Проблема соотношения рационального знания и веры

Вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом

Проблема постижения универсалий (широких, общих понятий, например *ЧЕЛОВЕК*, *ЖИВОТНОЕ*, *РАСТЕНИЕ* Вопрос заключался в том, что существуют ли эти общие понятия реально, сами по себе, также, как вещи, или же они всего лишь названия и, потому, существуют только в виде слова в нашем уме.Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.

Представители схоластического направления - Иоанн Скот Эриугена, Пьер Абеляр(1079–1142), Фома Аквинский (1225-1274), Роджер Бэкон (1214-1292), Уильям Оккам (ок.1285-1349)

Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:

1. Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);

2. Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

3. Поскольку библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

4. Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. Форма обучения строилась на диалоге, энциклопедичности педагога и его знании Священного писания и правил аристотелевской логики. Впервые в средневековой философии были проанализированы тончайшие нюансы человеческой души и подняты проблемы морали

5. Средневековая философия была по духу оптимистична. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру. В результате физический мир, история, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы –через веру. Соответственно, выделялось две истины: мирская и божественная, которые находились в средневековой философии в симбиозе.

Крупнейшими христианскими философами средневековья были Аврелий Августин и Фома Аквинский, предельно полно и исчерпывающе для религиозной философии поставившие и решившие вопрос о соотношении разума и веры. Между ними лежит отрезок времени порядка 900 лет, но их подходы к решению проблемы разума и веры по сей день остаются актуальными для религиозной философии.

АврелийАвгустин или Августин Блаженный(354 - 430) - крупнейший христианский мыслитель периода патристики и один из выдающихся «отцов церкви». В своих трудах («О троице», «О граде Божьем», «Исповедь») он опирается на философское наследие Платона. Его философия представляет симбиоз христианских и древних доктрин. Идеализм Платона, признание иррациональных факторов духовной жизни в значительной мере определило его воззрения.

В своих философских исследованиях Августин как наиболее важную определил проблему единства веры и разума. Вера и разум, по Августину, взаимно дополняют друг друга. «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь», утверждал Августин. Философия Августина отвергает концепцию автономного положения науки, где разум является единственным средством и мерой истины. Объясняет Августин соотношение веры и разума на примере человека. Человек, по Августину, есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек стремится к богу и идёт к нему через познание «разумом» (богопознание), используя теологию и философию. Другой путь к богу - через веру, проявляющуюся в воле человека. Воля и вера, ведущие человека по жизни, гораздо выше ума, который оторван от жизни, склонен к ошибкам, недостоверен. Вера и её откровения не исключают ценностей разумного познания природы и общества. Но вера не вытекает из познания, она - самостоятельный высший источник истины. Истина в боге, а не в науках. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Тезис о первенстве веры над разумом не был новым. В отличие от предшествующих «отцов церкви», которые видели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Вклад Августина состоял также в том, что он попытался обосновать первенство веры над разумом и философией


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: