Порядок исчисления и уплаты

Окончательный расчет по страховым взносам за истекший отчетный период производится не позднее дня, установленного для выплаты зар. платы за вторую половину месяца следующего за истекшим отчетным календарным кварталом. Отчетность – не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим отчетным календарным полугодием.

 

Вопрос №57.

 

Государственное регулирование ВЭД – система государственных мер в интересах национальной экономики, стимулирующих внешнеторговую деятельность отечественных производителей, их защиту от иностранной конкуренции.

Основные направления государственного регулирования ВЭД:

1. внешнеторговые отношения;

2. движение капитала (импорт, экспорт);

3. валютно-финансовые отношения.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

Принципы государственного регулирования ВЭД в РБ:

1) обеспечение национальной безопасности;

2) единство таможенной территории;

3) невмешательство в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности;

4) приоритет экономических мер государственного регулирования ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД включает:

1) таможенно-тарифные меры (экономические);

2) нетарифные меры (административные).

 

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.

В условиях развитой рыночной структуры экономические (тарифные) методы являются наиболее действенными.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.

 

Нетарифное регулирование – форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует своё исключительное право на установление ограничений на ввоз в РБ и вывоз из РБ товаров, работ, услуг.

Также это многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны.

Нетарифные ограничения внешней торговли не связаны с уровнем таможенных пошлин, это меры контроля над ценами, меры количественного контроля.

Среди методов нетарифного регулирования можно выделить:

1) квотирование;

2) лицензирование;

3) добровольное ограничение экспорта;

4) введение антидемпинговой пошлины;

5) импортный депозит;

6) субсидирование экспорта;

7) технические барьеры.

 

 

Вопрос №58.

 

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается бязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физ. лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) РБ

НС гос-ва должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики.

Весь комплекс принципиальных положений для системы н/обложения разграничивается на две подсистемы:

· подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;

· подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принци­пов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, ложившимся социальным условиям развития общества.

Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реали­зация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

■ налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

■ налоговая структура должна содействовать проведению (политики стабилизации и развития экономики страны;

■ налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

■ административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными

Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленности развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит пе­ред собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:

■ создание условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест для борьбы с безработицей;

■ обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструктор­ским работам

Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

Принципы налогообложения – это исходные категории, по которым формируется система налогов страны в конкретных условиях экономики.

· равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. Принцип предполагает единый подход к налогоплательщикам при получении налоговых льгот, защите прав в суде и т.д., а также равномерность распределения налогов сораз­мерно получаемым н\плательщиками доходам.

· определенность и однозначность налогового законодательства, т.е. сумма, способ и время платежа должны быть зара­нее известны налогоплательщику.

· принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Следовательно, государство должно устранить формальности и упростить процесс исчисления и уплаты налогов, а также приурочить налоговые платежи ко времени получения дохода.

· экономичность налогов. Расходы по сбору налогов должны быть минимальны. Сумма налоговых сборов с плательщиков должна быть ограничена минимальными потребностями в них гос-ва. Для н/плательщиков налоги не должны быть чрезм. обременитель­ными, не должны вторгаться в его воспроизводственные ресурсы и должны оставлять достаточно доходов для развития научно-техниче­ской базы и расширения бизнеса.

Кроме классических принципов с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков:

· эффективности – означает разумное сочетание гибкости налоговой системы со стабильностью, т.е. налоги должны соответство­вать меняющейся экономической ситуации и одновременно налоговая система должна гарантировать постоянство налоговой нагрузки в течение длительного времени.

· однократности – однократное обложение одного объекта за налоговый период

· оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение гос-ва доходами при относительно небольшом количестве нало­гов и справедливой тяжести обложения

· множественности налогов и их исчерпывающий перечень. Множественность позволяет сделать налоговое бремя психологически менее заметным, также позволяет учесть все стороны экономической деятельности организации и граждан. Исчерпываю­щий перечень позволяет упростить исчисление налогов.

· всеобщность – охват налогами всех субъектов, получающих доходы.

· обязательность – принудительность уплаты налогов

· законности – строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов.

· оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве.

 

Вопрос №59.

Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия:

1.Коэф фин автономии(независимости) опред на нач и конец отч периода, как отнош. Величины собственного капитала к величине валюты баланса: n(авт)=Кс\К,где Кс-собствкапитал,К-итог(валюта)баланса

2.Коэф фин зависимости опред на нач и кон отч пер как отношен. Величины заемного капитала к общей сумме баланса:n(зав)=Кз\К,гдеКз-сумма заемных средств

3.Коэф фин рычага рассчит на н. и к. отч пер как отнош величины заемного капитала к собственному:n(фр)=Кз\Кс

4.Коэф покрытия долгов собственным капиталом опред как отнош величины собст капитала к заемному:n(пдск)=Кс\Кз

5.Коэф текущ задолженности опред как отнош величины краткосроч обязательств к величине валюты баланса:n(тз)=Ко\К, где Ко-краткосроч обязательства

6.Коэф устойчивого финансирования отпред как отнош величины собственного капитала и долгосроч обязательств к величине валюты баланса:n(о)=(Кс+До)\К, где До-долгосроч обязательства

Показатели, характериз финансов планирование преприятия:

1.Коэф автономии опред как отношение величины собственных средств к итогу баланса: Кавт=Кс\К

2.Коэф текущей ликвидности опред как отнош оборот активов в краткосроч обязательствам: Ктек.лик.=ОбА\Ко

3.Коэф промликвидопред как отнош денежных средств и дебиторской задолженности к краткосрочобязат: Кпром.ликв.=Дс+Дз\Ко

4.Коэф абсолютликвидопред как отнош денежных средств к Кр: Кабс.лик.=Дс\Кр

 

 

Вопрос №60.

 

Классификация налогов – группировка налогов по различным признакам.

• по способу изъятия:

• прямые – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на недвижимость, на прибыль, подоходный налог, земельный налог) и этот налогоплательщик является окончательным плательщиком налога, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.

• косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг (акцизы, НДС); то есть включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы гос-ва. Такие налоги фактически платят потребители, но перечисляются они налоговым органам предприятиями. То есть, государство косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное их достоинство обусловлено фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров. Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, КЗ42платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа. Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, так как факт приобретения товара по сути представляет факт уплаты косвенного налога.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести: обратную пропорциональность платежеспособности потребителей; противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экон. развития.

• в зависимости от назначения:

• общие предназначены для общегосударственных мероприятий. Они обезличиваются и поступают в единую кассу государства.

• целевые имеют строго определенное назначение: ФСЗН.

• в зависимости от субъекта:

• взимаемые с юр. лиц (налог на прибыль)

• взимаемые с физ. лиц (подоходный налог, курортный сбор, налог за владение собаками)

• смешанные – уплачивают и физ. и юр. лица (земельный налог, налог на недвижимость)

• по порядку введения:

• общеобязательные, взимаемые на всей территории РБ

• факультативные взимают органы местного самоуправления (налог за владение собаками)

• в зависимости от характера ставок:

• пропорциональные – налоги, ставки которых не зависят от величины объекта налогообложения (налог на прибыль, подоходный налог);

• прогрессивные – ставки которых повышаются по мере возрастания объекта налогообложения;

• регрессивные – ставки которых уменьшаются по мере увеличения размера объекта обложения.

VI. По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги и сборы делятся на:

• – закрепленные – налоги и сборы, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, в республиканский бюджет поступают НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на территорию РБ. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог; налог на недвижимость; плата за землю; налог за пользование природными ресурсами и др.

– регулирующие – ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. Например, акцизы, налог на прибыль, НДС.

1. по источникам средств для уплаты:

• относимые на себестоимость (земельный, экологический налоги, отчисления в ФСЗН)

• относимые на финансовый результат (налог на прибыль)

• включаемые в цену продукции (НДС, акцизы)

• выплачиваемые из доходов физических лиц (подоходный налог)

2. по регулирующей функции:

• регулирующие ценообразование (НДС, акцизы)

• воздействующие на издержки производства или включаемые в себестоимость (земельный, экологический налоги)

• регулирующие занятость населения (подоходный налог, отчисления в ФСЗН)

3. в зависимости от органа, осуществляющего взимание налога:

• общегосударственные (республиканские) – налоги, устанавливаемые верховной властью в госбюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль)

• местные, взимаемые в местные бюджеты местными органами самоуправления (земельный налог, налог на недвижимость, подоходный налог).

4. по степени оценки влияния налога на экономическое поведение налогоплательщика:

• условно-постоянные (фиксированные) непосредственно не зависят от уровня производства, продаж и др. эк. показателей, связанных с деловой активностью (налог на недвижимость, земельный налог); данные налоги побуждают производителя к наращиванию объемов выпуска продукции и не позволяют «проедать весь доход»

• условно-переменные (перераспределительные), напрямую связанные с деловой активностью налогоплательщика (НДС, акцизы, налог на прибыль)

5. в зависимости от регулярности уплаты:

• регулярные

• разовые (таможенные пошлины)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: