Вопрос: Культура, наука, образование К-на в годы ВОВ

Война нанесла большой ущерб развитию образования, школьные помещения были закрыты под госпитали, оборонные предприятия. Сократилось число уч-ся и учителей на 1\3. Часть подростков вынуждена была идти на произ-во и в 44г. были созданы школы раб.молодежи. За годы войны в К-н были эвакуированы много вузов, большая часть реэвакуировалась. Созданы новые вузы: КазЖенПИ, ГосПедИнст-т иностранных языков и т.д.

НАУКА – В К-н эвакуированы многие учреждения и ученые: географ- Бардин, тюрколог- Малов, астрономы, историки и т.д. Созданы новые НИИ: Институт астрономии и физики, химико- металлургический ин-т, ин-т горного дела и т.д.

ЛИТ-РА – В К-н эвакуированы многие известные писатели: Толстой, Паустовский, Маршак. В творчестве каз-их писателей преобладала военная тематика: Мустафин <<роман жизни и смерти>>, Мусперов <<солдат из К-на>>, Абишев <<Т.Тахтаров>>.

ИС-ВО – В К-не работал Прокофьев и балерина Уланова. Жубанов, Хамеди написал оперу <<Абай>>,а Брусиловский и Тулебаев <<Амангельды>>. В 1944г. Брусиловский, Хамеди, Тулебаев написали музыку гос.гимн Каз.ССР. В К-н эвакуировано 23 театра и киностудии.

В годы войны кол-во вузов рес-ки увеличилось. В 1943 г был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1944-Чимкентский технологический институт строительных материалов,1944- Консерватория и Женский Педагогический институт в Алма-Ате. В 1940 г появляется первый каз. Балет «Коктем».В самом начале войны была создана «комиссия Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны». Научные рекомендации Комисии, в состав которой вошли такие крупные советские ученые, как Комаров, Байков, Бардин, Обручев, Образцов и другие, легли в основу развития военной экономики Казахстана. В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследования академики Алексеев, Бах, Берг, Гамалея, Мендельштам, Орлов, Зеленский и другие. Каждый из них продолжал работать и старался найти темы, связанные с местом своего временного пребывания. Академик Орлов изучил казахский язык и составил русско- казахский словарь, написал труд «Казахский героический эпос», вышедший уже после возвращения ученого из эвакуации. В столице республики разместились свыше 20научно-исследовательских институтов, в том числе иституты философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР. Солидный отряд ученых трудился в эвакуированных вузах.В Казахском филиале АН СССР были организованы астрономическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии. В октября 1945г. Правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук. Огромную работу по мобилизации на нужды обороны черных, цветных и редких металлов, горючих полезных ископаемых, водных и гидроэнергетических ресурсов провели ученые Казахстана во главе с Сатпаевым. Многолетний труд Сатпаева по Джезказганским медным месторождениям был в 1942г. Удостоен Государственной премии. С учетом национального состава были открыто русско-казахские, казахо- украинские, украинские школы, классы для украинских и польских детей в школах и детдомах, интернаты для детей фронтовиков. Значительную работу по подготовке квалифицированных кадров вели эвакуированные высшие и средние учебные заведения. Среди них- Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золото, Объединенный Украинский государственный университет, а также созданные в дни войны Алма-Атинский государственный педагогический институт иностранных языков, Чимкентский технологический институт,Казахская государственная консерватория, институт физической культуры.Могучим идейным оружием воюющего народа явились литература и искусство. Около 90 писателей и поэтов Казахстана сражались на фронтах войны. В ряды Союза писателей республики вошли эвакуированные писатели Толстой, Михалков, Форш, Маршак, Зощенко.Значительным событием в казахской поэзии военных лет стали цикл стихов партизана Саина, «Легенда о смерти поэта» Аманжолова, «Ленинградцы, дети мои» Джамбула. В дни войны обрели новую жизнь айтысы-состязания народных акынов. Толстой в Казахстане работал над трилогией «Иван Грозный». Активное участие в работе по созданию агитплакатов «Отан ТАСС» принимали Маршак, Михалков, Казахская литература пополнилась новыми именами Мауленова, Момыш-улы, Габдуллина.В Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Выдающиеся деятели сцены, художники, компазиторы и другие участвовали в обучении талантливой казахской молодежи.15 ноября 1941г. на базе эвакуированных Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм», Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов. В ней работали такие выдающиеся мастера советского кино, как Эйзенштейн, Трауберг, Юткевич, Эрмлер, Черкасов, Жаров, Орлова, Смирнова, Роппопорт и др.Главной темой художественных картин стала героическая борьба советского народа против фашизма. В кинокартинах «Два бойца», «Партизаны», «Ленинградцы» советские деятели киноискусства показывали бесстрашие и стойкость советского народа в борьбе с иноземными захватчиками. За два года были выпущены 23 полнометражных картины. В Центральной объединенной киностудии художественных фильмов проводились занятия по актерскому мастерству. Была организована четырехгодичная казахская киноактерская школа. Национальные кадры готовил Всесоюзный Государственный институт кинематографии, работавший тогда в столице Казахской ССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: