Тема 9. Пищеварительная система

Вариант 28. Структурно-функциональная организация пищеварительной системы

1. Физиологическая роль пищи и пищеварения в жизнедеятельности организма. Концепция сбалансированного питания.

2. Пищевой центр. Регуляция пищеварительных функций.

3. Типы пищеварения.

4. Конвейерный принцип организации пищеварения.

5. Секреция пищеварительных желез.

6. Методы исследования системы пищеварения.

 

Методические указания

Раскройте сущность пищеварения. Подчеркните, что пищеварение –это сложный физиологический и биохимический процесс, в ходе которого принятая пища в пищеварительном тракте подвергается физическим и химическим изменениям.

Характеризуйте типы пищеварения в зависимости от происхождения гидролитических ферментов (собственное, симбионтное, аутолитическое), локализации процесса гидролиза питательных веществ (внутриклеточное, внеклеточное).

 

Вариант 29. Пищеварение в ротовой полости. Механизмы регуляции слюноотделения, жевания, глотания

 

1. Слюнные железы ротовой полости. Состав и свойства слюны, ее значение.

2. Слюноотделение. Регуляция слюноотделения. Безусловный и условный характер слюноотделения.

3. Всасывание в ротовой полости.

4. Рефлекторный механизм жевания и глотания.

5. Возрастные особенности пищеварения.

 

Методические указания

В полости рта происходит механическая и химическая обработка пищи. Характеризуйте процессы жевания и глотания. Опишите слюнные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные, мелкие железы языка, слизистой оболочки неба и щек) и их секрет. Подчеркните значение слюны в смачивании пищи, растворении питательных веществ.

 

Вариант 30. Пищеварение в желудке и механизмы его регуляции

 

1. Секреторная функция желудка.

2. Методы исследования желудочной секреции.

3. Желудочный сок, его компоненты и их роль в пищеварении белков и жиров. Возрастные изменения состава желудочного сока.

4. Физиологическое значение соляной кислоты и слизи в желудке.

5. Моторная функция желудка. Физиологическая обработка пищи в желуде.

6. Всасывание в желудке.

7. Эвакуация химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.

Методические указания

Объясните, каким образом происходит физическая обработка пищи в желудке. Опишите виды моторики желудка. Характеризуйте железы желудка (собственные железы желудка, кардиальные железы, пилорические железы), образование, состав и свойства желудочного сока. Поясните физиологическое значение соляной кислоты и слизи в желудке.

 

ТЕМА 10. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.

Вариант 31. Обмен веществ

1. Сущность обмена веществ.

2. Обмен белков.

3. Обмен липидов.

4. Обмен углеводов.

5. Обмен минеральных солей и воды.

 

Методические указания

В работе объясните биологический смысл превращений, которые претерпевают в организме белки, жиры, углеводы, покажите характер их взаимодействия, механизмы регуляции.

Приведите соотношение процессов ассимиляции и диссимиляции белка в зависимости от возраста и состояния организма. Опишите изменения потребности организма в белке в онтогенезе, возрастные особенности обмена жиров.

 

Вариант 32. Обмен энергии

1. Методы исследования энергообмена.

2. Биохимические превращения, в процессе которых выделяется энергия. Соединения, аккумулирующие освобождаемую энергию.

3. Дыхательный коэффициент. Сравнительная характеристика дыхательных коэффициентов белков, жиров, углеводов.

4. Обмен энергии при различных уровнях функциональной активности организма.

5. Регуляция обмена энергии.

6. Возрастные особенности обмена энергии.

 

Методические указания

Опишите процессы извлечения энергии из химических связей и превращения ее в энергию макроэргических связей АТФ, органических веществ. Подчеркните роль макроэргов в обменен веществ.

Дайте характеристику методам исследования энергетических затрат организма (прямую калориметрию, непрямую калоритметрию, исследование валового обмена), суточную затрату энергии у людей разных профессий и разной двигательной активности.

 

Вариант 33. Тепловой обмен

1. Теплопродукция и теплоотдача.

2. Температура тела и ее регуляция.

3. Терморегуляция и мышечная работа. Терморегуляторные механизмы закаливания. Нарушения терморегуляции.

 

Методические указания

Механизмы регуляции теплопродукции и теплоотдачи обеспечивают постоянство температуры тела, то есть тепловой, или температурный, гомеостаз. В этой связи проаннотируйте: механизмы регуляции постоянства температуры тела; процессы, в результате которых вырабатывается энергия в условиях покоя, мышечной деятельности, охлаждения; пути теплоотдачи в организме.

Вариант 34. Витамины

1. Общая характеристика витаминов.

2. Роль витаминов в организме. Гиповитаминозы, авитаминозы, причины их возникновения.

3. Классификация витаминов.

4. Характеристика водорастворимых витаминов.

5. Характеристика жирорастворимых витаминов.

6. Возрастные особенности суточной потребности организма в основных витаминах.

7. Витаминоподобные вещества.

 

Методические указания

Подчеркните биологическую роль витаминов, объясните почему витамины являются регуляторными веществами. Подчеркните роль витаминов в обменных процессах. Укажите основные источники витаминов. Характеризуйте водорастворимые и жирорастворимые витамины. Заполните таблицу 6.

Таблица 6.

Характеристика витаминов

 

Название витамина Физиологическое действие Нарушения, возникающие при гиповитаминозе Основные источники Суточная потребность взрослого человека
         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: