Виды экономического роста

История национальных хозяйств знает два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстен­сивный экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность). Здесь прирост производства продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, за счет повышения мощности предприятия, т. е. увеличения количества установленного оборудования. Интенсивный экономический рост связан с повышением отдачи с единицы используемых произ­водственных ресурсов и применением более эффективных фак­торов производства. Здесь увеличение объема производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, достижений науки, повышения квалификации работников. На практике указанные темпы роста в чистом виде не встречаются. Принято считать, что преимущественно интенсивный рост имеет место в том случае, если более 50 % прироста производства дос­тигнуто за счет интенсивных факторов. Если же свыше 50 % прироста обеспечено за счет вовлечения в производство новых ресурсов, то говорят о преимущественно экстенсивном росте.

На сегодняшний день все большее распространение получает концепция инновационного экономического роста. Инновацион­ный экономический рост базируется на развитии предпринима­тельской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Его предпосыл­ками являются современный этап научно-технической револю­ции и глобализация экономики, резко обострившие конкурен­цию между фирмами разной национальной принадлежности. Поэтому сегодня ведущие фирмы стали сосредотачивать свою деятельность не на сбыте того, что освоено производством, а на предложении продукции, отвечающей предпочтениям потреби­телей, а также на создании новых продуктов и активном форми­ровании потребности в них. По своему содержанию инноваци­онный тип роста есть модификация интенсивного роста, по­скольку оба они опираются на качественное совершенствование факторов производства. Однако в отличие от последнего, инно­вационный тип четко сориентирован на меняющиеся запросы потребителей и их активное формирование путем постоянного совершенствования имеющихся и создания новых продуктов на основе достижений НТП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: