(Метод «фонтанчика»)- И наоборот,
если выражение в скобках одинаковый
умножается на а, то скобки множитель
убираем, а каждое слагае- можно вынести
мое или вычитаемое умно- за скобки:
жаем на а: а∙(в+с)=а∙в+а∙с а∙в+а∙с= а∙(в+с)
а∙(с-у)=а∙с-а∙у; а∙в-а∙с= а∙(в-с)
а∙(в+с-у)=а∙в+а∙с-а∙у; а∙(в+с-у)=а∙в+а∙с-а∙у
Примеры: 7∙34-7∙4=7∙(34-4)=7∙30=210;
28∙18+2∙18=(28+2) ∙18=30∙18=540;
43∙2=(40+3) ∙2=40∙2+3∙2=80+6=86.
Умножение и деление натуральных чисел и его свойства. Степень числа. а∙0=0, а∙1=а, а∙а=а2 (читают а в степени 2 или а в квадрате), а∙а∙а =а3 (читают а в степени 3 или а в кубе), и так далее, а∙а∙а∙а∙а =а5 (читают а в степени 5) 02=0∙0=0 ноль в любой степени будет ноль, 12=1∙1=1 один в любой степени будет один. На ноль делить нельзя! а:0=нельзя а:1=а, а:а=1, а:с+в:с=(а+в):с
Периметр Р=(а+в)∙2 Площадь S =а∙в Треугольник Р=а+в+с ∆
Квадрат –это прямоугольник у которого все стороны равны. Р =4∙а, S=а∙а=а2 Окружность и круг
Радиус R-это расстояние от центра О до любой точки окружности. R = ОА
О R А
Прямая -нет начала, нет конца.
Луч –есть начало, нет конца.
Отрезок - есть начало и конец.
Координатный луч -это луч, у которого есть шкала (одинаковые деления) и указан единичный отрезок. А Х 0 1 8 У точки А координата 8, это обозначают так: А(8).
в а с Куб У куба все грани- квадраты, все стороны равны. Объём V= а ∙ а∙а=а3, где а -сторона квадрата.
Площадь поверхности S= (а∙а+а∙а+а∙а)∙2=6∙а2. а Углы. (измеряем в градусах транспортиром.)
Острый угол меньше прямого угла. ![]() | |||
![]() |
Прямой угол равен 90⁰.
![]() |
Тупой угол больше 90⁰.
Развернутый угол равен 180⁰.
А В пишут: L АОВ. o Измеряют углы с помощью транспортира. ![]() |
С
135⁰
0⁰ 180⁰
А В
L ABC = 135⁰.

52 3 (делитель)
3 17(неполное частное)
22
21 52=17∙3+1 1(остаток)
Дроби.
1 числитель 4 знаменатель. Числитель показывает, сколько частей взяли, а знаменатель на сколько или
одинаковых частей разделили.
У правильной дроби числитель меньше чем 0 ⅟4 1 знаменатель: 5, 12, 48, 1256. 6 13 59 189765
У неправильной дроби числитель равен или 0 ⅟4 1 5∕4 больше чем знаменатель: 5, 12, 48, 1256. 5 10 9 765 Правильная дробь всегда меньше 1, а неправильная дробь больше либо равна единице.
1454 4 4, 4 4.
565212 6 6, 12 12. Смешанная дробь - у неё есть и целая и дробная части, её можно превратить в неправильную дробь, и наоборот (делением в столбик).
5132 2
4 4, 5 5.
_ 5 4 (знаменатель) _ 32 5 (знаменатель) 4 1 (целая часть) 30 6 (целая часть) 1 (числитель) 2 (числитель) Деление десятичной дроби на целое число. Если надо разделить число на десятичную дробь, то сначала переносим запятые у обоих чисел делителя и делимого – на одинаковое количество цифр вправо так, чтобы делитель стал целым числом. Затем делим десятичную дробь на целое число. 45,24: 0,5=452,4: 05=452,4: 5=452,40: 5=90,48
_452,40 5
45 90,48 _24 20 _40 40 При умножении десятичных дробей умножаем их как обычные числа, не обращая внимание на запятые, потом считаем, сколько чисел всего после запятых и в ответе отделяем запятой столько же цифр считая от конца. 25∙1,2=30,0=30; 1,98∙43,5=86,130=86,13 25 1,98 х 1,2 х 43,5 + 50 + 990 25__ +594 30,0 792 86,130
1 1∙4+1526∙5+2 32
4 4 4, 5 5 5. (в числителе - целую часть умножаем на знаменатель и прибавляем числитель, знаменатель остается тот же). Основное свойство дроби– числитель и знаменатель дроби можно разделить или умножить на одно и то же число. 33∙412 5 5∙4 20. Действия с дробями. Сравнивать, отнимать и складывать можно дроби с одинаковыми знаменателями. При сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают (отнимают), знаменатель тот же. Примеры:
Десятичные числа. 0,1=1/10; 0,5=5/10; 0,25=25/100; 1,234=1234/1000 (сколько чисел после запятой, столько нулей) Сложение и вычитание – запятая под запятой, запятую сносим, недостающие цифры заполняем нулями.(из целого числа делаем дробь 72=72,0) +123,543 _ 564,5 56,500 64,0 180,043 500,5 123,543+56,5=180,043; 564,5-64,5=500,5. Десятичная запись дробных чисел. Чтобы обыкновенную дробь записать в виде десятичной, надо числитель разделить на знаменатель в столбик. Когда целая часть заканчивается, запятую сносим. (Делить можно только на целое число.) Запишем дроби ¾, 25/8 в виде десятичных: 3:4=3,00:4=0,75; 25:8=25,000:8=3,125;
_3,00 _ 4_ _25,000 _ 8 ___
28 0,75 24 3,125 _20 _10 20 _ 8 0 _20 (так как 3<4 то 20 запятую сносим сразу) 0 - Сравниваем целые части.
- Если целые части равны, то начинаем сравнивать соответствующие числа, стоящие после запятой (недостающие – нули).
девочки мальчики 40% 60% 25:100∙40=10 (девочек) Ответ: в классе 10 девочек.
15% 100-15= 85% на платье осталось 12:15∙100=80(м) Ответ: в рулоне 80 метров ткани. Пример 3. Рабочий изготовил 20 деталей, а ему требуется изготовить 80 деталей. На сколько процентов он выполнил заказ? Решение: Всего 80 деталей – 100%
20 80-20=60 изготовил осталось 100:80∙20=25% Ответ: заказ выполнен на 25%. Формулы пути S = V∙t; V = S:t; t = S:V, S- это путь (расстояние), V- это скорость, t– это время.










