Трансдисциплинарный подход в современной логопедии

Конспект статьи Ю.О. Филатовой

В современной научной литературе к области трансдисциплинарных исследований относят научный поиск, который ориентирован на открытие и изучение свойств и закономерностей, проявляющихся одинаковым образом в проектах разной природы. Как полагал Д. Б. Меклер, Р. Г. Идлис, жизнидеятельность любой биологической системы представляет собой упорядоченное движение относительно друг друга разных биологических структур, подчиняющихся тем же принципам и тем же законам, что и весь процесс организации каждой из структур, входящих в систему.

Одной из многомерных субстанций универсального характера является ритм, для анализа и измерения которого необходимы модернизация принятых в логопедии понятий и терминов, осуществление глубоких трансдисциплинарных исследований сущности этого процесса и проведение системного анализа.

И. П. Павлов считал, что парадигма любого исследования должна быть нацелена на решение трёх основных задач: с помощью каких законов и механизмов организм-система поддерживает постоянство своих функций, по каким механизмам эти функции восстанавливаются, если они оказываются нарушенными, и, на основе каких стимулов, процессов и механизмов организм-система совершенствует свои функции.

В последние годы учёные, изучающие мозговые процессы, всё больше склоняются к мысли, что для познания такого сложного психического явления, как речь, требует серьёзные исследования, которые охватывают не только гуманитарные науки, но и биологические, информационные и технические направления.

Ещё в середине ХХ в. П. К. Анохин говорил о том, что именно такой подход может способствовать созданию комплексной картины представлений о взаимодействии основных мозговых структур в реализации речи, мышления, интеллекта и любого поведенческого акта.

Методологией современной логопедической науки становится не только и не столько изучение внешне наблюдаемой картины вербальных явлений, но и расширение знаний путём исследования механизмов построения “внутренней картины речи” и выхода на теоретические взгляды о роли отдельных узловых преобразований речевой системы в онтогенезе. Возникновение новых нейронных сетей в мозге в процессе обучения обмен пластичности ЦНС как фундамент и наиболее специфическое свойство центральных нейронов - эти и другие знания последних лет дополняют и обогащают теоретические представления о речепроизводстве и их коррекции. Именно это открытие новых путей позволяет обоснованию методов в логопедии.

Значимость ритма в организации речевой функции и малая разрешаемость данной проблемы в спец.педагогике указывают на актуальность изучения ритмических проблем в онтогенезе и при разных речевых нарушений у детей.

Проблемная область исследования ритмической организации речи требует комплексного трансдисциплинарного изучения в ритморечевом и моторном онтогенезе, их особенностей при разных речевых расстройствах. Это открытие даёт широкие перспективы для объяснения обозначенной проблемы, что способствует понижению значения ритма в речевой и моторной функций.

Теоретический поиск позволяет сформулировать методологическую парадигму, в качестве которой выбрана система поведенческого акта, трансформированная в функциональную систему речи, как сложную, открытую, нелинейную самоорганизующуюся систему. Как и любая другая система интерпретируется от хаоса к порядку.

В связи с длительностью созревания компонентов сенсомоторной речевой незрелостью регуляторных систем мозга, речь ребёнка раннего возраста характеризуется особенностями по типу физиологического дезонтогенеза, который в ходе речевого развития сменяется постепенным формированием ритмически психосенсомоторного стереотипа. На определённом этапе развития речи психосенсомоторный речевой стереотип начинает оставлять собой результат иерархически организованных лингвистических и психомоторных программ функциональной системы речи.

Благодаря онтогенетическому формированию ритмических процессов речи разного уровня (слогового ритма - словестного ритма - синтагменного ритма), происходит пространственно-временное согласование программ выбора языковых и моторных средств, в результате чего реализуется двигательная программа и весь комплекс психолингвистических компонентов речи, т. е. “результат действия”, что внешне выражается устной речью.

Одним из физических качеств речи является её плавность. Это понятие включает в себя ритмические характеристики речевого высказывания, благодаря которым реализуется целостное по смыслу и осуществляемое в процессе единого выдоха речевое действие.

Исследование речевых и неречевых ритмических процессов включает разработку авторского диагностического комплекса, состоящего из двух, которые базируются на отечественных и зарубежных модифицированных методиках, адекватных возрасту, ддвигательноым и речевым возможностям детей и подростков с нормальной и нарушенной речью.

Применение диагностического инструментария даёт возможность выявить не только их нарушенные, но и сохранные компоненты.

В эксперементальном исследовании приняли участие 611 детей дошкольного возраста, младшешкольного и подросткового возраста. Из них 233 ребёнка с нормальным психофизическим и речевым развитием и 388 детей с разными видами нарушений речи - заиканием, клаттерингом, дизартрией, моторной алалией.

Все дети с речевыми растройствами обучались в специализированных образовательных учреждениях, получали систематическую логопедическую помощь.

В характеристиках речевого ритма детей с нормальным речевым развитием выявляется чёткая последовательность созревания ритмических процессов на разных иерархических уровнях.

Показатели неречевого у большинства детей дошк.возраста с нормальным психофизическим и речевым развитием имеют точно устойчивый характер кодировании информации, в разных модальностях, а так же димонстрируют вариабельность, что затрудняет их интерпритацию. У детей младшего школьного возраста этой группы (6 - 11 лет), эксперементально подтверждено преобладание зрительного канала восприятия неречевого ритма, что свидетельствует о первостепенном значении в перцепции не только образования окружающего мира, но и их ритма.

Можно отметить, что у детей младшего школьного возраста в норме отмечается достаточно высокий уровень развития ритмического моторного ответа.

Полученные данные подтверждаются физиологическими исследованиями последних лет, в которых при изучении произвольных ритмических, циклических движений.

Особое внимание уделяется получению характеристик речевого ритма у детей и подростков с речевыми нарушениями, которые не представлены в научной литературе. Обнаружены следующие показатели: задержка созревания ритмической организации речи в нарушении речевого ритма на разных иерархических уровнях, в том числе и на ритмоинтонационном.

Выявляются качественные различия нарушения ритмической организации речи при разных видах речевых расстройств в соответствии с их клиническим формами.

Эксперементально выявляется разница в количестве и качестве показателей неплавности речи при разных формах заикания.

Можно считать, что при невротической форме заикания нарушен ритмический запуск высказывания на разных уровнях речи.

При неврозоподобной форме заикания выявляются другие механизмы нарушения ритмической организации речи. Эпизоды заикания регистрируются не только на первых речевых единицах, но и на протяжении всего речевого высказывания: показатели неплавностинесудорожного характера представлены в разных видах речи - как диалогической, так и монологической - и проявляются значительно чаще, чем при невротической форме заикания. Эти данные можно расценивать как свидетельство того, что речевые ритмические процессы при неврозоподобном заикании созревают с большими трудностями, чем при невротической форме нарушения.

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о неустойчивой ритмической регуляции речи с невротической формой.

Особенности речевых ритмических процессов при других видах нарушений не так демонстрируется, как при заикании.

У детей с дизартрией свидетельствуют о расстройстве ритмической организации речи на всех иерархических уровнях.

При моторной алалии выявлена несформированность слогового и синтагменного ритмов. Комбинации различных типов искажений.

Научный анализ и статистически достоверные эксперементальные данные позволяют констатировать следующие общие для разных видов речевой патологии показатели неречевого ритма. У всех детей с речевыми расстройствами, как и в норме, выявляется доминантность зрительного канала восприятия неречевого ритма. В противоположность детям с нормальным речевым развитием, у всех у них обнаруживаются сниженные возможности восприятия неречевых звуковых ритмических стимулов, трудности аудиовизуальной интеграции, существенные затруднения графической перешифровки ритмических стимулов, предъявляемых на слух.

Помимо этого, выявлены специфические особенности неречевого ритма, характерные для разных форм речевого дизонтогенеза. Обнаружен разный уровень развития ритмического моторного ответа на звуковые стимулы - от низкого при неврозоподобном заикании и дизартрии до нулевого при моторной алалии.

Анализ результатов собственных исследований в сопоставлении с данноыми литературы свидетельствует о том, что онтогенезе и дизонтогенез ритмических характеристик речи и движений является тончайшим и точнейшим индикатором здоровья или его нарушения не только на уровне речевой функции, но и ЦНС в целом.

Проведенный трансдисциплинарный научный поиск, который ориентирован на изучение свойств и закономерностей речевых и неречевых ритмических процессов, выходит за рамки логопедии как науки в традиционном понимании и может способствовать развитию новых научных направлений, в частности, они могут быть расширены благодаря привлечению синергетического мировоззрения, направленного на выявление универсальности в закономерностях самоорганизации и самопроизвольности порождения порядка из хаоса любой системы, в том числе и речевой.

 

Три вопроса по проблемному полю статьи:

1. Какова значимость ритма в организации речевой функции у детей при различных речевых нарушениях?

2. Какова возможность расширения методологического поля исследований в логопедии с привлечением трансдисциплинарного подхода и метода системного анализа речи?

3. Что требует проблемная область исследования ритмической организации речи в речевом и моторном онтогенезе?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: