Тема 1.
Закономерности экономического развития стран Древнего Востока и античных государств. Характерные черты античного и азиатского способов производства. Отличительные черты экономического развития древневосточных и античных государств. Зарождение первых экономических инструментов (деньги, налоги, кредиты, фьючерс).
Тема 2.
Основные черты, этапы развития и экономическая структура западноевропейского феодализма. Классическая модель феодальной экономики (Франция). Экономическая роль средневековых городов. Натуральное хозяйство. Кризис феодальной модели экономики.
Тема 3.
Развитие производительных сил в Западноевропейских странах в XVI в. Создание и развитие мануфактур, их типы. Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. Первоначальное накопление капитала. Промышленный переворот в Англии, Франции. Особенности перехода к рыночной модели экономики в Германии, России, Японии. Промышленный капитализм в Японии (патерналистская модель).
|
|
Тема 4.
Переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Развитие науки, техники и технологи производства в последней трети XIX- начале XX вв.Особенности развития монополистического капитализма в США. Виды монополий. Эволюция банковской системы. Развитие международных торговых отношений.
Тема 5.
Экономическое лидерство США после первой мировой войны. Великая депрессия 1929-1933 гг., ее последствия. Реформы администрации США (новый курс Ф.Д. Рузвельта). Особенности экономического развития Германии и Японии между двумя мировыми войнами. Замедление темпов экономического развития Англии и Франции в 20-30- е годы XX в.
Тема 6.
Характерные черты новой экономической политики. Формирование административно-командной системы управления в СССР в конце 1920-х начале 1930-х гг. Экономические реформы конца 1950-х первой половины 1960-х г. XX в. Стагнация и кризис системы государственного социализма в СССР.
Тема 7.
Закономерности и особенности экономического развития ведущих Европейских государств, США, Японии после Второй мировой войны. Роль плана «Маршалла» и реформ Л.Эрхарда в возрождении экономики в ФРГ. Германское «экономическое чудо».
Тема 8.
Переход в США к «неоконсервативной экономической модели» «Рейгономика». Особенности экономического развития Японии, ФРГ в конце XX в. Развитие экономической интеграции. Поворот в экономической политике Великобритании. Расширение международных экономических отношений. Виды международной торговли.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия) так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических навыков студентов, развитие способности критического взгляда по наиболее актуальным экономическим проблемам. К ним можно отнести групповые дискуссии по различным экономическим вопросам, самостоятельный анализ студентами современных экономических моделей. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по основным темам дисциплины.
|
|
Необходимой формой являются консультации студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов, сообщений, рефератов.