Рыночная цена, ее виды и функции

Рыночная цена представляет собой фактическую цену, установленную на рынке в соот-ветствии со спросом и предложением того или иного товара. В зависимости от форм то-варно-денежного предложения и видов реализуемых товаров имеет место неодинаковость видов цен, которые тем не менее тесно между собой взаимосвязаны и образуют единую ценовую систему.

Оптовые цены – это те цены, по которым производитель или продавец поставляет поку-пателю большие партии товара. Например, завод может продавать собственную продук-цию посреднику для дальнейшей реализации данной продукции, причем продажа посред-нику будет осуществляться по очень выгодной для него оптовой цене.

Розничные цены – это цены, по которым товары продаются населению. Другими слова-ми, розничные цены те, которые мы видим при походе в любой магазин.

Трансфертные (или передаточные) цены – это цены, которые используются для укло-нения от налогообложения. Применение трансфертных цен характерно для транснацио-нальных корпораций.

Значение рыночной цены для развития товарного производства неоднозначно и опреде-ляется ее функциями:

1) информационной – дает знать о предложении товаров со стороны продавцов (за какую цену они желают продать свой товар) и о платежеспособном спросе покупателей;

2) стимулирующей – поощряет людей, занимающихся созданием благ с применением новой техники и технологии производства;

3) распределительной – от нее зависит, кто и на сколько увеличит свои доходы либо, наоборот, убытки от продажи товара.

Роль основы для рыночных цен выполняет стоимость товара или затраты общественного

труда в сфере производства. Покинув сферу производства, продукт труда входит в сферу обращения. На данном этапе начинается действие рыночных факторов, возможны откло-нения цены в сторону увеличения или уменьшения от стоимости, а сама цена воздейству-ет на спрос (сумма денег, которую покупатели в состоянии специально потратить на опре-деленный товар) и предложение (множество имеющих свою цену товаров, которые про-давцы намерены продать) товара. Продавцы остаются в выигрыше, если цена на товар возрастает, так как ее повышение способствует увеличению продуктов со стороны прода-вцов, а чем выше предложение, тем ниже опускается закупочная цена.

Цены на сопутствующие товары устанавливаются в соответствии с рядом факторов:

1) взаимозаменяемость товара – при повышении цен на один вид товара (масло) он по возможности заменяется другим (маргарином);

2) взаимодополняемость товаров – повышение цен на один вид товара (автомобили) способствует росту цен на другой (комплектующие);

3) независимость товаров – цены на товары одной группы (рюкзак) не оказывают влияния на цены другой (корм для животных) группы товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: