double arrow

Лекция 17. ЭКОЛОГИЯ И ТУРИЗМ

Экология в контексте данного исследования рассматривается как наука о взаимоотношении человеческого общества и его деятельнос­ти в сфере туризма и окружающей среды. Одной из характерных особенностей современного этапа развития повышение техногенных факторов загрязнения окружающей среды, что в экстремальных ситуациях приводит к экологическому кризису в первую очередь туристских ресурсов. Обострение экологической ситуации в мире давно вышло за рамки проблем отдельных стран и регионов, а принимаемые меры не адекватны характеру и масштабам угрозы. Сегодня насущной задачей является разработка новых подходов к решению задач сохранению задач сохранения природной среды. Важно рассмотреть такой подход на базе комплексного решения задач в сложных социальных, экономических и экологических системах.

Одна из ведущих ролей в решении данных проблем принадлежит туризму, в силу нескольких основных причин:

1. Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляет значительную часть мирового валового национального продукта, привлекает около 7% мировых инвестиций, создает большое количество новых рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во многих странах.

2. Туризм оказывает воздействие на все ключевые сектора экономике современного государства, все стороны жизни цивилизованного общества. Туризм является одним из эффективных средств перестро­йки экономики и смены приоритетов общественного развития.

3. Туризм несет глубокую социальную функцию. На современном этапе своего развития туризм направлен главным образом на решение определенных социальных задач. Социальными задачами туризма определим:

Ø предоставление, прежде всего, нематериальных благ потребителю в виде широкого спектра услуг;

Ø формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения;

Ø расширение межнациональных, межгосударственных межэтнических, межличностных отношений;

Ø обеспечение отдыха, восстановление жизненных сил, здоровья потребителей;

Ø согласование интересов отдельных групп населения с долговремен­ными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.

Рассматривая вопрос роли туризма в процессе экологизации общес­твенной жизни, необходимо разграничить понятия экологичности ту­ризма и собственно экологического туризма.

Экологичность или неэкологичность туризма определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду, то есть на атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауну. Воздействие, помимо чисто вещественного характера, может быть также шумовым, электромагнитным, радиоактивным, хотя и все последние факторы имеют материальную природу. Понятие экологичности туризма также включает в себя конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Так как именно туристско-рекреационные ресурсы являются основным фактором успешного развития туризма, в целом отрицат­ельное воздействие предприятий данной сферы значительно ниже, чем у многих предприятий других отраслей. Из данной формулировки следует, что под экологичностью туризма следует пони­мать весь спектр взаимодействия данной индустрии и окружающей среды, в расширенном понимании.

Экологический туризм определяется как одна из разновидностей природного туризма, объединяющего людей, путешествующих с научно-познавательными целями. Сферой интересов этих туристов является окружающая природная среда, ее наблюдение в частности охрана окружающей природной среды. Особый интерес при данном виде туризма представляют охраняемые природные территории. Таким образом, экологический туризм определяется как строго специализированный вид досуга с ярко выраженными научно-познавательными целями.

В основе концепции устойчивого развития туризма лежит понятие пропускного потенциала. Пропускной потенциал – это та максималь­ная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.

Пропускной потенциал можно подразделить на три основных вида:

1. Экологический пропускной потенциал – уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемл­емым экологическим последствиям, либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

2. Туристский социальный пропускной потенциал – уровень посе­щаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ухудшения впечатлений от поездки.

3. Местный социальной пропускной потенциал – уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений населения с туристами.

Таким образом, пропускной потенциал ограничивает разумный и допустимый уровень использования ресурсного потенциала террито­рии с точки зрения сохранения, поддержания и восстановления естественных свойств туристского объекта или местности.

Ресурсный потенциал территории – многоаспектное понятие, охватывающий весь комплекс жизнедеятельности общества. В соответст­вии с концепцией глобального гуманистического подхода при его определении необходимо учитывать экономический и социальный аспекты. Часть из них относится напрямую к туристским ресурсам территории, другая – к факторам, влияющим на развитие туризма в ре­гионе.

Для туризма первостепенное значение имеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментом успешного процес­са развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяются как совокупность природных и искусственно создан­ных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе.

По мере освоения территорий, их хозяйственного освоения возникла проблема обеспечения сохранения хотя бы части первозданной природы, а также и сохранения отдельных рукотворных объектов, представляющих культурно-историческую ценность для культуры данной страны или общества или для всего человечества. Для этого в мире практически во всех государствах выделены определенные участки суши или водные пространства, объявленные охраняемыми территориями, где хозяйственная деятельность человека строго ограничена, либо прекращена вовсе, за исключением необходимой для поддержания развития растительного и животного мира или сохран­ения рукотворных объектов.

Туризм является важной составляющей хозяйственной деятельности и в отдельных охраняемых территориях осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах. Деятельность в национальных парках и других резервациях, объектах, находящихся под охраной, может служить источником и средством самофинанси­рования и инструментом охраны природы. Однако чаще всего парки и территории находятся на бюджетном финансировании данной страны или международных организаций, особенно если находятся вне зоны действия национальной юрисдикции. Для этого осуществл­яется регулирование и планирование туризма и соблюдение показат­еля пропускной способности территории или объекта.

Природный туризмилиэкотуризм определяется ВТО как туризм в относительно нетронутые хозяйственной деятельностью человека уголки природы. Цель и метод туризма в данном конкретном случае – наблюдение, изучение растительного и животного мира, а также любых культурных, ценностей, как древних, так и современных, которые нах­одятся на этих территориях. Природный туризм отличается от других видов туризма слабым воздействием на природную среду и не нуждается в широко развитой инфраструктуре.

Наиболее распространенной формой организации охраняемой территории является создание национальных парков. Парки создаются в местностях, где экосистемы не подвергались существенному воздействию и не изменены в результате хозяйственной деятельности человека, растительный и животный мир сохранился в первозданном виде, геоморфология и среда обитания представляют особый интересу также и там, где имеются особо красивые ландшафты. Парки создаются по решению высших органов государства или по согласованию с ними, по решению международных организаций, например ЮНЕСКО. Согласно таким решениям в выделенной территории, объявленной национальным парком, прекращается хозяйственная деятельность, эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых, заселение территорий. Одновременно разрешается в ограниченных контролируемых пределах посещение парка с научными целями, а также туристами в целях эстетического наслаждения, приобщения к культуре. Туризм приносит таким территориям весьма солидные доходы.

Можно выделить:

· научный заповедник, охраняемая территория, используемая для строго научных целей;

· национальный парк создается для защиты выдающихся природных и ландшафтных территорий национального или международного зна­чения в целях науки, просвещения, отдыха. Не разрешается коммерческая деятельность, добыча полезных ископаемых, промышленность, сельское хозяйство;

· памятник природы, природная или рукотворная культурно-историческая достопримечательность, создается для сохранения конкретных природных достопримечательностей и объектов;

· заповедник диких животных (заказник), организуется для сохранен­ия популяций отдельных видов животных, групп биологических сообществ, когда для сохранения этих видов требуется плановое целенаправленное вмешательство человека;

· охраняемый ландшафт, выделяется для сохранения естественных природных естественных ландшафтов, гармонически сочетающих особые элементы и образующие уникальные явления. Не разрешает­ся изменения ландшафта строительством дорог, зданий, промышленных объектов, линий электропередач. Предоставляется в обществен­ное пользование в виде туризма и отдыха в рамках обычного образа жизни и экономической деятельности этих районов;

· ресурсный заповедник создается в целях сдерживания эксплуатации ресурсов для их сохранения, поддержания естественного или управляемого развития;

· антропологический заповедник (природная биотическая территория) создается для сохранения естественных условий жизни племен и местного населения, живущих в гармонии с природой и традиционно использующих ее ресурсы;

· управляемая территория многостороннего использования (управляемый ресурсный район) создается в целях устойчивого развития и воспроизводства природных ресурсов, животного мира, рекреационного потенциала.

Национальный парк – резервация, территория или акватория с уникальными природными объектами (водопадами, каньонами, живописными ландшафтами, островами и т. п.). В некоторых случаях национальный парк – аналог заповедника, от которого принципиально отличается допуском посетителей для отдыха.

Первая Мировая конференция по национальным паркам, в работе которой приняли участие представители более чем 70 стран мира и Десятая Генеральная Ассам­блея IUCN (1969 г.), проведенная в Дели, выработали общую конце­пцию национального парка:

Национальный парк – относительно большая область или территория: Ø где одна или несколько экосистем существенно не изменены вмешательством человека и его хозяйственной деятельностью; Ø где растительный и животный мир отличается особенностями, а территория представляет научный интерес и подлежит сохранению и изучению; Ø где местные природные ландшафты отличаются красотой природы; Ø где высшая компетентная и полномочная власть страны предприняла надлежащие шаги для ограничения хозяйственного освоения территории в целях сохранения на ней экологических, геоморфологических или эстетических особенностей, которые привели к учреждению этого парка; Ø посещение которой позволяется только в познавательных, научных, образовательных и культурных целях.

Ландшафты и уникальная природа, растительный и животный мир находятся в естественном состоянии и защищены от вмешательства человека. В отдельные заповедники не разрешается доступ даже туристам. Значительная часть национальных парков широко используется для туризма, однако туристы следуют по строго определенным маршрутам, на специальных автомобилях, с проводниками, организуют ночевки в выделенных кемпингах.

К тематическим паркам относятся парки аттракционов или иные предметно-ориентированные парки, например, пушкинский заповедник Пушк­инские Горы в Псковской области (Россия). Классический пример развлекательного тематического парка – Disneyland (также Disneyworld, EuroDisney и др.). Это также дельфинарии, океанариумы, зоопарки всех видов, иные парки всевозможных развлечений для широкой публики туристов, детей и взрослых.

Лекция 18. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.

В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:

· восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);

· развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;

· формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.

Пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности определяют общественные, групповые и индивидуальные рекреационные потребности. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности.

Рекреационные потребности проявляются

на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид.

· Общественныерекреационные потребности являются ведущими. Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.

· Групповые рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.

· Индивидуальные рекреационные потребности включают в себя множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.

Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.

Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом, социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Социально-экономические факторы: уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.

2. Демографические факторы: урбанизация; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.

3. Социально-психологические факторы: коммуникабельность; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.

4. Медико-биологические факторы: состояние здоровья населения.

5. Природные факторы: природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морям, горам.

Один из важнейших вопросов экономической оценки рекреационных потребностей – определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Экономическая оценка рекреационных потребностей опосредует другие аспекты оценок – медико-биологический, социологический и социально-психологический.

Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой).

Слабо изученным остается вопрос влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы и т. д. Социологические и социально-психологические исследования рекреационных потребностей направлены на изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой.

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности,под которой понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.

Можно выделить 2 основные функции свободного времени:

1. Функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями;

2. Функция духовного и физического развития.

Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров. Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемымирекреационными занятиями.

Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т. д.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий.

1. Группа восстановления:а) рекреационно-лечебные занятия;

б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия;

б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т. д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила названиецикла рекреационной деятельности (ЦРД).

ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.

Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах.

Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:

ч1 – водный;

ч2 – альпийский;

ч3 – альпинистский;

ч4 – активно-оздоровительный;

ч5 – коммерческо-деловой;

ч6 – курортный;

ч7 – культурно-исторический;

ч8 – охотничье-рыболовный;

ч9 – паломнический;

ч10 – приморский;

ч11 – приключенческий;

ч12 – развлекательный;

ч13 – спортивный;

ч14 – фестивально-конгрессный;

ч15 – экологический;

ч16 – экзотический;

ч17 – этнографический.

Суточный цикл рекреационной деятельности, как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т. д.).

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

В заключение необходимо отметить 3 основные тенденции в эволюции рекреационной деятельности:

· возрастание относительного значения оздоровительных, спортивных и познавательных занятий.

· относительное снижение лечебных занятий при абсолютном росте всех видов занятий.

· возникновение новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.


Сейчас читают про: