Экзамен по экологии человека

1Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря, — условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека – создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Объект экологии человека – сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними.

Эк человека связана с многими науками в том числе биологией, демографией, социологией и тд.

2 История изучения проблем экологии человека. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека.

Все развитие живого на Земле представляет собой бесчисленные серии адаптации (приспособлений) к естественно изменяющимся условиям среды. Жизнь и среда эволюционировали вместе как еди­ное целое. С возникновением человеческого общества, активно вмешивающегося в природные процессы, решающим фактором эво­люции биосферы становится деятельность человека. С этим треть­им этапом в развитии биосферы В.И. Вернадский связал формиро­вание так называемой «ноосферы». Он обозначил ее как «сферу ра­зума», имея в виду разумное регулирование отношений человека и природы.

Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.

В XVII в. появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач БернардиноРамаццини (1633–1714).

Крайне интересен опыт научных исследований в России, в которых обсуждаются проблемы не только зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. Так, в XVIII веке М.В. Ломоносов пристально интересовался особенностями жизни населения в разных природных и социально-экономических условиях. Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здоровье населения в первую очередь осознавали врачи. Как в России, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и в разработку конкретных мероприятий по защите населения от негативных факторов среды. И.П. Франк (1745-1821), австрийский врач, ректор Петербургской медико-хирургической академии, указывал на необходимость государственных мероприятий по оздоровлению и благоустройству жизненной среды человека.

Ухудшение качества среды обитания человека, которое становилось все более очевидным с середины XX в., не могло не волновать ученых и общественность. Принципиальное значение для развития экологии человека имела книга В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983), а также работы В.Б. Сочавы (1905-1978), В.П. Алексеева (1928-1991) и А.Л. Яншина (1911-1996). Большой вклад в развитие отечественной экологии и антропоэкологии внес Н.Ф. Реймерс. Он считал, что почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология человека. На протяжении многих лет она формировалась в двух направлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии.

3Человека - как биологический вид HomoSapiens

Челове́кразу́мный (лат. Homo sapiens [K 1]; преимущественно лат. Homo sapiens sapiens [K 2]) — видродаЛюди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю[4]. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и крайне развитомуабстрактному мышлению[5]. Человек как биологический вид является предметом исследованияфизической антропологии. И на сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями. Основные дисциплины, изучающие человека и человечество:

Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код, и возникла первая клетка. В человеческих генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.

Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: