Заборчик 2. Лопаточка


 

 

Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны).

 

Удерживать губы в таком положении.

 

 

ЧАШЕЧКА

 

Широко открыть рот. Широкий

 

расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

 

ГРИБОК

 

 

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу.


 

Рот открыть. Положить широкий

 

расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

 

ЛОШАДКА

 

Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

 

ВКУСНОЕ

 

ВАРЕНЬЕ

 

 

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!


 

 

КАЧЕЛИ

 

 

Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

 

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

 

Сначала выполнять с

закрытым ртом, затем —

с открытым.

 

 

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

 

БАРАБАНЩИК

 

 

Рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком:

д-д-д...


 

КОНФЕТА

 

 

Губы сомкнуть. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

 

 

ГАРМОШКА

 

 

Рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

 

ИНДЮК

 

 

Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед—назад, не отрывая языка. При этом произносить: БЛ-БЛ-БЛ... Нижняя челюсть неподвижна!


 

 

Упражнение «Заведи мотор». Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Р-Р-Р...


 

 


 

 

Упражнение «Песенки». Тигр никак не может научиться выговаривать звук Р. Ему помогут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Тигром. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчетливым произнесением звука Р в рядах слогов. Если ребенок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)


 

РА - РА - РА РО - РО - РО РЫ - РЫ - РЫ РУ - РУ - РУ РЭ - РЭ - РЭ


 

 

РА - РА - РО

 

Р О - Р Ы - Р О РЫ - РУ - РУ РУ - РА - РА

 

Р Э - Р Э - Р Ы


 

 

РО - РА - РО - РА РЫ - РЫ - РО - РО РУ - РА - РУ - РО РЭ - РЫ - РА - РУ РА - РО - РЫ - РЭ

 


 

 

АР - АР - АР ОР - ОР - ОР УР - УР - УР ИР - ИР - ИР ЭР - ЭР - ЭР


 

АР - ОР - АР ОР - АР - ОР ОР - ИР - ОР УР - АР - УР ИР - АР - ИР


 

А Р - О Р - У Р - Ы Р Ы Р - У Р - О Р - А Р Е Р - И Р - Ю Р - Я Р

 

А Р - Я Р - О Р - ЕР Ы Р - И Р - Я Р - А Р


 

 

Лабиринт 1

 

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение/

 

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинкуволшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало (упражнение повторяется несколько раз).

 

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет

 

и проговори оба слова вместе. Образец: Взлетает... (ракета).

 

 

* Здесь и далее: игры, отмеченные звездочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.

 

Перечень картинок лабиринта: рак, рама, ранец, радио, <7>, ракета, радуга, раковина, ракетка.


 

 

Лабиринт 2

 

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия по образцу. Образец: рукав — рукава. Какие слова не изменились?

 

Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя,мое). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок...)

 

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни)как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.


 

Перечень картинок лабиринта: руки, рукав, ручка, ружьё, ручей, рубин, рубанок, рубашка, румяна.


 

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.

 

Образец: Робот какой? — Робот железный, серый...

 

Упражнение «Подбери слова к схеме». Посмотри на звуковую схему в клетке лабиринта. Какиекартинки подходят к этой схеме?

 

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбравподходящее слово-картинку. Образец: Зубной врач попросил меня широко открыть...

 

(рот).


 

Перечень картинок лабиринта: рот, рог, робот, роза, <схема>, рысь, рыба, рынок, рыбак.


 

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку иназови слово. Образец: царская, золотая, блестящая... — корона.

 

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало или окончание). Аты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: го... — -ры, горы;

 

-то — коры-, корыто. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

 

Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.

 

Образец: Ворота что делают? — Ворота открываются.


 

Перечень картинок лабиринта: нора, баран, барабан, перо, ворота, корона, фары, горы, корыто.


 

 

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение из двух (трёх) слов

 

с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: На столе лежит марка. — Марка лежит на столе.

 

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни ихи повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Р.

 

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец:

 

карман — карманчик. Какие слова нельзя изменить?


 

 

Перечень картинок лабиринта: арка, арбуз, марка, парта, карта, фартук, морковь, карман, картина.


 

 

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяколичество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

 

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, азатем — неживые предметы.

 

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия. Образец: труба — трубы. Какие слова не изменились?


 

Перечень картинок лабиринта: трава, трамвай, тройка, труба, ватрушка, петрушка, дрова, дракон, дрозд.


 

 

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложение. Образец: В кружку налили кефир.

 

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребенок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

 

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.

 

Образец: Груша какая? — Груша желтая, сочная, вкусная, сладкая...


 

Перечень картинок лабиринта: краски, кровать, гранат, груша, фрукты, пружина, <7>, кружка, крыша.


 

 

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку иназови слово. Образец: ядовитый... — мухомор.

 

Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.

 

Образец: Катер что делает? — Катер перевозит пассажиров, плывет...

 

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложения по образцу. Образец: Вчера повар готовил обед. Сегодня повар готовит обед. Завтра повар приготовит обед.


 

Перечень картинок лабиринта: комар, повар, топор, забор, помидор, мухомор, веер, катер, сыр.


 

Упражнение «Четвертый — лишний». Помоги поросенку Наф-Нафу. Найди в каждом ряду лишнююкартинку и обведи ее в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Р.


 

Упражнение «Посчитай». Почтальон Воробей разносил телеграммы. Посчитай тех, кто получилтелеграммы. Кого больше? Кого — меньше? Образец: одна рыбка, две рыбки...

 

Посчитай животных в обратном порядке по образцу. Образец: пять рыбок, четыре рыбки...


 


 

Упражнение «Новые слова». Буратино узнал, что если заменить хотя бы один звук в слове, егосмысл изменится. Проверь, так ли это?


 

Замени в словах первый звук на звук Р, чтобы

 

получилось новое слово. Образец: мак —...

 

(рак).


 

 

Замени в словах последний звук на звук Р, чтобы получилось новое слово. Образец: сын —... (сыр).

 


 

 

Упражнение «Подбери слово-предмет». Послушай слова-признаки и назови тот предмет, ккоторому они относятся. Образец: спелый, сочный —... (арбуз).


 

Упражнение «Художник». Художник Карандаш решил устроить выставку. Однако часть картинеще не готова. Помоги Карандашу. Раскрась картинки подходящими цветами — красным, розовым и оранжевым. Расскажи о том, что у тебя получилось. Образец: оранжевый барабан, оранжевое корыто, оранжевая морковь.


 

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на


 

картинки. Образец: Рома... труба. — Рома купил трубу.


 

Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счетных палочек (спичек)картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.


 

Рыбка

 

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Быстро-быстро уплыла.

 

М. Клокова

 

Какие слова со звуком Р ты запомнил из этого стихотворения?


 

 

От морского корма морж Отвернулся. Ну и что ж? У мороженщицы Фроси Морж мороженого просит.

 

Т.А. Куликовская

 

Составь предложение со словом мороженое.


 

Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки.

 

Соедини загадки с картинками-отгадками.


 

 

За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Золотая...

(радуга).

 

П. Лапыгин

 

 

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!

(Жираф) С.Я. Маршак


 

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям кочует — Зернышки ворует. (Воробей) Русск. народн. творчество

 

 

Этот гриб красивый,

 

Красный,

 

Но поверьте, он —

 

Опасный. (Мухомор)

 

ТА. Шорыгина

 


 

 

Пошла муха на базар И купила... (самовар)

К. И. Чуковский

 

Среди листьев изумрудных Зреет много гроздьев чудных. Они из ягод состоят, И мы зовем их...

(виноград).

 

ТА. Шорыгина


 

 

На каком цветке гадают, Лепесточки обрывают?

 

(Ромашка) ТА.

 

Шорыгина

 

Этот круглый плод большой С жесткой красной кожурой. В южных странах он растет, Сок рубиновый дает. (Гранат) ТА. Шорыгина

 


 


 

Упражнение «Подружи слова». Смотри, злая Кикимора перепутала слова в предложениях!Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнеси предложения правильно. Образец: Рома, топор, дрова, рубить. — Рома рубит дрова топором.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: