История национальных хозяйств знает два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность). Здесь прирост производства продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, за счет повышения мощности предприятия, т. е. увеличения количества установленного оборудования. Интенсивный экономический рост связан с повышением отдачи с единицы используемых производственных ресурсов и применением более эффективных факторов производства. Здесь увеличение объема производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, достижений науки, повышения квалификации работников. На практике указанные темпы роста в чистом виде не встречаются. Принято считать, что преимущественно интенсивный рост имеет место в том случае, если более 50 % прироста производства достигнуто за счет интенсивных факторов. Если же свыше 50 % прироста обеспечено за счет вовлечения в производство новых ресурсов, то говорят о преимущественно экстенсивном росте.
|
|
На сегодняшний день все большее распространение получает концепция инновационного экономического роста. Инновационный экономический рост базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Его предпосылками являются современный этап научно-технической революции и глобализация экономики, резко обострившие конкуренцию между фирмами разной национальной принадлежности. Поэтому сегодня ведущие фирмы стали сосредотачивать свою деятельность не на сбыте того, что освоено производством, а на предложении продукции, отвечающей предпочтениям потребителей, а также на создании новых продуктов и активном формировании потребности в них. По своему содержанию инновационный тип роста есть модификация интенсивного роста, поскольку оба они опираются на качественное совершенствование факторов производства. Однако в отличие от последнего, инновационный тип четко сориентирован на меняющиеся запросы потребителей и их активное формирование путем постоянного совершенствования имеющихся и создания новых продуктов на основе достижений НТП.