Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.
Апрель 1985 года положил начало медленным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Бытует представление, что причиной начавшегося «ремонта» стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.


Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему – существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым – прежде всего международным – условиям.


Сегодняшние итоги этого курса всерьез заставляют задуматься о том, насколько необходима была такая ломка экономики. В конце ХХ в. в мире реализованы два крупных проекта по переходу от авторитарного, бюрократического и патерналистского режима к открытому обществу и либеральной экономике – в Испании после смерти Франко и в СССР. Над проектами, как сейчас известно, работали лучшие мозговые центры мировой демократии. Но сколь различны оба эксперимента! Испанцам – бережный, нетравмирующий переход без разрыва с прошлым, без сведения счетов и разрушения каких бы то ни было структур. Результат – быстрый выход из кризиса и процветание. России – революционная ломка всех систем жизнеобеспечения, раскол общества по всем его трещинам, маховик конфликтов и братоубийство. Итог – национальная катастрофа. Опять европейские умы задумали, а их «пятая колонна» реализовала в России революционный эксперимент.
Можно по этому поводу услышать довод, что российская экономика была по своему укладу социалистической, а значит для ее преобразования в рыночную была необходима кардинальная ломка. Серьезные сомнения насчет обоснованности этого тезиса вызывает анализ опыта развития китайской экономики. Китай не стал кардинально ломать все экономические, политические и идеологические устои, в результате чего ему удалось избежать тех потрясений, которые произошли в российской экономике в последние годы. При этом экономика Китая не только избежала кризиса, но и быстрыми темпами стала развиваться. Таким образом, опыт Китая является ярким подтверждением того, что для реформирования социалистической экономики совсем не обязательно проводить полное разрушение экономического уклада. Это еще более заставляет задуматься о том, была ли необходима перестройка и о истинных целях ее проведения. Тем более что в этом плане представляется еще более ставящим под сомнение обоснованность перестроечных процессов значительное увеличение роли государства в современных государствах с развитой экономикой, что выставлялось как один из основных недостатков советской экономики.

Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Хрущёв по примеру США увлекся внедрением кукурузы, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 посевы кукурузы стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы. Кукурузу стали сеять даже в северных областях, вплоть до Вологодской, хотя эта культура теплолюбива и севернее Москвы зерна практически не дает. Одновременно началась распашка чистых паров и лугов, в т.ч. заливных. Такие некомпетентные действия привели лишь к снижению сбора хлебов. Хотя средняя урожайность зерновых составила в 1959-1964 10,4 ц/га против 7,7 ц/га в 1949-1953, в н.60-х в стране вновь стало не хватать зерна. Отчасти это объяснялось ростом стандартов потребления. Однако имелись и др.причины, пр.всего, непродуманная аграрная Политика. В 1958 было принято решение о продаже колхозам и совхозам техники МТС. Машинно-тракторные станции преобразовывались в ремонтные. Само по себе это решение было разумным, т.к. механизаторы МТС, получавшие зарплату в зависимости от количества вспаханных гектаров, не были заинтересованы в качественной обработке почвы. К тому же колхозы теперь освобождались от диктата со стороны директоров МТС. Но реализация этой меры оказалась неудачной. Колхозам пришлось выкупить технику за один год, по высоким ценам. В результате многие колхозы, особенно слабые, разорились. Продолжилось укрупнение колхозов (в 1950-1952 в результате слияния нескольких хозяйств в одно число колхозов сократилось с 252 до 94 тыс.)- В 1957 их число составило 68 тыс., в 1960 - 45 тыс. Одновременно проводилось преобразование колхозов в совхозы. Укрупнение хозяйств затруднило руководство ими. Жителей стали сселять на центральные усадьбы, в результате обезлюдели многие отдаленные деревни, объявленные "неперспективными", перестали использоваться угодья вокруг них.

С 1958 Хрущёв предпринял наступление на личные подсобные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставили продать личный скот своим предприятиям. Жителям городов и рабочих поселков запретили держать скот на личных подворьях. Всё это объяснялось, с одной стороны, ошибочной уверенностью Хрущёва в незначительной роли личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве, а с др.- его стремлением сконцентрировать все силы работников на труде в общественном хозяйстве.

 

В 1957 Хрущёв выдвинул авантюристическую программу "Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!". Попытка в кратчайшие сроки увеличить производство мяса привела лишь к массовому забою и снижению поголовья скота. Всё это вызвало ускоренный отток населения в города. В 1960- 1964 сюда переселились 7 млн. сельских жителей, причём 6 млн. составила молодёжь, которую влекли в город более высокие заработки, квалифицированный труд, бытовой комфорт и разнообразие досуга. В н.60-х Хрущёв попытался вернуться к курсу сентябрьского Пленума 1953 В 1962 были повышены закупочные цены на мясомолочную продукцию. В ФВ 1964 Пленум ЦК провозгласил курс на интенсификацию сельского хозяйства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Однако принятые меры запоздали.

 

Социальные последствия реформ для многих оказались весьма тяжелыми. Государственные дотации на товары и услуги первой необходимости, бесплатное медицинское обслуживание, образование, жилье и другие социальные блага, к которым население страны привыкло в советские годы, были отменены. К 1994 г. количество безработных составило почти 9 млн. человек. Населению предлагалось выживать самостоятельно. Социальные ожидания, связанные с реформами, не оправдывались.

 

За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Культ личности Сталина был развенчан еще в 1956 году на XX съезде КПСС, когда впервые представители государственной власти открыто заявили о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы. Однако восстановление справедливости велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов. 13 августа 1990 года Указом Президента СССР вновь поднимается вопрос о необходимости восстановить в правах граждан, пострадавших от политических репрессий. Особенностью этого документа было признание факта проведения политических репрессий и в период 20-х годов, еще до прихода к власти Сталина и его окружения. Жертвами политических репрессий были признаны невинно пострадавшие во время насильственной коллективизации, а также представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам. Порядок восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий, был урегулирован в 1991 году законом РФ"О реабилитации жертв политических репрессий". Его действие распространяется и на детей репрессированных, пострадавших вместе со своими родителями. Для скорейшего восстановления справедливости в отношении многих невиновно репрессированных граждан был введен упрощенный, несудебный порядок реабилитации. Справки о реабилитации выдавались органами МВД и прокуратуры на основе изучения уголовных дел и иных материалов. Реабилитированные восстанавливались в социально-политических и гражданских правах, им возвращались почетные звания, ордена и медали. Они могли вернуться в те места, откуда были выселены (Указ Президента РФ от 23.04.1996 N 602). Были предусмотрены социальные льготы и возможность получить единовременную выплату денежной компенсации (Постановление Правительства РФ от 16.03.1992 N 160). Проблема реабилитации жертв политических репрессий до сих пор остается актуальной. Не решен вопрос о возмещении морального вреда людям, пострадавшим во время политических репрессий.

 

17. Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис".

1985 и 1986 годы ознаменовались началом в марте 1985 г. новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между СССР и США, в том числе и на высшем уровне. В декабре 1987 года СССР впервые идет на существенные уступки в вопросе разоружений. С 1988 года начинается резкое потепление отношений, в связи с отказом СССР от классового подхода в международной политике. Более того, примерно с этого времени США начинают восприниматься не как соперник и даже конкурент, а как безусловный пример для подражания, кумир, которому следует поклоняться. Если на "кухонных дебатах" в 1959-м Хрущев активно отстаивал перед Никсоном преимущества социализма, то в 1988-м Горбачев позволяет Рейгану беспрепятственно пропагандировать студентам МГУ либерализм и свободный рынок. Все это в итоге привело к тому, что к 1991 году СССР фактически отказался от мирового влияния и полностью вошел в фарватер политики стран Запада.

Неоднократные контакты, в первые месяцы 1990 года, по телефону с Бушем и, на встречах в Москве, — с Джеймсом Бейкером, в связи с объединением Германии.

Встречи на высшем уровне:

· ноябрь 1985 — советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве. В Совместном советско-американском заявлении по итогам встречи было отмечено, что «ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей». [6]

· октябрь 1986 — встреча в Рейкьявике. Важнейшая веха в советско-американском переговорном процессе по стратегическим наступательным вооружениям (советской стороной были представлены конкретные предложения уже не об ограничении, а о сокращении всех частей «триады» СНВ при условии взаимного отказа от переноса гонки вооружений в космос, однако из-за несогласия американской стороны с этим условием никаких документов на встрече принято не было). [7]

· декабрь 1987 — визит Горбачева в США. Подписание соглашения о РСМД, по которому СССР впервые за всю историю Холодной войны пошел на существенные уступки.

· май—июнь 1988 — визит Рейгана в Москву. Обмен ратификационными грамотами к Договору о РСМД. Американский президент по просьбе Горбачева выступает перед студентами МГУ с лекцией о свободных рынках. Беспрецедентный случай для советской истории - стратегический противник открыто пропагандирует советской молодежи свои ценности, причем с санкции Генерального секретаря ЦК КПСС.

· декабрь 1988 — встреча в Нью-Йорке (на Губернаторском острове) Горбачёва, Рейгана и Буша (избранного президентом накануне). Выступая с трибуны ООН, Горбачев в заключительной части своей речи отдал должное прогрессу в налаживании отношений между СССР и США и провозгласил одностороннее сокращение армии, конверсию оборонной промышленности и начало вывода части войск из Восточной Европы и Монголии.

· 2-3 декабря 1989встреча на Мальте Буша и Горбачёва. Провозглашение окончания Холодной войны.

· конец июля 1991 года — официальный визит Буша в СССР. Подписание Горбачевым и Бушем Договора об СНВ, а также соглашения о стратегическом партнерстве СССР и США; обсуждение в Ново-Огареве проблем всеобщей, планетарной безопасности.

Кари́бский кризис — исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре1962 года, которое было вызвано размещением США ядерного оружия в Турции в 1961 году и впоследствии тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» (исп. Crisis de Octubre), в США распространено название «Кубинский ракетный кризис»

Кризис вызвало предшествовавшее данным событиям размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции (стране-участнице НАТО) ракет средней дальности «Юпитер», которые беспрепятственно в силу малого подлетного времени могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры СССР, что лишало СССР возможности нанести равноценный ответный удар. В качестве ответной меры на эти действия Советский Союз разместил кадровые военные части и подразделения, на вооружении у которых находилось как обычное, так и атомное оружие, включая баллистические и тактическиеракеты наземного базирования, на острове Куба, в непосредственной близости от побережья США.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: