методов измерения психических состояний, познавательных процессов и функций; применять стандартизированные методы психодиагностики;

· алгоритмом анализа и представления результатов психологического исследования сферы личности;

· конкретными методиками, различными измерительными процедурами в области психологии;

· приемами активизации познавательной активности, развития интеллектуальной инициативы;

· технологиями самопознания и рефлексии.

 

Приведенные в методических указаниях темы могут быть полезны также студентам, которых интересует более углубленное изучение психологии.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Практическое задание № 1. Тема « Психические состояния. Диагностика самооценки психических состояний Г. Айзенка».

Практическое задание № 2. Тема « Акцентуации характера. Опросник Леонгарда и Шмишека».

Практическое задание № 3. Тема « Мотивация личности. Тест Герцберга».

Практическое задание № 4. Тема « Самоактуализация личности. Самоактуализационный тест Э. Шостром».

Практическое задание № 5. Тема « Психология семьи. Ролевые ожидания и притязания в браке (методика РОП)».

Практическое задание № 6. Тема « Конфликты».

Практические задание № 7 Тема « Общение ».

Практические задание № 8 Тема « Эмоциональная сфера личности ».

 

Практическое задание № 1

Тема « Психические состояния. Диагностика самооценки психических состояний Г. Айзенка».

Психические состояния – психологическая категория (наряду с процессами и свойствами личности) в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на человека как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Примером психических состояний могут быть бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, переживание «уже видел», скука и т. п.

 

Выполните тест Г. Айзенка


Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов.

Описание состояний
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I. 1...10 вопрос - тревожность;

II. 11... 20 вопрос - фрустрация;

III. 21...29 вопрос - агрессивность;

IV. 31...40 вопрос - ригидность.


I. Тревожность

Состояние, обозначаемое на английском языке термином «anxiety», иногда «anxieousness», на русский язык переводится как «беспокойство», «тревога». Другие его значения – «сильное желание», «тоска», озабоченность». Первое значение более адекватно английскому термину.

Тревожность – индивидуальная особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, ситуационные характеристики которых к этому не располагают. В основе тревожности лежит повышенная возбудимость нервной системы, это может отрицательно сказываться на сердечно-сосудистой и других системах организма, что приводить к возникновению физического чувства стесненности, страха, тоски и неуверенности.

Тревожность усугубляется личным негативным опытом, а также существованием неосознаваемых внутренних конфликтов. Таким образом, тревожность имеет двоякую природу – физиологическую и социальную.


Оценка и интерпретация баллов

0...7 баллов – не тревожны;

8...14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

15...20 баллов – очень тревожный.

Необходимо обратить внимание, что средний оптимальный уровень тревожности необходим для поддержания устойчивой мотивации и, следовательно, хорошей работоспособности.


II. Фрустрация

Фрустрация – (лат. frustration «обман, неудача, тщетная надежда») – состояние подавленности, безысходности, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией в большей или меньшей степени поддающейся устранению, но и зависит от особенностей личности.

Левитов Н. Д. пишет, что фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью.
Оценка и интерпретация баллов

0...7 баллов – не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8...14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

15...20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Выделяются следующие виды агрессии: 1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью, и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); 5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели; враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства


Оценка и интерпретация баллов

0...7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

8... 14 баллов – средний уровень агрессивности;

15...20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.


IV. Ригидность

Ригидность – (лат. rigidus «жесткий, твердый») – состояние затрудненной приспособляемости, медленной переключаемости психических процессов.

Ригидность – это неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность – неспособность изменить представления об окружающей среде в соответствии с действительными изменениями этой среды. Когнитивная ригидность проявляется в перцептивной ригидности – нарушении способности воспринимать объект в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность, или ригидность аффекта – неспособность изменить структуру аффективных проявлений, замедленное эмоциональное научение, фиксация на однообразных объектах, неизменность эмоциональной значимости объектов. Мотивационная ригидность проявляется в негибкости мотивационных особенностей потребностей, в невозможности изменить привычные способы удовлетворения потребности с изменением условий жизни. Аффективная и мотивационная ригидность проявляется в склонности к образованию сверхценных идей, в эгоцентризме и повышенной самооценке, в узости интересов, упрямстве, застреваемости на одних и тех же мыслях и эмоциях.


Оценка и интерпретация баллов

0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;

8...14 баллов – средний уровень;

15...20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Возможно, Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: