Концепция мультипликатора инвестиций

 

Концепция мультипликатора инвестиций была заимствована Дж.М. Кейнсом у английского экономиста Р.Ф. Кана, который в 1931 году выдвинул идею «мультипликатора занятости», показывавшего связи между увеличением расходов на проведение общественных работ и снижением безработицы. Дж.М. Кейнс вместо занятости в качестве зависимой переменной стал рассматривать национальный доход.

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим ростом национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличе­нию национального дохода общества, причем на величину боль­шую, чем первоначальный рост инвестиций». В специфичной раз­гадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, по­чему в научных изысканиях Дж.М. Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора.

Однако, характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф. Кана как показатель, позволяющий измерять «отношение между увели­чением совокупной занятости в отраслях, непосредственно свя­занных с инвестициями», рекомендуемый собственный коэффи­циент, Дж.М. Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», ко­торый в отличие от мультипликатора Р.Ф. Кана характеризует по­ложение о том, что «когда, происходит прирост, общей суммы инве­стиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения, подчеркивает Дж.М. Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же «пси­хологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьша­ющуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипли­катора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким обра­зом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, «хотя в бед­ном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, вли­яние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется мно­го сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо боль­шую долю текущей продукции».

Итак, теоретическая суть эффекта мультипликатора действительно достаточно проста. Формула мультипликатора:

,

где K – мультипликатор, или коэффициент пропорциональности;

- прирост дохода;

- прирост инвестиций.

Чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше мультипликатор инвестиций.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: