Внебюджетные фонды являются целевыми государственными фондами денежных средств. Для отечественной финансовой системы это относительно новый элемент, создание которого обусловлено следующими причинами:
(1) целевые денежные фонды позволяют повысить эффективность управления государственными финансовыми ресурсами, обеспечить должный контроль за их формированием и использованием;
(2) фондовая система финансирования социальных расходов позволяет государству более четко и гарантированно исполнять свои социальные обязательства перед обществом;
(3) стабильность механизма социального обеспечения определяет экономическую и политическую стабильность страны.
В финансовой системе России внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР".
Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан страны, поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды составляют финансовую основу системы обязательного социального страхования, они являются структурным элементом бюджетной системы. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
(1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
(2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
(3) бюджеты Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов включены в бюджетную систему Российской Федерации. Порядок их составления, утверждения и исполнения производится по правилам бюджетного процесса. Однако перечисленные фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Автономность бюджетов фондов социального страхования является залогом эффективного функционирования системы социального страхования.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации, средства бюджетов различных уровней бюджетной системы страны, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, штрафные санкции и пени, прочие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Направления расходования средств государственных внебюджетных фондов носят строго целевой характер, соответствующий целям и задачам конкретного социального фонда.
Таким образом, внебюджетные фонды являются результатом функционирования финансовых отношений, направленных на формирование и использование строго целевых централизованных денежных фондов, необходимых государству для финансирования социальных расходов.
Управление средствами государственных внебюджетных фондов осуществляют одноименные организации, которые являются финансово-кредитными учреждениями. Их деятельность, задачи и функции регулируется утвержденными положениями.
В настоящее время к числу внебюджетных фондов относятся:
o Пенсионный фонд Российской Федерации;
o Фонд социального страхования Российской Федерации;
o Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.