double arrow

Неоклассическая школа

1

Основные этапы развития экономической науки

Меркантилизм

Томас Ман (Мэн), Жан-Батист Кольбер, Антуан Монкретьен.

Основные идеи:

1. формой общественного богатства является золото и серебро;

2. основной источник богатства – приток в страну золота и серебра за счет регулирования внешней торговли;

3. развитие производства внутри страны осуществляется за счет импорта дешевого сырья (в основном из стран-колоний);

4. поощрение экспорта (в первую очередь – готовой продукции) (можно дороже продать, а произвести недорого за счет дешевой рабочей силы и дешевого сырья);

5. для этого требуется: активное государственное вмешательство в экономику; развитие отечественной промышленности и транспортных сетей; освоение новых территорий; проведение политики протекционизма.

Выводы (заслуги школы):

1. предмет экономики меркантилисты видели в активном (т.е. превышение экспорта над импортом) торговом балансе.

2. сам меркантилизм еще не стал действительной наукой. Действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения (торговли) к анализу производства.

4. экономическое учение меркантилистов соответствовало эпохе. Меркантилизм исторически изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.

 

Физиократия

Франсуа Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго.

Основные идеи:

1. предмет экономической науки – создание «чистого» продукта – прибавочной стоимости в сельском хозяйстве;

2. богатство нации - продукт, произведенный в сельском хозяйстве;

3. промышленность – бесплодная сфера, так как она только перерабатывает продукты земледелия;

Выводы (заслуги школы):

1. произвели переход исследования от сферы торговли к производству (хоть и только сельскохозяйственному).

2. создание графического изображения всеобщих зависимостей - первой «макроэкономической» модели (таблица Кенэ).

 

Классическая политическая экономия

Уильям Петти, Адам Сми­т, Давид Риккардо, Джон Стюарт Милль.

Основные идеи и заслуги:

1. предмет политэкономии – богатство, условия его производства и накопления;

2. главный объект изучения - сфера производства, а не обращения;

3. выявление значения труда как источника богатства общества и меры ценности всех товаров;

4. доказательство, что экономика регулируется рынком и имеет свои законы, которые объективны;

5. впервые дано систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Теория стоимости, теория заработной платы, теория ренты, теория процента и теория прибыли впервые были увязаны в единую логическую систему, надолго ставшую основным содержанием учебных курсов по экономической теории.

Маржинализм

Карл Менгер, Леон Вальрас, Уильям Стэнли Джевонс, Джон Бейтс Кларк.

Основные идеи и заслуги:

1. предмет экономики – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

2. экономические субъекты в своей деятельности руководствуются принципами субъективности, рациональности, максимизации;

3. начало исследования сферы потребления;

4. создание теории предельного анализа;

5. переход к точному анализу функциональных зависимостей (функция спроса, функция предложения, функция затрат, функция полезности и т. д.), позволяющему сделать гораздо более точные заключения о поведении потребителей и фирм, о рыночном равновесии.

 

Неоклассическая школа

Альфред Маршалл

Основные идеи и заслуги:

1. создание субъективной теории стоимости и равновесия: стоимость формируется под воздействием как объективных факторов (издержек производителя), так и субъективных факторов (оценок потребителя);

2. концентрация внимание на изучении внешних форм проявления объективно действующих экономических законов: взаимодействии спроса и предложения, ценообразовании;

3. создание теоретической базы, которая легла в основу современной микроэкономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: