Таможенная политика в период складывания единого централизованного государства

Главными обстоятельствами, определявшими развитие таможенной системы XV-XVI веков, явилось формирование единого московского государства с его обширным государственным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных сборов и податей, денежных и натуральных, внешних и внутренних, с продаваемых и привозимых. Примерно с середины XVI в. аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. С этого времени делались попытки внести некоторый порядок в эти сборы и привести их к более простой однообразной системе. Установление таможенных сборов в их современном смысле начинается с развития торговли с иностранцами через Архангельск. Московское правительство вело обширные действия по внешней и внутренней торговле. Важным предметом этой торговли были, в частности, сибирские меха, которые собирались с сибирских инородцев, затем сортировались и продавались за границу. Другим предметом казенной торговли были в разное время хлеб, рыба, соль, лен, пенька, вино, притом иногда торговля тем или иным товаром объявлялась казенной монополией. Сбор пошлин таможенных и проездных, разных натуральных платежей, заведование казенными промыслами и операциями, сортировка, распределение, продажа - все требовало огромного штата служащих и рабочих.

36. Формирование советской новой таможенной службы.

Новая государственная власть, пришедшая к управле нию страной в результате Октябрьского переворота, отказалась от таможенной политики, проводимой ранее, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монопо лии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным ин струментом регулирования внешней торговли. В период воен ного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть тамо женные учреждения. Такие предложения обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом. Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года, который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования. В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Таможен ные учреждения признавались органами центральной Совет ской власти и управлялись Наркоматом по финансовым де лам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональ ные организации не могли вмешиваться в деятельность та можен. Местные Советы имели право над зора за деятельностью таможенных учреждений, не вмеши ваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможен ных сборов был переименован в Главное управление тамо женного контроля, которое переходило в подчинение Нарко мата торговли и промышленности В соответствии с этим постановлением Главное тамо женное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможен ные округа стали органами НКВТ на территории СССР. 12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет, который послужил основой для Таможенного устава 1924 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: